Конституционно-правовой статус политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа ставит перед собой цель – разработать современное правовое положение политической партии в Российской Федерации. И для ее достижения в работе будут раскрываться следующие важные вопросы:
• Понятие и признаки;
• Принципы деятельности и внутреннее устройство;
• Функции и цели;
• Права и обязанности;
• Порядок создания и ликвидации политической партии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..стр.3 – 4
Глава 1. Основы правового статуса политической партии.
1. Понятие и признаки политической партии………………………стр.5 – 7
2. Внутреннее устройство политической партии…………………..стр.7 – 9
3. Правовой статус и принципы деятельности политической партии………………………………………………………….…стр. 9 – 10
Глава 2. Основы деятельности политической партии.
2.1. Функции и цели политической партии……………………...…стр.10 – 13
2.2. Права и обязанности политических партий……………...……стр.13 – 16
Глава 3. Порядок создания, государственной регистрации и ликвидации политической партии.
3.1. Создание политических партий……………………………......стр..16 – 20
3.2. Регистрация политической партии…………………..…………стр.20 – 24
3.3. Основания и порядок приостановления и прекращения деятельности политических партий…………………………………………………..стр.24 – 26
Заключение……………………………………………………….…….стр.27 – 28
Список использованной литературы………………………..………..стр. 29 – 30

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

    При принятии уполномоченным органом решения  об отказе в регистрации заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем за три месяца со дня получения представленных на регистрацию документов. В письме должны содержаться указания на основания, повлекшие отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.

    ФЗ  «О политических париях» устанавливает  ряд оснований для отказа политической партии в регистрации (ч.1 ст.20):

    а) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам;

    б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям Федерального закона;

    в) не представлены документы, необходимые  в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации политической партии;

    г) федеральным уполномоченным органом  установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям  Федерального закона;

    д) нарушены установленные Федеральным законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.

    Государственная регистрация региональных отделений  осуществляется на местах после государственной  регистрации самой партии. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений должна быть осуществлена не позднее чем через 6 месяцев. Если партия через месяц после истечения шестимесячного срока  не представит  в регистрирующий орган  копии свидетельств в государственной регистрации ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, свидетельство о государственной регистрации партии утрачивает силу, а запись о ее создании исключается из единого государственного реестра юридических лиц.

    В отличие от политической партии, для  отказа в регистрации ее регионального отделения предусмотрены только два основания: отсутствие необходимых для регистрации документов и обнаружившееся несоответствие содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона «О политических партиях» (ч.2 ст.20).

    3.3. Основания и порядок приостановления и прекращения деятельности политических партий.

    Обретение партией официального статуса не является гарантией ее бессрочного существования. Деятельность политических партий может быть прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

    Прекращение деятельности политических партий возможно в двух формах: приостановления и ликвидации. Основания и юридические последствия  применения указанных форм имеют принципиально важные различия.

    Основанием  для приостановления должно  стать  нарушение политической партией Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ. В  этом случае  орган юстиции выносит политической  партии письменное предупреждение  с указанием допущенных нарушений, устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. При этом у политической партии имеется возможность обжаловать предупреждение федерального уполномоченного органа в суд. Если политической партией эти нарушения не были устранены, а предупреждение не обжаловано, ее деятельность может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации, принятым на основании заявления Минюста России (ч.1ст.39 ФЗ «О политических партиях»).

    Схожий  порядок предусмотрен и для приостановления  деятельности регионального отделения политической партии или иного ее структурного подразделения, с той лишь разницей, что в роли органа, управомоченного выносить предупреждение и возбуждать вопрос о приостановлении их деятельности, выступает управление юстиции субъекта РФ, а решение о приостановлении принимается судом второго звена (верховным судом республики, краевым, областным судом, судом автономной области, автономного округа). Срок, отводимый региональному отделению либо иному структурному подразделению для устранения нарушений, установлен в один месяц с момента вынесения предупреждения. В тех случаях, когда местное или первичное отделение политической партии не является юридическим лицом, установленную Законом ответственность за  допущенные  местным  или  первичным отделением нарушения несет региональное отделение.

    В случае приостановления деятельности политической партии или ее регионального отделения они утрачивают ряд своих субъективных прав.

    Приостановление деятельности политической партии не допускается со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов Президента Российской Федерации до дня официального опубликования результатов соответствующих выборов (ч6 ст.39).

    Вне зависимости от обстоятельств деятельность политических партий приостанавливается лишь на  определенное время: окончательно  утратить статус партия может только в результате ликвидации. При этом если приостановление деятельности политической  партии возможно только по инициативе управомоченных на то органов государственной власти, то ликвидация может быть проведена как в добровольном, так и в принудительном порядке.

    Вне зависимости от обстоятельств деятельность политических партий приостанавливается лишь на  определенное время: окончательно  утратить статус партия может только в результате ликвидации. При этом если приостановление деятельности политической  партии возможно только по инициативе управомоченных на то органов государственной власти, то ликвидация может быть проведена как в добровольном, так и в принудительном порядке.

    В случаях, когда ликвидация носит  добровольный характер, решение о  ликвидации принимается на съезде партии в соответствии с ее уставом. Для того чтобы решение съезда о ликвидации имело силу, в его работе должны принимать участие представители региональных отделений, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации. Что же касается регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии, то их добровольная ликвидация возможна в двух случаях: если такое решение примет руководящий орган партии, управомоченный на то ее уставом, а также в случае ликвидации самой политической партии (добровольная самоликвидация регионального отделения Законом не предусмотрена).

    Принятое  решение о ликвидации политической партии направляется в Минюст России. Если в ходе проверки нарушений по соответствию  фактических обстоятельств принятия партией решения о прекращении деятельности нормам ее устава не выявлено, Минюст России принимает решение  о государственной  регистрации факта ликвидации партии. Минюст России направляет в регистрирующий орган необходимые сведения и документы, а регистрирующий орган в пятидневный срок со дня их получения вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и сообщает об этом в Минюст России.

    Ликвидация  в судебном порядке является правовой санкцией, применяемой в отношении партий, деятельность которых осуществляется с нарушением  федерального законодательства или  перестала  отвечать требованиям, предъявляемым Федеральным законом «О политических партиях» (ч.3 ст.43).

    От  того, как ликвидирована партия – в добровольном или в принудительном порядке, – зависит возможность осуществления ею дальнейшей политической деятельности,  а также судьба  ее  имущества.  В  случаях, когда ликвидация осуществлена по решению съезда партии, имущество, оставшееся после удовлетворения кредиторов, передается на цели, предусмотренные ее уставом и программой. В случае ликвидации политической партии по решению суда ее имущество обращается в доход Российской Федерации (ч.1,2 ст.45).

    В случае добровольной самоликвидации или  принудительной ликвидации политической партии она может быть вновь воссоздана в том же порядке, который предусмотрен для создаваемых партий.

Заключение:

   В сложившихся демократических политических системах партии выступают в качестве выразителей различных политических курсов в рамках существующего конституционного строя и общепризнанных правил общественного поведения. И поэтому принятие Федерального Закона « О политических партиях» стало важным и долгожданным событием, так как благодаря именно ему происходит процесс превращения политической партии в правовой институт путем все более широкого регулирования правом комплекса отношений, связанных с образованием, организацией и деятельностью партии. Это явление в отечественной и зарубежной науке конституционного права называется правовая институционализация политических партий. (Вместе с тем следует отметить, что нередко институционализация политических партий непосредственно связывается только с их правовым регулированием. Нельзя, однако, забывать, что партия – это прежде всего политический институт, то есть формализованная организация со всеми присущими ей признаками (определенная структура отношений, иерархия власти различных уровней, дисциплина членов и так далее).

Следовательно, понятие «институционализация политических партий» имеет более широкое значение: оно включает в себя так же и процесс создания формальной организации, которая осуществляется не правовыми, а партийными (корпоративными) нормами (устав, внутренний регламент)).

      Помимо  этого Закон установил достаточно высокие требования к политическим партиям, которым могут отвечать только крупнейшие парламентские партии. Эти требования усложняют как финансовую, так и общественно-политическую сферы деятельности партии. В данных положения прослеживается процесс постепенного усиления вертикали власти.

      Политические  партии в России постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу. Идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций для усиления влияния на государственные структуры.

   Правовой  статус политических партий должен был четко регламентирован, чтобы не возникало непреодолимых барьеров для их деятельности и не существовало неразрешимых вопросов. Без решения этих задач действия политиков на различных направлениях будут малоплодотворными, следовательно, не будут в полном объеме реализованы политические права граждан.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Авакьян  С.А. Политический плюрализм и  общественные объединения в Российской  Федерации: конституционно-правовые  основы. - М., 1996.

2. Боголюбов  С.А. Развитие законодательства о партиях в России. Право и многопартийность. М., 1994г.;

3. Гоптарева И.Б. Конституционно – правовые основы деятельности политических партий и общественных объединений. – Оренбург: ОГУ, 1998.

4. Даниленко В.Н. Политические партии и буржуазное государство. Москва, 1984г.

5.  Заславский С.Е. Институционализация многопартийности в современной России: генезис, механизмы формирования и функционирования, перспективы. Дисс. … канд. полит. наук. М.: МГУ, 1995.

6. Конституционное право: Учебник Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997.

7. Ю. А. Коргунюк, С. Е. Заславский. Российская многопартийность. М., 1994г.

8. Краснов В.И. Система многопартийности в современной России. М., 1995г.;

9. Лапаева В.В. Закон о политических партиях: в чем суть альтернативных подходов?. // Журнал российского права. – 2001. - №2.

10. Лапаева В. В. Право и многопартийность в современной России. М: Норма, 1999.

11. Энтин Л. М. Партии в политической системе. Москва, 1993г.

12.  Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. – М.:Форум – инфра – М, 1998.

13. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в редакции от 30.12.2008)

Информация о работе Конституционно-правовой статус политических партий