Юридические свойства и функции Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ 5
1.1 КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА 5
1.2 БАЗА ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 13
1.3 ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ 15
1.4 ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ РФ 19
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РФ 24
2.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 25
2.2 ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ФУНКЦИЯ 26
2.3 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 28
2.4 ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 29
2.5 УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 3

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ НОВЫЙ.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 37

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Развитие  Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.1

       Конституция для России сегодня значит очень  много. В Конституции и через  нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

       Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию  в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

       Между тем Конституцию справедливо  называют главным, основным законом  государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие  в стране в виде определенного  организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.  
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКИЕ  СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ 

       1.1 КОНСТИТУЦИЯ КАК  ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА 

       Любая конституция, в том числе и Конституция РФ, относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами.2 Конституция - принимаемый либо народом непосредственно, либо высшим представительным органом власти общеобязательный нормативный акт, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитанный на постоянное, многократное применение, опирающийся в своем действии на авторитет и силу Российского государства.

       Термин  «конституция» (от латинского «constituio» - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

       Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его  общественное и государственное  устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

       Основной  Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения  граждан между собой и с  государством. Конституция нужна  для того, чтобы законы не противоречили  друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

       Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить  себе многочисленные правовые акты, действующие  в  стране, в виде определенного  организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

       Конституция Российской Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., - не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская Конституция1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы.

       Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое  государство. Это государство существовало - в разных границах и при разных формах правления - многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции. Вместе с тем Конституций Российской Федерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории.

       Крах  в России тоталитарного государства, контролировавшего и слова, и  дела, и мысли граждан, означал  начало создания правового государства. Это потребовало изменения Основного  Закона. Новая Конституция в нашей стране зафиксировала «десоветизацию» государственной власти. Были разделены законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, что является важнейшим признаком подлинной демократии. Ведь еще французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозгласила: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции». И, наконец, государственный строй в Российской Федерации определен как конституционный, а не общественный.

         Новая Конституция занимает верховенствующие  положение в правовой системе  страны. Ее положение являются  первичными. Все остальные правовые  акты, принимаемые в рамках Российской  Федерации, в том числе федеральные  законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации.3 Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.

       В самом общем виде конституцию  можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий   (-щих) высшей юридической силой и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

       Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

       В нашей стране Конституция - это один акт. В науке конституционного  права основной закон, представленный одним актом, принято называть "писаной  конституцией". Если же у государства  нет такого единого акта, а имеющим  конституционное значение признается ряд актов разных лет, то их в совокупности обычно именуют "неписаной конституцией" (например, Великобритания).

       Важно и то, что очень часто текст  конституции провозглашается как "Конституция (Основной Закон)" государства. Такого наименования не имеют и не могут иметь политические и правовые документы. Все предшествующие Конституции нашего государства назывались именно так. Однако слова "Основной Закон" не использованы по отношению к действующей Конституции РФ, и это вряд ли правильно.

       В некоторых странах к основному акту могут примыкать еще один или ряд актов. Они называются обычно "конституционными законами". Если официально роль таких актов обозначена как дополнения к конституции, конечно, их в совокупности с нею можно рассматривать как единую "писаную конституцию". Тем более есть основания так сказать в случае, если конституционный закон заменяет собой часть норм конституции, перестающих действовать.

       Поскольку Конституция РФ 1993 г. официально предусмотрела  категорию федеральных конституционных  законов (ФКЗ), возникают вопросы: что представляют собой эти законы, можно ли их считать частью Конституции РФ?

       Во-первых, Конституция РФ не дает свободы в  принятии ФКЗ. Она предусматривает  ограниченный круг вопросов, по которым  должны появиться эти акты. Поскольку  перечень не является открытым, это означает, что по иным вопросам ФКЗ принимать нельзя. Конституцией РФ предусмотрены следующие ФКЗ:

       1) о порядке разрешения вопросов, связанных с принятием в РФ  нового субъекта РФ, образованием  в ее составе нового субъекта, изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137 Конституции);

       2) о принятии в состав РФ нового  субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);

       3) об образовании в составе РФ  нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);

       4) об изменении конституционно-правового  статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66; ч. 1 ст. 137);

       5) о государственных флаге, гербе  и гимне РФ, их описании и  порядке официального использования  (ч. 1 ст. 70);

       6) о референдуме РФ (п. "в" ст. 84);

       7) о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87);

       8) о чрезвычайном положении (ст. 88; ч. 2 ст. 56). В ч. 1 ст. 56 Конституции  говорится о том, что в условиях  чрезвычайного положения для  обеспечения безопасности граждан  и защиты конституционного строя  в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Поскольку здесь нет прямых указаний, можно предположить, что это может быть отрегулировано как специальным ФКЗ, так и ФКЗ о чрезвычайном положении;

       9) об Уполномоченном по правам  человека (п. "д" ч. 1 ст. 103);

       10) о порядке деятельности Правительства  РФ (ч. 2 ст. 114);

       11) о судебной системе РФ (ч. 3 ст. 118);

       12) о Конституционном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);

       13) о Верховном Суде РФ (ч. 3 ст. 128);

       14) о Высшем Арбитражном Суде  РФ (ч. 3 ст. 128);

       15) об отдельных частях судебной  системы - об общих судах, арбитражных  судах, о военных судах и  др. (ч. 3 ст. 128);

       16) о Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).

       С учетом перечня можно видеть следующий повод для введения категории "федеральных конституционных законов" в российскую Конституцию: подчеркнуть важность определенных вопросов, а требованием квалифицированного большинства для принятия таких актов обеспечить более взвешенный подход парламента РФ к их подготовке, чтобы данные законы были основательнее и стабильнее. Однако вряд ли можно сказать о том, что ФКЗ задуманы для того, чтобы образовать вместе с Основным Законом так называемую "большую Конституцию". Текст самой Конституции в качестве высшей ценности возвышается над всей системой писаного права, включая и федеральные конституционные законы.4

       В научном обороте используется понятие "конституционное законодательство". Возникает вопросы: имеет ли оно  право на существование, в каком смысле может использоваться, какое соотношение различных актов и конституции должно предполагать? Если понятие "конституционное законодательство" применяется для объединения всех источников конституционного права и в этом плане не имеет какой-либо научной трактовки, то против него возражений не возникает. Здесь на первом месте - интересы удобства для пользователей. Если же в основе использования понятия - идея равенства с конституцией всех иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере общественно-политического устройства и власти, против такой трактовки "конституционного законодательства" можно возразить.

Информация о работе Юридические свойства и функции Конституции РФ