Классификация норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие, анализ и классификация правовых норм.
Цель осуществляется путем решения следующих задач: раскрытие понятия и признаков правовой нормы; определение структуры правовой нормы; представление классификации правовых норм по различным классификационным критериям; рассмотрение изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.
Для достижения цели и задач будут использованы такие общенаучные методы как анализ и синтез, системный подход, сравнение. Так же использован такой эмпирический метод как изучение документов. Использование именно этих методов для раскрытия темы представляется правильным и нужным, так как сначала необходимо проанализировать различные точки зрения авторов и изучить документы, сравнить их, затем, посредством синтеза полученных в результате анализа частей, осуществить системный метод, направленный на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, признаки и структура нормы права 5
2. Виды норм права 9
3. Изложение правовых норм в статьях нормативно-правовых актов 20
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Зинченко.docx

— 66.42 Кб (Скачать документ)

3) Среди специализированных правовых норм особое место занимают дефинитивные нормы, которые выполняют главным образом направляющую, ориентирующую функцию в механизме правового регулирования. Их отсутствие в системе права лишило бы законодательство ясности, а процесс применения сделало бы крайне затруднительным. То или иное понятие может быть истолковано по-разному, если отсутствует единое, притом легальное, определение, имеющее силу правовой нормы, т.е. если отсутствует соответствующая дефинитивная норма права.

Дефинитивные нормы не устанавливают прямо правил поведения, хотя такие правила в них содержатся. Они дают определения понятий, категорий, явлений, имеющих юридическое значение. Вместе с тем они представляют собой полноценные правовые нормы.

Значение юридических  дефиниций для нормативной системы  права заключается в том, что  с их помощью законодатель формализует  социально-правовую сущность институтов правового регулирования и определяет смысловое значение терминов, используемых при «конструировании» поведенческих  норм13.

4) Коллизионные нормы  это такая разновидность специализированных  правовых норм, принимаемых с  целью устранения коллизий возникающих  между юридическими предписаниями. 

Коллизионные нормы являются функциональной специализации правовых предписаний, задача которых сводится к устранению различного рода столкновений. Исходя из этого и основываясь  на том, что природа возникновения  коллизий бывает различной,  возможно выделить две основные функции коллизионных норм14. Первую условно можно назвать обслуживающей право, т.е. это решение указанной группой норм коллизий, возникающих в правовой системе в силу объективных причин. Вторую следует обозначить функцией обеспечения законности системы права, под которой подразумевается устранение различного рода столкновений норм, появляющихся вследствие ошибок, непоследовательности нормотворческих органов.

5) Оперативные нормы  - определяют вступление в силу, пролонгацию, отмену, действие в пространстве и по кругу лиц правовых норм. Некоторые исследователи символически называют их «нормы о нормах».

2.2. Классификация норм права по  степени их общности

Данный тип классификации  соответствует такому признаку норм права, как специализация. Соответственно, по степени общности выделяют общие  и специальные нормы права.

Под  общими нормами понимают такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или на большую часть институтов соответствующей отрасли права15. Тем самым общие нормы служат целям правовой регламентации широкого круга общественных отношений определенного рода и унификации законодательства.

Если создание общих норм имеет своей целью унифицировать уголовное законодательство, внести единообразие и четкость в процесс его применения, то образование специальных норм в процессе дифференциации позволяет уточнить родовую норму, то есть перевести ее на уровень вида.

Специальную норму можно  определить как общеобразовательное государственное предписание-результат правовой специализации, устанавливаемое с целью конкретизации и детализации, учета своеобразия и особенностей какого-либо вида (или подвида) общественных отношений, род которых регулируется общей правовой нормой16. Специальные нормы всегда регулируют конкретные видовые отношения. Если общее предписание призвано регламентировать родовое отношение в целом, то специальное – лишь определенную совокупность его элементов, сторон, входящих в вид или подвид данных отношений. Обладая наименьшей общностью, они выражают юридическую оценку конкретного факта, составляя основное содержание отдельных отраслей права.

2.3. Классификация норм права по  предмету регулирования

Эта классификация лежит  в основе построения системы права, деления его на отрасли и институты. Практическое значение этой классификации  в том, что она облегчает выбор  нормы, подлежащей применению к данным отношениям и к данному случаю, а при совершенствовании законодательства создает предпосылки для кодификации – высшей формы систематизации.

Еще в римском праве обозначилось деление всех правовых норм на нормы частного и нормы публичного права, то есть нормы выражающие интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и нормы, регулирующие деятельность государства, его органов и должностных лиц (сфера отношений власти, управления, правосудия)17.

Соответственно к частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится большинство норм уголовного права.

Также очень важным для  классификации норм по предмету регулирования  является разделение норм на материальные и процессуальные. Материальные нормы права регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов. Процессуальные нормы регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений.

2.4. Классификация норм права по  методу правового регулирования

За классификацией по предмету правового регулирования  логично  следует классификация по методу правового регулирования. По этому  критерию выделяют императивные, диспозитивные  и поощрительные нормы.

Императивные нормы представляют собой категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Примером такой нормы может служить статья 57 Конституции РФ18, в которой утверждается обязанность каждого платить налоги.

Диспозитивные нормы представляют собой юридическое установление государством меры возможного правомерного поведения субъектов права при вариантном использовании прав и свобод, а также применении предписаний правовых норм применительно к конкретным жизненным случаям19.

Очень важным является тот  факт, что диспозитивные нормы предоставляют возможность совершения по своему выбору не любых действий, а лишь юридических, то есть действий влекущих юридические последствия

 Поощрительные нормы – это предписания относительно предоставления соответствующим государственными органами определенных мер поощрения за одобряемы государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования20

2.5. Классификация норм права по  форме выражения предписания

По данному критерию выделяют обязывающие, запрещающие, рекомендательные, управомочивающие и правовосстановительные нормы.

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Позитивное обвязывание является одним из решающих рычагов целенаправленного воздействия на социальные процессы. Так, статья 155 Жилищного кодекса РФ обязывает всех граждан своевременно вносить плату за жилое помещенье и коммунальные услуги21.

Запрещающую норму  права можно определить как систему установленных (санкционированных) и обеспеченных государством общеобязательных правил и связанных с ними общих велений, призванных в своем единстве вытеснить вредные общественные отношения (существующие и предполагаемые) 22. Запрещающие правовые нормы указывают на полную недопустимость и наказуемость того или иного поведения в рамках регулируемого общественного отношения.

Социальная ценность запрещающих  норм выражается, прежде всего, в том, что они связаны с охраной  важнейших сфер общественной жизни, их соблюдение служит одной из основных гарантий укрепления законности и правопорядка, развития личности.

Рекомендательные нормы  – это общеобязательные, абстрактно выраженные правила поведения. Это  концентрация основных моментов желательного поведения управляемых субъектов. В рекомендательной норме отражается не само конкретное поведение, а образец  большей или меньшей степени  абстрактности, масштаб, модель возможного поведения управляемых субъектов  23.

Рекомендательная норма  в силу присущих ей особенностей не может обязать своего основного  адресата совершать какие-либо предусмотренные  в ней конкретные действия или  не совершать их. Она представляет ему самому право определить поведение, указывая на его желательный вариант  или варианты.

Управомочивающие нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении субъектам со стороны государства, фиксируемого в нормах поведения. Социальный смысл управомочивающих норм – предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц.  К ним относятся нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы правах автора, об имущественных правах и другие. К примеру,  в статье 40 Конституции РФ, утверждается право каждого человека на жилище24.

Сущность правовосстановительной нормы логически связана с правонарушением и особым видом санкции – правовосстановительной санкцией. Правовосстановительными санкциями охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью мер государственного принуждения. Эти санкции абсолютно определенны (либо размер их ограничен заранее определенным пределом); они применяются для восстановления нарушенных прав, исполнения невыполненных обязанностей, ликвидации противоправного состояния.

2.6. Классификация норм права по  их структуре

К основаниям классификации  правовых норм по структуре относятся следующие качественные особенности гипотезы как структурного элемента правовой нормы: форма выражения гипотезы, степень ее определенности, строение гипотезы, ограничение действия правовых норм по кругу лиц, по объему, в пространстве и во времени, порядок взаимодействия данной норм права с иными действующими правовыми нормами25.

В зависимости от формы  выражения гипотезы правовые нормы  разграничиваются на абстрактные и  казуистические. Абстрагируясь от частного, абстрактные нормы концентрируют  внимание на том общем, что лежит  в самой основе предмета правового  регулирования. Отличительные особенности  казуистических норм состоят, прежде всего, в том, что они являются регулятором  таких исключительных случаев (казусов), которые трудно или невозможно обобщить с помощью абстрактных норм. Практическая значимость классификации правовых норм на абстрактные и казуистические оценивается с точки зрения ее роли в решении задач достижения наибольшей доступности в восприятии и уяснении субъектами права границ и условий осуществления юридических  норм.

В зависимости от особенностей строения гипотезы правовые нормы подразделяются на сложные, альтернативные и простые. Обосновывается, что классификация  правовых норм на сложные, альтернативные и простые, используемая как в  правотворческой, так и в правоприменительной  деятельности, способствует  определению  четких, исчерпывающих условий реализации норм права, позволяет избежать ряда ошибок в их понимании и применении.

Санкции и диспозиции (в регулятивных нормах) с точки зрения их определенности могут быть абсолютно определенными и относительно определенными. В первом случае юридические последствия определены точно, однозначно (например, штраф в точно определенном размере); в другом случае эти последствия определены рамочно или соотносятся с размером причиненного ущерба, убытка, например, процент неустойки относительно причиненного убытка, возмещение вреда соответственно его размеру.

2.7. Классификация норм права по  сфере действия

По данному критерию классификации  выделяют следующие разновидности  норм:

Нормы общего действия – предписания, не предусматривающие специальных условий и каких либо ограничений их действия.

Нормы ограниченного действия «стеснены» в своей реализации определенными объектными, субъектными, пространственными, временными и ситуационными факторами. К нормам ограниченного действия относятся например нормы местного значения; действующие ограниченное время нормы; рассчитанные на определенную ситуацию (обстановка военного времени, стихийное бедствие).

Локальные нормы — это правила, которые устанавливаются и действуют в рамках отдельных предприятий, организаций, учреждений, а также их структурных подразделений: производственных единиц, цехов, отделов, участков26.

 

3. Изложение  правовых норм в статьях нормативно-правовых  актов

 

Нормы права выражены в  статьях нормативно-правовых актов, но при анализе последних мы не всегда обнаруживаем полностью все  три элемента правовой нормы.

К примеру, охранительная  норма, содержащаяся в части 3, статьи 122 «Заражение ВИЧ инфекцией» Уголовного кодекса РФ устанавливает: «Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении заведомо несовершеннолетнего, - наказывается лишением свободы на срок до восьми лет»27. Здесь мы видим пример неполной диспозиции, данная норма может показаться дефектной для человека, который воспринимает ее вне контекста нормативно-правового акта. На основе данного примера, можно сделать вывод о том, что норма права и статья нормативно-правового акта не всегда совпадают.

Приведем другой пример. Специализированная дефинитивная норма, определяющая реабилитацию как «порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда»28, не содержит санкции, как и все специализированные нормы права, о чем уже выше упоминалось. Однако это не означает структурную неполноценность дефинитивной нормы как таковой и не умаляет ее силу по сравнению с другими. Просто в связи с их особой ролью в системе права им присуща своеобразная структура. Из всего этого можно заключить, что в определенных случаях «незавершенность» логической структуры объясняется не способом изложения, а самой природой правовых норм.

Информация о работе Классификация норм права