Конституция РФ: понятия, свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:44, контрольная работа

Описание

Термин «constitutio» переводится с латыни как «учреждение», «устройство». Прототипы Конституции были известны еще рабовладельческому и феодальному обществам. «В Древнем Риме так именовались отдельные акты императорской власти, в некоторых феодальных государствах — хартии, отражавшие компромисс между королевской властью, феодалами, городами»[1].
Но появление Конституций в современном их значении — как основных законов государства и общества — относится к периоду буржуазных революций. Впервые такое определение понятие «конституция» было дано в ст. 16 французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции».

Содержание

1. Понятие и социальная сущность Конституции. Виды конституций в Российской Федерации
1.1 Понятие Конституции
1.2 Социальная сущность Конституции
1.3 Виды конституций в Российской Федерации
2. Юридические свойства Конституции РФ
3. Задача:
3.1 Какие нарушения Конституции РФ допущены по условиям данной задачи?
3.2 Порядок внесения поправок в Конституцию РФ
Список литературы:

Работа состоит из  1 файл

конст А готово.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)


Содержание:

 

1. Понятие и социальная сущность Конституции. Виды конституций в Российской Федерации

1.1 Понятие Конституции

1.2 Социальная сущность Конституции

1.3 Виды конституций в Российской Федерации

2. Юридические свойства Конституции РФ

3. Задача:

3.1 Какие нарушения Конституции РФ допущены по условиям данной задачи?

3.2 Порядок внесения поправок в Конституцию РФ

Список литературы:


1. Понятие и социальная сущность Конституции. Виды конституций в Российской Федерации

1.1 Понятие Конституции

Термин «constitutio» переводится с латыни как «учреждение», «устройство». Прототипы Конституции были известны еще рабовладельческому и феодальному обществам. «В Древнем Риме так именовались отдельные акты императорской власти, в некоторых феодальных государствах — хартии, отражавшие компромисс между королевской властью, феодалами, городами»[1].

Но появление Конституций в современном их значении — как основных законов государства и общества — относится к периоду буржуазных революций. Впервые такое определение понятие «конституция» было дано в ст. 16 французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции».

Первой Конституцией в её подлинном понимании считается Конституция США 1787г. Она появляется именно в ту историческую эпоху, когда на первый план выходят права и свободы человека и гражданина, их равенство и гарантированность государством.

Конституции играют огромную роль в жизни каждого государства, что определяется их особым местом в правовой системе страны.

В самом общем виде Конституцию можно определить как правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства и гражданина.

Если же говорить о России, то Конституция Российской Федерации — это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации — основной закон прежде всего государства. Это не означает, однако, что она не выходит за рамки регулирования собственно государственной организации и деятельности. Как и многие другие демократические конституции новейшего времени, российская Конституция касается различных сторон жизни гражданского общества.

В Конституции определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладность экономики страны и содержится положение о том, что Российская Федерация — социальное государство. В Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной.

Исследуя понятие Конституции, необходимо остановиться на её характерных чертах.

1. Особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, – народ. В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью, именно поэтому конституции принимаются народом или от имени народа. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает следующую черту Конституции: учредительный характер[2].

2. Учредительный характер конституционно-правовых норм. Конституция учреждает основы государственного и общественного строя, механизм осуществления государственной власти. Она носит учредительный характер и потому, что все ее предписания являются первичными и им не могут противоречить другие, издаваемые государственными органами акты.             

3. Расширенный предмет регулирования Конституции. Сфера конституционного регулирования весьма широка, при этом большинство норм Конституции посвящено государству. Конституция не только провозглашает исходные положения, как, например, о том, что Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, но и подробно регламентирует систему федеральных государственных органов, отношения между ними, их права и обязанности, формы и методы деятельности.

4. Особые юридические свойства Конституции. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре (примером может служить информационное, инвестиционное право и т.д.).

Подробно рассмотрим юридические свойства Конституции в следующем вопросе, а сейчас остановимся на социальной сущности Конституций.

1.2 Социальная сущность Конституции

Прежде чем говорить о социальной сущность, необходимо определиться с категорией самой сущности. Существует множество подходов к определению сущности Конституции.

Одной из теорий является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Согласно этой теории, все члены общества заключили некий договор, воплощенный в тексте Конституции, о том, на каких основах учреждается общество и как оно живет. Основной закон государства служит выражением суверенитета народа, проявлением его единой воли.

Теологическая теория видит сущность Конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считает, что в ней выражаются идеи высшей справедливости и высшего разума[3].

Представители школы естественного права считают, что сущность рассматриваемого нами документа – это воплощение в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа[4].

Имеются и теории, которые отрицают народный характер конституции и связывают ее сущность с государственной волей. Конституция в таком случае – это «самоограничение государственной власти, с целью недопущения произвола, анархии» [5] и т.п.

В настоящее время нам кажется наиболее приемлемым определение сущности Конституции как высшего законодательного закрепления достигнутого в обществе компромисса на основе признания общечеловеческих ценностей при приоритете интересов доминирующей социальной общности.

Конституция РФ в ст.7 провозглашает Россию правовым и социальным государством[6]. Социальное государство – такое государство, в котором государственная власть ограничивается правами человека и гражданина, а установленный государственно-правовой порядок обеспечивает всеобщую свободу, формальное равенство и господство права.

Социальная сущность РФ складывается из: 1) ограничений государственной власти РФ социально-экономическими правами граждан РФ; 2) невмешательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: установление общих направлений экономической политики, ограничение монополий в экономической деятельности.

Социальные гарантии в РФ устанавливаются в целях обеспечения в РФ общественного благополучия, благосостояния граждан РФ. В связи с этим РФ гарантирует выплату социального содержания нуждающимся членам общества в силу их состояния здоровья и материальной обеспеченности. Социальное содержание в виде установленных федеральными законами пособий и иных выплат может предоставляться как работающим гражданам, так и не работающим (если отсутствие работы у лица связано с безработицей, болезнью, инвалидностью, вдовством, старостью и т. д.). Так, социальные пособия могут быть: 1) по временной нетрудоспособности; 2) по безработице; 3) семьям, имеющим детей; 4) по беременности и родам.

Социальная сущность российского государства напрямую связана с правом каждого на социальное обеспечение[7]. Государственное социальное обеспечение – установленные федеральным законодательством РФ в целях осуществления заботы государства о гражданах государственные пенсии и социальные пособия. Социальные выплаты устанавливаются для следующих категорий граждан: 1) пенсионеры (по достижении мужчинами 60 лет, а женщинами – 55 лет); 2) нетрудоспособные (временно или постоянно), инвалиды и т. д.; 3) потерявшие кормильца; 4) имеющие детей и др.

Социальная сущность конституции выражает и закрепляет совпадающие главные жизненные интересы всего народа сквозь призму одного или нескольких  социальных слоёв, преобладающих в обществе, дает право на поддержку социально незащищенных слоев общества, формирует социальную поддержку и защиту в качестве одного из приоритетных направлений развития государства.

1.3 Виды конституций в Российской Федерации

В силу федеративного устройства в Российской Федерации существуют Конституции двух видов: одна национальная (Основной Закон страны) и ряд Конституций республик – субъектов в составе федерации. Конституция РФ устанавливает в ст. 66, что статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. Так, в настоящее время приняты и действуют Конституции Республик Адыгея, Алтай, Башкортостан, Дагестан, Чеченской Республики и других.

Учитывая верховенство и высшую юридическую силу национальной Конституции, Конституции Республик конкретизируют и развивают её положения, устанавливая статус Республики, систему и структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления, закрепляют административно-территориальное деление Республики, устанавливают дополнительные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Особое место при этом отводится национальным традициям и обычаям, самобытности народа Республики.

 

2. Юридические свойства Конституции РФ

Одной из характерных черт Конституции являются присущие ей особые юридические свойства. Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства. Так, можно выделить следующие свойства Конституции:

 

- Верховенство Конституции. Впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось, равно как и не закреплялось верховенство и Конституции СССР.

Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву. Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития. В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций республик Конституции России.

Верховенство конституции в правовой системе обеспечивается эффективным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов занимаются органы конституционного контроля (надзора, суда). Им нередко принадлежит и право толкования конституционных положений[8].

 

- Легитимность. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти. Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г., можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

 

- Высшая юридическая сила. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Указанное юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, нежели принцип ее верховенства. Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ. Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.

 

- Прямое действие конституционных норм. Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства. Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»[9], в котором Верховный Суд выделил четыре основания для непосредственного применения Конституции РФ при разрешении дела судом.

 

- Роль Конституции как ядра правовой системы государства и системы права. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Причем определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и в ее роли, связанной с установлением формы права. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

Информация о работе Конституция РФ: понятия, свойства