Конституционно-правовые отношения, их субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:11, контрольная работа

Описание

Назначением конституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли права. В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Они обладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли права порождаются. Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй – корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Конституционно-правовые отношения…………………………………….4
Субъекты конституционно-правовых отношений………………………...7
Классификация конституционно-правовых отношений………………...11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

Конституционно-правовые отношения, их субъекты.docx

— 35.01 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Конституционно-правовые отношения…………………………………….4
  2. Субъекты конституционно-правовых отношений………………………...7
  3. Классификация конституционно-правовых отношений………………...11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованных источников…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес  и споры в науке конституционного права.

Назначением конституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой  отрасли права. В результате действия конституционно-правовых норм возникают  конституционно-правовые отношения. Они  обладают общими чертами, свойственными  всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли права  порождаются. Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй – корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовое отношение – возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства1.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими  видами правоотношений состоит в  следующем:

1) конституционно-правовые  отношения имеют свое собственное  содержание: возникают в особой  сфере отношений, составляющих  предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым  отношениям свойствен особый  субъектный состав: некоторые субъекты  этих отношений не могут быть  участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые  отношения характеризуются большим  разнообразием, что создает многослойные  юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через  цепь взаимосвязанных между собой  правоотношений2.

Таким образом, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений.

Правоотношения классического  вида возникают в результате реализации норм – правил поведения. На их основе складываются конкретные субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого  вида – правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

Таковы все нормы-принципы, закрепляющие, например, основы конституционного строя Российской Федерации. В частности, принцип разделения властей конкретно  реализуется через сложную систему  правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако все эти  правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает  на основе указанной нормы-принципа. С таким общим правоотношением  сообразуют свою деятельность все субъекты, должные реализовывать названный  принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме  их права, вытекающие из предписаний  данной нормы-принципа3.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их специфическая  черта – четкая определенность субъектов  правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как  правило, конкретно не определено, оно  вытекает из установлений большого массива  действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями  такого вида являются состояние в  гражданстве, состояние субъектов  Российской Федерации в ее составе.

Возникновению конкретного  конституционно-правового отношения  на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект права становится участником данного правоотношения, обладателем  соответствующих правообязанностей.

Юридический факт – это  событие или действие, которое  влечет за собой возникновение, изменение  или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением  последнего. Действия в свою очередь  могут классифицироваться на юридические  акты и юридические поступки.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой  системой, цепью юридических фактов4.

 

  1. Субъекты конституционно-правовых отношений

Элементами, составными частями  конституционно-правового отношения  являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений – участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью5.

Определяющий критерий для  идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права  или нет6.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать1:

  1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.
  2. Государство и ею территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления7.
  3. Органы государственной власти и местного самоуправления.

В Российской Федерации ими  являются: Федеральное Собрание; Правительство; Конституционный Суд; Высший Арбитражный Суд; Городская Дума; Местная администрация и др.

Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию  между различными органами власти8.

Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа – это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа9.

Обладая правом на осуществление  государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль над деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают  в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные  субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений10.

  1. Общественные и религиозные объединения – корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.
  2. Физические лица (индивиды) – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
  3. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления – депутаты, члены избирательных комиссий и др1.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага – собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага - жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное).

Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права.

Фактическое содержание – это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в  юридическом содержании конституционно-правового  отношения – это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов, обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон)11.

 

  1. Классификация конституционно-правовых отношений

Классификация конституционно-правовых отношений проводится по нескольким основаниям.

  1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные. Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях, субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Положение каждого субъекта общего правоотношения отличается особым юридическим состоянием, особыми юридическими позициями в отношении других субъектов. Например, право на охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит каждому человеку, всякий обязан не противодействовать другому в реализации этого права12.

Конкретные правоотношения – это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона – носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

  1. В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные отношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности. Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав13.
  2. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд)14.
  3. Постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирателю избирательный бюллетень и обеспечить ему установленные условия для голосования15.
  4. Особыми видами конституционно-правовых отношений являются материальные и процессуальные правоотношения. В первых реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения (правоустановительные отношения), во вторых реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношения). Например, на основе нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 35 Конституции, закрепляющей, что право частной собственности охраняется законом, возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения, а на основе нормы о том, что в Российской Федерации признается и защищается частная собственность (ч. 2 ст. 8), – правоустановительные отношения16.

Информация о работе Конституционно-правовые отношения, их субъекты