Конституционно - правовые нормы и отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 14:47, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является исследование конституционно-правовых норм, отношений и выявление их особенностей.
Для написания работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и содержание конституционно-правовой нормы;
- классифицировать конституционно-правовые нормы;
- обозначить особенности конституционно-правовых отношений;
- сделать соответствующие выводы по теме.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность конституционно-правовых норм
2. Классификация конституционно-правовых норм
3. Особенности конституционно-правовых отношений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

конституционно-правовые нормы и отношения.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

Именно через  правоотношения проявляют своё регулирующее действие нормы конституционного права, хотя эта точка зрения разделяется  не всеми. По мнению М.В. Баглая, конституционное  право содержит много деклараций, устанавливающих порядок в той или иной области не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, влияющих на создание конкретных норм. Замечу, что, во-первых, любые правовые нормы психологически воздействуют на людей; во-вторых, конституционные провозглашения (декларации) все-таки осуществляются через правоотношения. Своеобразие провозглашений заключается в том, что они часто порождают правоотношений не путем прямого определения прав, обязанностей их участников, а посредством закрепления каких-либо ценностей, целей, установок в качестве объектов юридических прав, обязанностей. Провозглашения продуцируют правоотношения, определяя в первую очередь их объекты, а не содержание.

Своеобразие конституционных  правоотношений прежде всего в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

Конституционным регулированием охватываются важнейшие  взаимосвязи общества, государства, коллектива, личности на базе сочетания  их коренных интересов.

Данные социальные отношения как наиболее значимые не просто предмет конституционного регулирования, но объективно предопределяют особенности их правовой формы.

Отличительная черта конституционно-правовых отношений  — их высокий политический потенциал. Политические отношения выражают интересы всех классов, социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика, как показал В. И. Ленин, — это то, что определяет перспективы и пути общественного развития, участие в делах государства, задачи, формы и содержание государственной деятельности как внутри страны, так и на международной арене. «Конституция, — отмечает В. О. Тененбаум, — не только закрепляет установленное соотношение политических сил, но и определенным образом организует его, группирует, фокусирует в соответствии с волей творцов конституции и проецирует во второй ряд, т. е. в ряд политико-правовых конституционных отношений. Происходит как бы удвоение политических отношений, где собственно политика как содержание отношений воплощается в определенную конституционно-правовую форму и структуру».

Особенности конституционно-правовых отношений  выражаются и в своеобразии их элементов, структурной организации. Эти правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем каждый занимает в ней особую конституционную позицию. Статус отдельных субъектов конституционных правоотношений весьма своеобразен. Некоторые из них могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных государственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституционных, государственно-правовых отношений (социальные общности: классы и основные социальные группы, народ, нации; социально-политические образования: РФ и субъекты РФ). Спецификой обладают и субъекты, деятельность которых не ограничена государственно-правовой регламентацией.

Подавляющее большинство  конституционных правоотношений возникает  в результате правомерных действий — юридических актов и поступков. С изданием юридических актов  связано возникновение большинства  конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают инициатива, предложения государственных и общественных органов, запрос депутата и т. д.

Прямые указания на неправомерные действия содержатся в Конституции сравнительно редко  — это задача текущего законодательства. К числу конституционных деликтов относятся не только несоблюдение конституционных запретов, но и действия, противоположные тем, которые признаны Конституцией правомерными.

 

Заключение

 

Конституционно-правовые отношения представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права.

 Субъектами  конституционно-правовых отношений  являются:

 органы законодательной  и исполнительной власти,

 органы конституционного  контроля и надзора,

 субъекты  федерации,

 органы местного управления и самоуправления, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения и некоторые другие институты гражданского общества.

 Конституционно-правовые отношения складываются между различными субъектами. Прежде всего такие отношения возникают между органами государственной власти, например, между главой государства и парламентом в процессе осуществления первым права вето, права роспуска парламента и перерыва сессий и т.п. Сюда же относятся отношения между парламентом и правительством при осуществлении делегированного законодательства и парла¬ментского контроля за деятельностью правительства, отношения между главой государства и правительством - при формировании последнего, в' случае контрассигнатуры премьер-министром и министрами актов монарха или президента; между главой государства, парламентом и правительством, с одной стороны, и органом конституционного надзора - с другой, конституционно-правовые отношения складываются в процессе опротестования последним нормативных актов, принятых центральными органами власти.

 Обширная  группа конституционно-правовых  отношений возникает в федеративных  государствах между федерацией  в лице органов государственной  власти и отдельными субъектами федерации.

 Конституционно-правовые  отношения между гражданами (или  подданными) и органами государственной  власти возникают во время  всеобщих выборов, при проведении  референдума и плебисцита, при  осуществлении народной инициативы, при реализации конституционных прав и свобод, несении основных обязанностей.

 Между органами  государственной власти и муниципалитетами  конституционно-правовые отношения  складываются при осуществлении  "административной опеки", при  роспуске муниципалитетов, при отстранении от должности мэров и т.д. Между гражданами и муниципалитетами конституционно-правовые отношения возникают при выборах органов местного управления, при осуществлении отзыва членов муниципальных советов.

 Конституционное  право подразделяется на отдельные институты. Институт конституционного права представляет собой систему норм, регулирующих однородные общественные отношения. Конституционные нормы, определяющие порядок издания правительством нормативных актов по предметам, входящим в исключительную компетенцию парламента, составляют институт делегированного законодательства. Подобным же образом конструируются и другие конституционно-правовые институты.

 Предметом  правового регулирования конституционного  права зарубежных стран являются  определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы нормами конституционного права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.

 Государственная  власть реализуется в самых различных формах и с по¬мощью разного рода политических, правовых и иных учреждений. Правоотношения, возникающие при этом, далеко не всегда являются конституционно-правовыми. В процессе осуществления государственной власти иногда возникают такие общественные отношения, которые, как правило, вообще не регулируются нормами конституционного права. Так, правящие политические силы осуществляют государственную власть с помощью политических партий и общественных организаций, но возникающие при этом общественные отношения не всегда являются правоотношениями, так как они не всегда регулируются нормами права.

 Государственная  власть в широких масштабах  осуществляется в форме правосудия, но не все возникающие при  этом общественные отношения  являются конституционно-правовыми, так как они регулируются нормами уголовного и гражданского права, как материального, так и процессуального.

 Наряду с  этим выделяются такие формы  осуществления государственной  власти, в ходе применения которых  возникают именно конституционно-правовые отношения. К числу таких форм относятся выборы, референдум, законодательная деятельность, а также в своей основе деятельность правительства, надзор и контроль за местными органами управления и т.д.

Таким образом, не все общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти, регулируются нормами конституционного права.

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с поправками от 30 декабря 2008г.) //СПС Консультант плюс
  2. О Конституционном Суде РФ: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. №1-ФКЗ //СПС Консультант плюс
  3. Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15 ноября 1997г. №143-ФЗ  //СПС Консультант плюс
  4. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М., 2004. - С.53.
  5. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М., 2012.
  6. Конституционное право Российской Федерации: Учебник/Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. -  М.: Юристъ, 2010.

Информация о работе Конституционно - правовые нормы и отношения