Юридические свойства и функции Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ 5
1.1 КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА 5
1.2 БАЗА ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 13
1.3 ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ 15
1.4 ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ РФ 19
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РФ 24
2.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 25
2.2 ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ФУНКЦИЯ 26
2.3 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 28
2.4 ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 29
2.5 УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 3

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ НОВЫЙ.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

       Также возникает вопрос: не считать ли равными конституции или ее частью законы о внесении изменений и  дополнений в конституцию, об исключении из нее каких-либо положений, о провозглашении конституции. Представляется, что нет оснований считать частью единого текста конституции законы, что-то в нее включающие или что-то из конституции исключающие. Они выполнили свою служебную роль и тем самым исчерпали себя.

       Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению  ко всем иным нормативным актам, включая  и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные  законы. Все они должны соответствовать  конституции и не могут ей противоречить.

       И.А. Кравец рассматривает два аспекта  высшей юридической силы конституции  – формальный и материальный.

       Формальный  аспект высшей юридической силы означает, что предусмотренные Конституцией правовые акты должны приниматься с соблюдением конституционной процедуры. Если зафиксированная конституционными нормами процедура не соблюдается, правовой акт может быть признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции.

       Материальный  аспект высшей юридической силы предполагает, что правовые акты в границах, предусмотренных Конституцией, должны соответствовать ей по содержанию. Содержательное соответствие выражается в непротиворечивости законов и иных правовых актов конституционным положениям».

       Акты, конечно, могут развивать положения конституции. Но при этом, если первое слово по какому-то вопросу уже сказано конституцией, они не вправе говорить что-то иное, содержать в себе другое предписание. К этому, так сказать, формальному аспекту добавляется и сущностный: нельзя в другом акте путем интерпретаций, словесных манипуляций предусмотреть такие варианты действий, которые не вытекают из самой конституции, да по ее духу и не могут из нее следовать. Это, кстати говоря, одна из самых сложных проблем в конституционном праве.

       Здесь следует отметить то, что в Конституции РФ (также и в других нормативных актах) намечены основные характеристики источников права в РФ;  в ней "нашли закрепление множественность источников права, наличие между ними различных вариантов связей и взаимоотношений. Это позволяет говорить о формировании именно системы источников права Российской Федерации".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2 БАЗА ТЕКУЩЕГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

       К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

       "Выступая  в качестве юридической базы  для развития всех отраслей  российского права, конституция  регулирует и закрепляет процесс  создания правовых норм и актов,  которыми обеспечивается проведение  политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер".5

       Наряду  с этим конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее положения. Так, Конституция РФ делает это следующими методами:6

       - прямо указывает виды федеральных  конституционных законов или  федеральных законов, требуемых  для регулирования определенных  вопросов. Конституция конкретно предусматривает принятие и многих федеральных законов - о гражданстве (ст. 6), о военной службе (ст. 59), об альтернативной гражданской службе (ст. 59) и др.;

       - использует указание на то, что  определенные общественные отношения регулируются "федеральным законом", не называя конкретный по наименованию или содержанию акт. В соответствии с ч. 5. ст. 37, где закреплено право граждан на отдых, "работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск". Данный вариант применяется весьма широко в действующей Конституции - гораздо больше, чем предшествующими основными законами, как бы подчеркивая, что регулированию общественных отношений посредством закона отдается предпочтение перед иными видами нормативных актов;

       - говорит о необходимости дополнительного  регулирования общественных отношений  либо закрепления гарантий для  их участников в акте текущего  законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе. Например, в ст. 43 говорится, что Российская Федерация "устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты" - понятно, что для этого необходим соответствующий нормативный акт;

       - Конституция РФ зачастую содержит  такие формулировки статей, что  из текста очевидна обязательность  последующего текущего нормативного  регулирования, обеспечивающего  применение конституционной нормы.  Так, согласно ст. 46, "решения  и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд" - то есть применение нормы без специального закона попросту невозможно.

       Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: "Право частной собственности охраняется законом". Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

       Таким образом, проблема соотношения конституции и текущего законодательства довольно многогранна, и она решается с учетом как роли конституционных идей, так и формально-правовой зависимости от конституции многих правовых актов.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.3  ОСОБЫЙ ПОРЯДОК  ПРИНЯТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ 

       Конституцию характеризует и такое юридическое  свойство, как особый порядок ее принятия и изменения.

       Относительно  принятия прежде всего важно то, что проходит оно в обстановке гласности и повышенного интереса общества: принятие конституции - это историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то и текстом проекта, и дискуссиями о содержании конституции, и раскладом сил в обществе "за" и "против" нового основного закона, как правило, интересуется все-таки гораздо большее число граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных законов, публикуются далеко не всегда; проекты же конституций появляются и на страницах газет с большим тиражом, и издаются отдельными брошюрами.

       Особый  порядок принятия конституций может  состоять и в специальной организации  массового (всенародного) обсуждения ее проекта. В отечественной конституционной  истории такие мероприятия проводились.

       Наконец, особый порядок принятия может выражаться о вынесении проекта конституции  на всенародное голосование (референдум), что и имело место в связи  с действующей Конституцией РФ. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения парламентом или президентом страны, центральной избирательной комиссией принятия конституции и вступления ее в силу.

       Особый  порядок изменения конституции - это специально усложненные процедуры  представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее.

       В том случае, если закон об изменениях и дополнениях конституции принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения Конституции СССР 1977 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст. 185).

       Особый  вариант специальных требований - сделать так, чтобы, как говорится, отпало само желание изменять конституцию  и тем самым обеспечивалась бы ее стабильность. Пример этому - процедура  изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в главе 9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции", т.е., как пишет С.А. Авакъян, "создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования".

       Согласно  ст. 134 предложения о поправках  и пересмотре положений Конституции  РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов  РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.

       В указанной главе 9 ее положения с  точки зрения порядка изменения  Конституции поделены на четыре части.

       Первая  часть - это положения глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права  и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием - парламентом РФ. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 (ч. 2) гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

       Вторая  часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. (Напомним, что по ст. 108 Конституции для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов - не менее трех четвертей к СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

       В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации.8 В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".9

       Третья  часть - это изменения ст. 65 Конституции  РФ, касающиеся состава субъектов  РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

       Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного  округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ РФ 

       Правовая  охрана конституции - это совокупность юридических средств, с помощью  которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности.

       В более широком смысле под правовой охраной конституции понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих  гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе.

       Способ  охраны - это действие или система  действий, применяемых органами государственной власти при осуществлении ими правовой охраны Конституции РФ.

Информация о работе Юридические свойства и функции Конституции РФ