Коммунизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:05, реферат

Описание

Развитие идеологии Республики Беларусь обусловлено глубинными экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями человека и общества. Идеология белорусского государства, представлена синтезом идей о функционировании и развитии гражданского общества и государства в целом. Важнейшей целью рассмотрения и изучения идеологии белорусского государства является формирование глубокого уважения и благодарности к своему Отечеству, его истории и будущности, а также осмыслению основных приоритетных направлений развития и функционирования гражданского общества.

Содержание

Введение
Коммунизм как идеология
Социал-демократизм и коммунизм
История развития коммунистических идей
Первые коммунистические секты
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Минский Институт Управления.docx

— 47.33 Кб (Скачать документ)

С точки  зрения развития антирелигиозных идей это религиозное движение одним  из первых открыло пути для критического отношения к католическим догмам среди самых широких народных масс и, подрывая «ложную» религию католицизма, тем самым расшатывало фундамент  всякого религиозного здания.

Тот же реформаторски-религиозный характер носит и движение апостольских братьев  или патаренов. Основателем его  был Джеральдо Сегарелли, раздавший  свое имущество бедным и основавший секту в 60-х годах XIII столетия. В  основе учения Сегарелли, весьма родственного учению вальденсов, лежит христианский коммунизм с уклоном в сторону  монашеского аскетизма. Его критика  католицизма также исходила из толкования евангелия. Зародившись в северной Италии, секта распространилась вскоре в Испании, Франции и Германии, вызвав против себя в 80-х годах ряд гонений. Сегарелли был сожжен на костре в конце столетия.

Во главе  апостольских братьев в первых годах XIV столетия стоит Дольчино, смелый и решительный вождь народных масс, руководитель героической народной войны против папского престола и  светских эксплоататоров. Восстание  было жестоко подавлено, а Дольчино, живым попавший в руки усмирителей, мужественно перенес страшные пытки  и был сожжен на костре {Подробности  о социальных стремлениях апостольских братьев и других коммунистическо-христианских сект конца средних веков читатель найдет у К. Каутского «Предшественники социализма».}.

Как движение вальденсов, так и движение апостольских братьев, слившееся с крестьянским освободительным движением, были направлены против католицизма, как религии  господствующих, но элементов антирелигиозности  в них по существу не было. Их сторонники были одушевлены религиозным фанатизмом, и в случае победы, несомненно, превратили бы свое учение в догму, как это  впоследствии случилось с другими  реформаторами католицизма. В истории  атеизма все значение этих сект в  том, что они, как мы сказали выше, расчищали путь для более рационалистических взглядов. Такой дальнейшей ступенью в развитии религиозного свободомыслия  были амальрикане и братья свободного духа.

Амальрих (Амори) из Бены был профессором богословия в Париже. Он учил около 1200 г., что  всякий человек есть частица божества. В 1204 г. он был вызван папой в Рим  и там отрекся от этой ереси. Но отречение учителя не помешало ученикам развивать дальше его положение. Чтобы избежать преследований, они  образовали тайное общество, в которое  привлекали не только богословски образованных людей, но и простолюдинов и женщин. Учение их было просто и радикально, хотя и страдало некоторым символизмом. Сущность его сводилась к отрицанию  церковных догм, к утверждению, что  святость разлита по всей природе, что  тело христово обретается не только в  церковном хлебе причастия, но и  во всяком другом хлебе, во всякой вообще пище. Бог говорил не только устами основателей христианства, отцов  церкви, как святой Августин, но и  устами языческих жрецов и поэтов, как Овидий.

Члены этой рационалистической секты были выловлены, многие из них брошены  в тюрьмы, некоторые сожжены, а  прах Амальриха был извлечен из могилы и рассеян.

Другая  однородная секта, существовавшая в  то же время, ортлибарии, проповедывала  вечность христа и несотворенность  мира, но не отрицала церковных установлений, как крещение и причастие, а толковала  их символически.

Возможно, что секта братьев и сестер свободного духа берет свое начало от амальрикан или ортлибариев, но не исключена возможность и их самостоятельного возникновения. Они неожиданно появляются в различных местностях северной и восточной Франции, распространяются затем в Германии. Живут они вольными группами в полном равенстве между собой, отрицая всякую светскую и духовную власть над собой, не признавая формального брака и личной собственности. Их обвиняли не только в бродяжничестве и нищенстве, но и в грабежах и насилиях. Эти обвинения, исходившие от католического духовенства и явно недобросовестные, находят кредит у буржуазных историков и в настоящее время. Так, Ф. Маутнер в своей истории атеизма называет их «распущенными шайками» и пишет о них с явной враждебностью: «Они отреклись от родины и профессии и жили не столько милостыней, сколько грабежами, которые считали своим правом, ибо они были коммунистами и поэтому в краже не видели ничего дурного».

Их учение пантеистично: бог это — все  и во всем находится, следовательно, все проявления человеческой личности божественны. Поэтому всякие внешние  обязанности, налагаемые людьми на людей, беззаконны и всякий в праве повиноваться своим желаниям. Конечно, эти положения  должны были толковаться враждебно  настроенными попами и монахами в  самом отвратительном смысле. Но, исходя из общего облика братьев свободного духа, мы должны допустить, что у  них существовала все-таки некоторая  «мораль» и что, в частности, не всякое желание человека признавалось ими  законным и подлежащим удовлетворению, но лишь такое, которое не нарушало прав на свободное проявление личности в других людях, или хотя бы только в людях принадлежащих к их классу. К. Каутский называет это учение «чем-то вроде коммунистического  анархизма, учением, которое должно было очень сильно привлекать измученных и угнетенных пролетариев».

Признание пантеистического бога исключает бога личного, карающего и награждающего. В соответствии с этим библия, как  авторитет, уже не признается, она  содержит в себе лишь поэтические  вымыслы. Если бы священные книги  были уничтожены, то можно было бы написать лучшие и обладающие большей достоверностью. Разум человеческий есть проявление духа святого. Исходя из этого учения, братья свободного духа должны были обрушиваться на католическую церковь и ее догматы с самой пламенной ненавистью. Пост и молитва не нужны. Догма о пресуществлении, причастии — выдумка корыстолюбивых попов. Попы и епископы — обманщики. Кровь доброго человека равноценна крови христовой. Страшный суд, адские мучения, воскресение мертвых — явная нелепость. Учение о наградах и наказаниях в загробной жизни безнравственно. Всякий человек, будь он магометанин, иудей или христианин, может достигнуть спасения, если захочет. Вечное блаженство и царство божие должны быть достигнуты здесь, на земле. Такова, в общих чертах, религия братьев свободного духа, или, как их позже называли, беггардов (собирателей милостыни). Секта эта распространилась в ряде стран, особенно в XIV веке. Она не довольствовалась устной проповедью, но выпускала также на народных языках летучие письма, сильно содействуя этим просвещению народа и подготовке реформации.

Заключение

Трагический ХХ век отмечен двумя эпохальными  явлениями в мировой истории - это, во-первых, коммунизм. Второй попыткой вызвать из бездны демонические силы был третий рейх нацистской Германии. Коммунизм ассоциируется с именами  Маркса, Энгельса, Ленина. Красная звезда – символ коммунистической власти на пяти континентах Земного шара «Серп и молот» – символ власти «Союза рабочих и крестьян». Коммунизм  – начиная с XIX в. идея утопического общества всеобщего равенства и свободы, а также учение о таком обществе. Коммунизм – это общественно-экономическая формация, основанная на обобществлении средств производства; это научное и философское учение о будущем бесклассовое общество и практика воплощения этого учения в жизнь. С точки зрения критики, коммунизм – это утопическая идеология тоталитарного общества, основанного на лагерной экономике; это одна из крайних форм коллективизма, что ведет к угнетению и деградации социального субъекта – человеческой личности. В общественных отношениях коммунистическое учение отмечает превосходства интересов коллектива над интересами отдельного человека, на абсолютной доминанте, покорении человеческой личности интересам сообщества. Отчуждение частных интересов человека в коммунизма начинается с отмены частной собственности на средства производства, ее еспроприации. Перенос коммунистических идей в сферу политики, принятие коммунистической доктрины – как правило, приводит к установленным в стране власти тоталитарного типа. После разрушения политического строя СССР и мировой системы социализма в конце XX века, коммунистическая государственная политическая практика претерпела осуждение в большинстве стран Европы, где раньше существовали коммунистические политические режимы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

    1. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. - Мн., 2004.
    2. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства. - Мн., 2004.
    3. Матусевич Е.В., Криштапович Л.Е. Современные идеологические концепции и доктрины. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов. Под общ.ред. С.Н.Князева, С.В.Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004
    4. www.vikipedia.ru

Информация о работе Коммунизм