Коммунизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:05, реферат

Описание

Развитие идеологии Республики Беларусь обусловлено глубинными экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями человека и общества. Идеология белорусского государства, представлена синтезом идей о функционировании и развитии гражданского общества и государства в целом. Важнейшей целью рассмотрения и изучения идеологии белорусского государства является формирование глубокого уважения и благодарности к своему Отечеству, его истории и будущности, а также осмыслению основных приоритетных направлений развития и функционирования гражданского общества.

Содержание

Введение
Коммунизм как идеология
Социал-демократизм и коммунизм
История развития коммунистических идей
Первые коммунистические секты
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Минский Институт Управления.docx

— 47.33 Кб (Скачать документ)

Минский Институт Управления

Кафедра теории и истории государства  и права

Управляемая самостоятельная работа по дисциплине: «Основы идеологии белорусского государства» 
 
 
 
 
 
 

Тема: «Коммунизм» 
 
 
 

Выполнила студентка

2 курса  группы 100001с

Белова  Анастасия 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011

План:

 Введение

  1. Коммунизм как идеология
  2. Социал-демократизм и коммунизм
  3. История развития коммунистических идей
  4. Первые коммунистические  секты

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Введение

       Развитие идеологии Республики Беларусь обусловлено глубинными экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями человека и общества. Идеология белорусского государства, представлена синтезом идей о функционировании и развитии гражданского общества и государства в целом. Важнейшей целью рассмотрения и изучения идеологии белорусского государства является формирование глубокого уважения и благодарности к своему Отечеству, его истории и будущности, а также осмыслению основных приоритетных направлений развития и функционирования гражданского общества.

     Идеологическая  панорама XXI века складывается из сосуществования, взаимодействия и противоборства идеологий либерализма, консерватизма, коммунизма, тенденций деидеологизации, глобализма и антиглобализма и др. Т.е. в объединении подходов трактования основных направлений существования и развития общества и государства.

     Формирующаяся идеология белорусского государства  не может не соприкасаться с содержанием  указанных выше или каких-либо других современных типов идеологии. Иначе  говоря, она может включать в свое содержание те или иные элементы современных  типов идеологии или, наоборот, ориентировать  на их неприятие, критическую оценку, а также переосмысление, упрощение  и т.д.

     Идеология белорусского государства является формой самопознания уникального и  неповторимого опыта формирования и развития белорусской государственности  и в этом смысле она вполне оригинальна.

     Изучение  современных типов идеологии  связано к тому же с необходимостью лучше уяснить составные части  и принципы идеологии в их различиях  и универсальности. Остановимся, чтобы подробнее раскрыть суть коммунизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Коммунизм как идеология

       Коммунизм, как идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда – коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

     Научность коммунистической идеологии тесно  связана с её революционной партийностью. В противоположность идеологии  буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунизм открыто провозглашает  свою партийность. Эта его особенность  не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей  общественного процесса. Научная  идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая  устремления и чаяния широких  народных масс, коммунистическая идеология  является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов  справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

   Определение коммунизма может быть сведено к тезису  «Коммунистического Манифеста» Маркса и Энгельса, в котором подчеркнут социально-экономический принцип: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Следовательно, существует сходство капитализма и коммунизма как своеобразной «монополистической формы капитализма», по выражению Шафаревича. Но известно, что эта «схожесть» ложная, принимая во внимание другие, не экономические аспекты коммунизма.  

   В основе социалистического государства (то есть придерживающееся коммунистического строя, дословно— «строящее коммунизм» находится партия, которая не укладывается в собственно политологическое определение «выразителя интересов отдельного класса». Статья Малого философского словаря приводит такое положение: социализм— «этап на пути к коммунизму». Или коммунизм—итог социалистического развития; в данном случае подобные отличия не принципиальны. Для социалистического государства характерно стремление распространить социализм на другие страны, что не имеет экономической основы и, скорее всего, вредно политически. Ненависть социалистических государств к религии никак не может быть объяснена политическими или экономическими причинами. Приведенные особенности социалистического государства указывают не на экономическую, а на идеологическую природу коммунизма. Коммунизм и есть идеология, что предопределено всей философией Маркса. Словами Н. А. Бердяева, это учение об экономическом материализме, с одной стороны,  и о «грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики» — с другой. Если в капиталистическом обществе человек целиком детерминирован экономикой, то «в будущем может быть иначе, человек может быть освобожден от рабства». Коммунизм как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, и все блага являются общим достоянием, а жизнь людей должна строиться на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.

     Представители коммунизма предлагали рассмотрение коммунизма как закономерный результат развития общества, действия объективных исторических законов и практической революционной  деятельности людей, как высшую общественную формацию, неизбежно и естественно-исторически  с необходимостью наступающую вслед  за капитализмом. Важной сущностной характеристикой  коммунизма является исчезновение государства  и государственной власти. Идеалом  коммунистической идеологии является общество, все члены которого социально  равны и в котором, следовательно, не существует классов рабочих и  буржуазии, бедных и богатых.

     Особенностью  идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование возможности эволюционного перехода от капитализма к социализму мирными путями, без революционных взрывов общества, посредством постепенного врастания социалистических отношений в капиталистические. Основу экономической демократии они видят в общественной собственности, но в рамках смешанной экономики, выступая за политику регулирования и перераспределения доходов через эффективные механизмы рыночной экономики.

     Социал-демократическая  концепция политической демократии основывается на принципах равенства  и свободы. В ней признается существование  различных форм демократии при соблюдении таких основополагающих критериев  политической демократии, как свободные  выборы, политический плюрализм, возможность  смены правительства мирными  парламентскими средствами, гарантия прав личности и меньшинства, существование  независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. В социальной сфере эти принципы предполагали доступность образования и духовных ценностей и др.

     Неудачи советского эксперимента по строительству  коммунизма в одной отдельно взятой стране существенно подрывали устои  марксизма-ленинизма (основоположники  коммунизма и социализма К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин (Ульянов) и международного коммунистического движения. В этих условиях возникла новая версия марксизма  – неомарксизм – как стремление усовершенствовать марксизм на основе учета новых социальных и политических реалий. Главным в большинстве  вариантов неомарксизма было стремление отмежеваться от дискредитировавших себя установок на революционные преобразования (что являлось одним из ключевых направлений изменения и усовершенствования общества и государства) и сформировать теорию марксизма «с человеческим лицом».

     К концу ХХ века многие страны социализма-коммунизма не выдержали конкуренции с развитыми  капиталистическими державами по уровню эффективности экономики, развитию современных технологий и др. таким  образом, слабыми в идеях коммунизма оказались: недооценка социокультурных  факторов развития общественного развития; абсолютизация сознательности и  активности рабочего класса и недооценка исторической роли других категорий  трудящихся; недооценка потенциала эволюционной динамики капитализма; нетерпимость к  инакомыслию; трактовка буржуазной демократии только как диктатуры  буржуазии и др.

    Характерные особенности коммунизма

    Коммунизм как  единая общественно-экономическая  формация характеризуется рядом  общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам:

  • достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;
  • общественная собственность на средства производства;
  • всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;
  • коммунистическое общественное самоуправление;
  • отношения сотрудничества и взаимопомощи;
  • планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;
  • единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.

    Поскольку общей  собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм»  и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Социал-демократизм и коммунизм

    Социалистическое направление политической мысли возникло как утопия, обоснование идеала общества, организованного на принципах коллективной собственности. Именно на этот идеал ориентировались ранние идеологи социализма – Роберт Оуэн и Шарль Фурье. Далее эти идеи были развиты Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. 

 Основные  направления социалистической идеологии: 

 Ортодоксальный  марксизм (государственный  социализм) – К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель, М. Адлер, А. Лабриола, Г. Плеханов.

 Социал-демократизм (ревизионизм) – Э. Бернштейн, В. Либкнехт, Ф. Лассаль, Э. Вандервельде, Г. Фольмар, К. Каутский, О. Бауэр, Ф. Шейдеман, С. Прокопович, Л. Мартов.

 Радикальный марксизм (революционный  марксизм, большевизм) – В. Ленин, К. Либкнехт, Р. Люксембург, Ф. Меринг, К. Цеткин.

 Анархизм. Сложился в 40-70-е годы XIX в. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами М.Штирнера, Ж.Сореля, П.Ж.Прудона, М.А.Бакунина. В XIX в. распространился в Швейцарии, Франции, Италии, Испании и США.

 Другие  направления: ранний социализм (утопический), сталинский социализм, маоизм (китайская модель), титоизм (югославская модель), социализм с «человеческим лицом», различные варианты национальных социализмов. 

 Основные  принципы социалистических идеологий 

 
  1. Оптимистический взгляд на природу  человека. Все человеческие пороки коренятся в общественной несправедливости.
  2. Коллективизм и солидарность – принципы, лежащие в основе способа производства, исключающего эксплуатацию человека человеком.
  3. Свобода понимается на основе верховенства общественных интересов над частными.
  4. Равенство должно быть не только юридическим и политическим, но также экономическим и социальным.
  5. Социальная справедливость, выражающаяся в общественной собственности на средства производства и прежде всего в справедливом распределении, предполагающем приоритет общественных потребностей перед индивидуальными.
  6. Рационализм. Общество должно быть перестроено на разумных началах посредством планирования и реализации грандиозного замысла, осуществляемого совершенным социальным механизмом – государством трудящихся. Идеалом общественного устройства выступает не просто демократия, а научно организованное управление обществом.
  7. Прогрессизм. Проблемы капитализма могут быть разрешены не путем воссоздания прошлого опыта, а путем разработки и реализации определенных проектов будущего.

 Марксизм как одно из ведущих течений социалистической направленности сформировался на основе теоретического осмысления стихийного рабочего движения 1-й половины XIX в. Отсутствие собственности у рабочих позволяло им придерживаться радикальных суждений, а сосредоточение их в крупных коллективах открывало огромные возможности для массовой агитации и организации. В характеристиках политической культуры рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс увидели мощный революционный потенциал, который решили мобилизовать путем применения теории, которую они разработали с использованием идей социализма-утопизма и гегелевской диалектики.

Информация о работе Коммунизм