Конституционно-правовой статус политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа ставит перед собой цель – разработать современное правовое положение политической партии в Российской Федерации. И для ее достижения в работе будут раскрываться следующие важные вопросы:
• Понятие и признаки;
• Принципы деятельности и внутреннее устройство;
• Функции и цели;
• Права и обязанности;
• Порядок создания и ликвидации политической партии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..стр.3 – 4
Глава 1. Основы правового статуса политической партии.
1. Понятие и признаки политической партии………………………стр.5 – 7
2. Внутреннее устройство политической партии…………………..стр.7 – 9
3. Правовой статус и принципы деятельности политической партии………………………………………………………….…стр. 9 – 10
Глава 2. Основы деятельности политической партии.
2.1. Функции и цели политической партии……………………...…стр.10 – 13
2.2. Права и обязанности политических партий……………...……стр.13 – 16
Глава 3. Порядок создания, государственной регистрации и ликвидации политической партии.
3.1. Создание политических партий……………………………......стр..16 – 20
3.2. Регистрация политической партии…………………..…………стр.20 – 24
3.3. Основания и порядок приостановления и прекращения деятельности политических партий…………………………………………………..стр.24 – 26
Заключение……………………………………………………….…….стр.27 – 28
Список использованной литературы………………………..………..стр. 29 – 30

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

Права и обязанности политических партий тесно переплетаются между собой в процессе их реализации. Все они являются коллективными, хотя многие из них совпадают с индивидуальными конституционными правами граждан, данные права и обязанности принадлежат не отдельным индивидам, а их объединениям – политическим партиям – как специфическим субъектам права и могут быть реализованы только ими.

     Глава 3. Порядок создания, государственной  регистрации и ликвидации политической партии.

     3.1. Создание политических партий.

При создании политической партии необходимо выделить совокупность материальных и процедурных норм, включающих в себя:

  • основания, достаточные для признания государством партию созданной;
  • требования, предъявляемые к партии, при наличии которых она может

10. Федеральный закон «О политических партиях», принят Государственной думой 21.06.01, одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01., ст.3 // Российская газета. – 2001. – 14 июля.

претендовать  на правовой статус;

  • последовательность действий по созданию партии;
  • ограничения на создание партии;

     В Российской Федерации к созданию политических партий предъявляются определенные требования, установленные законом.

Так, общая  численность создаваемой партии не должна быть менее 50000 членов, при этом численность региональных отделений партии более чем в половине субъектов РФ должна быть не менее 500, а в остальных – не  менее 250; при этом руководящие и иные органы политической партии, все ее структурные подразделения должны находиться на территории РФ (п.2 ст.3 ФЗ «О политических партиях»). Партии могут иметь только общероссийский статус (ст.5 этого же закона): создание и деятельность региональных и межрегиональных партий законом не предусмотрены.

     Федеральный закон «О политических партиях» предусматривает  два способа создания партии: образование  ее на учредительном съезде политической партии и создание партии путем преобразования общероссийский общественной организации или общероссийского общественного движения (ч.1 ст.11). В зависимости от  способа устанавливаются  и требования к процедуре создания и регистрации партии.

    В первом случае инициатива исходит от граждан. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета в составе не менее 10 человек (ст.12) , который уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий (п.2 ст.12) о своем намерении создать партию. Вместе с уведомлением в данный орган направляются:

    – сведения о не менее чем 10 членах организационного комитета с указанием их данных (ФИО, гражданство, контактные телефоны);

    – протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (не более 1 года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, подробные (с указанием паспортных данных) сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть счет для формирования средств оргкомитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности. (п. а,б ч.2 ст.12)

    Далее федеральный уполномоченный орган или территориальный орган федерального регистрирующего органа в день получения уведомления и вышеперечисленных документов выдает уполномоченному лицу документ, подтверждающий их представление. После этого оргкомитет в течение месяца публикует в одном или нескольких российских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в федеральный уполномоченный орган соответствующих документов  (ч. 3,4 ст.12).

    Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности (ч.2 ст.13). Главная его задача – провести учредительный съезд партии. В связи с этим он осуществляет организацию и информационно-пропагандистскую деятельность, посредством которой формирует в субъектах РФ региональные отделения создаваемой партии,  том числе проводит собрания сторонников создаваемой политической партии для избрания делегатов на учредительный съезд политической партии. Помимо этого оргкомитет открывает через уполномоченное лицо организационного комитета расчетный счет в одной из кредитных организаций Российской Федерации и сообщает об этом в федеральный уполномоченный орган (ч.1 ст.13). Средства организационного комитета формируются из пожертвований политическим партиям.

    Прекращает  свою деятельность оргкомитет после проведения съезда политической партии (денежные средства и иное имущество организационного комитета передаются созданной политической партии) или в случае, если он не был проведен в установленный срок (в данном случае оставшиеся денежные средства возвращаются жертвователям  пропорционально внесенным пожертвованиям. Если возврат невозможен, пожертвования обращаются в доход Российской Федерации).

    Сведения  о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию, организационный комитет либо общероссийская общественная организация или общероссийское общественное движение публикует в "Российской газете" или иных общероссийских периодических печатных изданиях. Указанные сведения публикуются не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию (ч.1 ст.14).

    Учредительный съезд политической партии считается  правомочным в случае, если в его  работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов Российской Федерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Российской Федерации должен быть представлен не менее чем тремя делегатами (ч.2 ст.14).

    Решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского  общественного движения в политическую партию и иные решения принимаются  съездом общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в соответствии с их уставами. Съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие находящиеся на территориях более чем половины субъектов Российской Федерации региональные отделения общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации. Норма представительства делегатов съезда устанавливается из расчета не менее трех делегатов от каждого из указанных региональных отделений (ч.3 ст.14).

    После проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию, политическая партия в течение месяца представляет основные положения своей программы в "Российскую газету" для опубликования. "Российская газета" обязана в течение месяца после представления указанных положений на безвозмездной основе опубликовать основные положения программы политической партии в объеме не менее двухсот газетных строк (ч.4 ст.14).

    Закон устанавливает перечень условий, при  выполнении которых партия считается  созданной. В них включаются решения:

  • О создании политической партии;
  • Об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ;
  • О принятии устава партии;
  • О принятии программы партии;
  • О формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов партии (ч.4 ст.11).

     Если  решение о создании партии принято  на  учредительном съезде, то партия считается созданной с момента  принятия вышеперечисленных решений. В случае же создания партии путем преобразования общественного объединения она считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    3.2. Регистрация политической партии.

    Регистрация  по своей сути является важным элементом в создании политической партии, так как в ходе нее правовой статус партии получает официальное подтверждение, и она приобретает прав юридического лица.

    Решение о регистрации партии принимается  Минюстом Росси или его территориальным органами. Регистрация осуществляется после проведения учредительного съезда партии. Предельный срок представления документов, необходимых для государственной регистрации партии, определен законом и  установлен в шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда. Для государственной регистрации политическая партия представляет в уполномоченный орган:

    а) заявление, подписанное уполномоченными  лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;

    б) устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде;

    в) программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде;

    г) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;

    д) документ об уплате государственной пошлины;

    е) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;

    ж) экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;

    з) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии (ч.1 ст.16 ФЗ «О политических партиях»).

    В случае преобразования общественной организации (общественного движения) в политическую партию перечень документов, предоставляемых  для регистрации, несколько различается: все необходимые документы принимаются от имени преобразуемого общественного объединения и передаются в регистрирующий орган его представителями, к вышеизложенному перечню документов приобщается передаточный акт общественной организации (общественного движения), составленный в соответствии с Гражданским Кодексом РФ.

    Перечень требуемых для регистрации документов, определенных ст.16,17  ФЗ « О политических партиях» носит исчерпывающий характер. Далее согласно закону, при установлении соответствия вышеперечисленных документов требованиям закона Минюст России или его территориальное подразделение принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления этим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных необходимых сведений и документов регистрирующий орган в пятидневный срок со дня их получения вносит в указанный реестр запись о политической партии или ее региональном отделении.

    Минюст  России не позднее, чем через три  рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии выдает уполномоченному лицу партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи. В случае, если не принято решение об отказе в регистрации, указанный документ должен быть выдан не позднее, чем через месяц со дня подачи заявления о государственной регистрации (ч.5 ст.15).

Информация о работе Конституционно-правовой статус политических партий