Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание

Выборы и все что с ними связано.

Содержание

Введение

1. Избирательная система

1.1 Основные характеристии субъектов выборов

1.2. Избирательное право

1.3. Избирательная кампания

1.4. Типы избирательных систем

2. Новые реалии - новая система

2.1. Выборы президента России глазами иностранной прессы

2.2. Проблемы новой системы

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Понятие избирательного права и избирательной системы 2 КУРС .doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

- препятствует  созданию многочисленных партийных  фракций в парламенте; 

- способствуя  победе крупных политических  партий, позволяет формировать устойчивое правительство, опирающееся на парламентское большинство; 

Однако  у мажоритарной системы есть и  определённые недостатки: 

- значительная  часть избирателей может быть  не представлена в выборном  органе, так как голоса, поданные за проигравших в выборах, пропадают.; 

- происходит  сокращение представительства политических  партий во властных структурах; 

- возникают  диспропорции между числом полученных  партиями мандатов и количеством  проголосовавших за них избирателей. 

При пропорциональной системе избиратели голосуют за списки кандидатов, выдвигаемые партиями. В её основе лежит принцип пропорциональности, то есть распределение мандатов между партиями осуществляется в соответствии (пропорционально) числу поданных голосов. 

В России, применяющую эту систему, действует заградительный пункт: определяется минимальное число голосов (в процентах), которое должна набрать партия, чтобы принять участие в распределении мандатов. Партии, не преодолевшие этот барьер, не получают в парламенте ни одного места. 

Достоинства пропорциональной системы: 

- позволяет  точнее, чем мажоритарная система,  учитывать политические предпочтения  избирателей; 

- обеспечивает  представительство в парламенте  даже небольшим политическим  партиям. 

Пропорциональная  система также не является идеальной и имеет ряд недостатков: 

- политические  силы, пользующиеся в масштабах  страны значительно меньшей поддержкой, чем крупные политические партии, получают представительство в  выборном органе. Их роль к  тому же может не соответствовать реальному месту в политической системе; 

- могут  возникать сложности при формировании  правительства и в ходе его  деятельности, если ни одна партия  не будет иметь абсолютного  большинства в парламенте. 

С целью  соединить преимущества различных  избирательных систем и смягчить их недостатки используется смешанная избирательная система. Этот тип избирательной системы представляет собой комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем. 

Порядок формирования Федерального Собрания - парламента страны - является смешанным, поскольку осуществляется на основе различных процедур. Выбору в Государственную Думу проводятся на основе смешанной избирательной системе: 225 депутатов избираются на основе мажоритарной системы относительного большинства, 225 депутатов - на основе пропорциональной системы. 

Выборы  президента Российской Федерации проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного  большинства. 
 

2. Новые  реалии - новая система 

Говоря  об избирательной системе, мы понимаем набор норм и процедур, регулирующий избирательный процесс. Различные избирательные системы, которые используются сегодня в политической практике, имеют свои достоинства и недостатки. Смена избирательной системы в стране может привести к масштабным изменениям в политике, что приводит к метаморфозам во власти. 

На первый взгляд, инициированный Кремлем переход  на чисто пропорциональную избирательную  систему выглядит нелогичным, однако у подобной реформы есть серьезные  резоны. Главный аргумент - чисто  пропорциональная система повышает степень контроля федерального центра над формированием списка «партии власти», а впоследствии - над депутатским корпусом. При прежней системе региональные группы интересов могли проводить своих лоббистов в Думу по одномандатным округам. Главным «выигрышем» от смены избирательной системы станет ограничение регионального лоббизма. 

Второй, не менее серьезный аргумент, обосновывающий данную реформу - переход на пропорциональную систему сопровождался постепенным, но неуклонным повышением «входных барьеров»  на рынок политической конкуренции: закон о партиях (2001 г.), вводящий монополию партий на участие в выборах по спискам; повышение отсекающего барьера (2002 г., но с отложенным вступлением в силу); запрет на участие в избирательных объединениях общественных организаций (2003 г.), второе повышение минимальной численности партий (2004 г.); запрет депутатам выходить из фракций (2004); отказ от одномандатных округов и запрет блоков на выборах в Госдуму (2005 г.), запрет блоков на региональных выборах, изменение порядка регистрации партий и кандидатов (ужесточение требований к сбору подписей и фактическое повышение суммы избирательного залога). Изменения в избирательном законодательстве происходят по инициативе исполнительной власти и активно поддерживаются «Единой Россией» в Думе. 

Есть  точка зрения, что переход к  пропорциональной избирательной системе  в России был выгоден парламентской  партии-гегемону. Вспомним выборы 7 декабря 2003 года, когда именно мажоритарная избирательная система дала возможность  ВПП «Единая Россия» получить квалифицированное большинство в Думе, потому что результаты выборов по одномандатным округам дали ВПП «Единая Россия» 185 депутатских мандатов из 225. По итогам выборов 2 декабря 2007 года именно за счет перехода к пропорциональной избирательной системе ВПП «Единая Россия» для того чтобы получить конституционное большинство в Думе пришлось, во-первых, набрать достаточно высокий процент голосов в поддержку партии, во-вторых, сдержать прохождение других партий в парламент. 

В итоге  при такой системе более вероятным становится парламент, в котором «партия власти» имеет простое большинство (или показатель, близкий к нему), а остальные партии либо слабы, либо зависимы. 

72 процента  голосов - столько в сумме голосов  избирателей получили на минувших  парламентских выборах партии, поддерживающие политику президента: «Единая Россия» и «Справедливая Россия». «Единая Россия», чей список возглавил президент, получила свыше 64 % голосов избирателей. За «Справедливую Россию», которая прошла в парламент с первых в своей биографии парламентских выборов - отдали голоса 7,75 % пришедших на избирательные участки россиян. В результате такой победы «Единая Россия» получила конституционное большинство в парламенте и укрепила свои позиции, то есть конституционное большинство - 315 мест в Государственной Думе. 

2 марта  2008 года состоялись выборы президента  Российской Федерации. Одновременно  с выборами президента в 11 регионах  прошли выборы в местные парламенты. Везде убедительную победу удержала  «Единая Россия». Во всех 11 региональных парламентах «единороссы» получили большинство мест, при этом почти в половине взяли около 80 %. Таким образом, «Единая Россия» упрочила свои позиции за счёт преждевременных выборов президента, отодвинув на второй план выборы в региональные парламенты. 

Вполне  понятно, что участвовать в дорогостоящей  избирательной кампании без поддержки  крупной политической партии сейчас практически не возможно. Поэтому  в условиях сложившейся многопартийной системы независимый кандидат вряд ли может рассчитывать на победу на выборах. 

В прошлом  кандидатом, чтобы стать национальной фигурой, приходилось подниматься  по длинной политической лестницы, доказывать свои достоинства в острых дискуссиях, выступая в партийных  организациях. Сегодня они могут  совершить мгновенный эффектный выход на национальную политическую сцену с помощью политической рекламы в средствах массовой информации. 

2.1 Выборы  президента России глазами иностранной  прессы 

Кремль  непросто фальсифицировал выборы в  пользу своего кандидата, он превратил в фарс сам процесс. («Экономист», Великобритания). 

Сами  выборы оказались ненастоящими. В  России произошло так: популярный в  народе правитель назвал имя своего приемника, народу только оставалось восторженно  его приветствовать. Избирательная  кампания состояла в том, чтобы показывать приемника рядом с его предшественником. («Берлинер Цайтунг», ФРГ). 

Зачем понадобились выборы? Почему Владимир Путин просто не назначил Медведева  на соответствующий пост или не остался  в качестве президента сам? («Вашингтон Пост», США). 

Как отметила госпожа Клинтон, «решение будет  принимать Путин». Россияне избрали 42_хлетнего юриста Дмитрия Медведева, но факт в том, что Владимир путин  постарался гарантировать сохранение власти в собственных руках. («Уолт-Стрит  Джорнэл», США). 

2.2 Проблемы  новой системы 

С переходом  на новую избирательную систему  возникнут и новые проблемы: нет  никаких оснований утверждать, что  полностью пропорциональная система  создаст дополнительные стимулы  для партстроительства. 

Вторая  проблема - общий уровень легитимности избираемого парламента. И в 90_е годы, и сейчас в опросах общественного мнения россияне в соотношении примерно 2:1 высказываются за чисто мажоритарную систему. 

«Человеческий»  же компонент при действии пропорциональной системы в прошлом проявлялся крайне слабо. Партийные списки «протаскивались» в парламент благодаря громким именам своих лидеров. Таких, не взявших думский мандат, фамилий в списке «Единой России» на выборах 2003 г. было 33 человека. Таким образом, «Единая Россия» не случайно отстояла поправку в избирательное законодательство, разрешающее «безнаказанно» отказываться от списочных мандатов (вопреки возражениям Центризбиркома). 
 

Заключение 

Пропорциональная  система сегодня используется многими  странами мира. Переход к пропорциональной избирательной системе в России при выборах депутатов федеральной Думы приведёт к изменению влияния самой Думы. При ней легитимность Думы слабее, средний депутат менее опытен как публичный политик и менее самостоятелен в выстраивании системы союзов и принятии политических решений. Связано это с тем, что, во-первых, в Думу смогут пройти депутаты, которые, вообще не обладают навыками публичной политики, не разбираются в парламентской работе, во-вторых, статус депутата, его политический вес уменьшится за счет того, что депутат лично теперь более не будет обладать электоральной поддержкой, его как политика не узнают избиратели т. к. он всего-навсего один из списка партии, в-третьих, депутата избранного по списку избирательного объединения относительно легко лишить статуса депутата при помощи выдвинувшей его партии. Минусом пропорциональной избирательной системы, безусловно является то, что она приводит к сокращению влияния депутатов. При этом в целом для отечественной политической практики на федеральных выборах введение пропорциональной избирательной системы, увеличивающей влияние партий и уменьшающей политический вес депутатов, вполне оправдано на данном этапе политического развития и принесет государственной политике стабильность. 

Народные  избранники отныне все более будут  зависеть от выдвигаемых ими избирательных  объединений. Кроме того, сегодня  попадание в список партии - это  единственная возможность получить мандат федерального депутата. Поэтому  роль политических партий при переходе к пропорциональной избирательной системе резко возрастает. 

Все что  касается критики пропорциональной избирательной системы, как системы, не обеспечивающей представительство  региональных интересов на уровне центра политического пространства, то данную функцию может и должен выполнять Совет Федерации ФС РФ, созданный как палата регионов. 

В регионах широко обсуждаемый в перспективе  переход исключительно к пропорциональной системе, на наш взгляд, будет приносить  больше издержек, чем выгоды. Смешанная  система на уровне субъекта РФ балансирует представительство партийных политиков и интересы районов, поселений региона. Пропорциональная система на уровне региона может привести к тому, что практически все депутаты региональной легислатуры будут представлять интересы регионального центра, а районы лишатся своей парламентской опоры. 
 

Список  литературы: 

1. Зеркин  Д.П. Политология. - Ростов-на-Дону, 2005. 

2. Лавриненко  Н.В. Политология. - М., 2005. 

3. Панарин  А.С., Василенко И.А. Политология. - М., 2003. 

4. Газета «Российская газета» № 274, 2007. 

5. Газета  «Российская газета» № 286, 2007. 

6. Газета  «Российская газета» № 49, 2008. 

7. Газета  «Советская Россия» № 24, 2008.

Информация о работе Избирательная система