Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание

Выборы и все что с ними связано.

Содержание

Введение

1. Избирательная система

1.1 Основные характеристии субъектов выборов

1.2. Избирательное право

1.3. Избирательная кампания

1.4. Типы избирательных систем

2. Новые реалии - новая система

2.1. Выборы президента России глазами иностранной прессы

2.2. Проблемы новой системы

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Понятие избирательного права и избирательной системы 2 КУРС .doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

Имущественный ценз предполагает право участвовать  в выборах при условии обладания  имуществом определенного размера или уплаты налогов. 

В течение  всего ХIХ века велась борьба вначале за снижение, а потом и за отмену имущественного ценза, который был основным препятствием на пути к получению избирательных прав большинством граждан. В начале ХХ века этот ценз практически повсеместно был отменён. 

Само  по себе существование избирательных  цензов не означает, что избирательное  право является недемократическим. Важно, какие это цензы, и каковы их ограничения. Наличие цензов возраста, гражданства, оседлости можно считать разумным. Относительно высокая возрастная планка для кандидатов на выборные должности обусловлена тем, что властные полномочия должны находиться в руках тех, кто достиг определенного возраста и накопил определенный жизненный опыт. Разумным следует считать и то, что участие в управлении обществом и государством оговорено наличием гражданства. Что же касается ценза оседлости, то его наличие дает возможность гражданам избрать того представителя, который хорошо знаком с проблемами округа и воспринимает их как часть собственных. 

Если  же избирательное право содержит ограничения имущественного характера, по признаку пола, расы, этнической или  религиозной принадлежности, то это  ставит под сомнение его демократический  характер. 

1.3 Избирательная  кампания 

Для того чтобы составить представление  об избирательной системе, необходимо не только выявить и рассмотреть  её структурные компоненты, но и  разобраться в том, как она  функционирует. Функциональный аспект избирательной системы отражается в понятии «избирательная кампания». 

Избирательная кампания - это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной системы. 

Избирательная кампания - это развернутый во времени  процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов. Каждый из этапов, в свою очередь, включает совокупность конкретных избирательных процедур и действий. Основные этапы избирательной кампании: 

- назначение  выборов; 

- выдвижение  кандидатов; 

- предвыборная  борьба; 

- голосование; 

- определение  результатов выборов. 

Назначение  выборов должно проводиться в  сроки, позволяющие кандидатам и  политическим партиям развернуть полноценную  избирательную кампанию. 

Смысл процедуры назначения выборов состоит  в назначении дня голосования. Этот день может быть строго фиксированным. Но в большинстве стран такой заранее определённой даты выборов нет, и поэтому необходимо издание специального акта, устанавливающего такую дату. 

В России выборы депутатов Государственной  Думы назначаются президентом и днём голосования является первое воскресенье после истечения срока, на который была избрана нижняя палата прежнего созыва. Выборы президента Российской Федерации назначаются Советом Федерации, а днём голосования является первое воскресение месяца, в который проходили предыдущие выборы. 

Важность  этапа избирательной кампании - выдвижение кандидатов определяется тем, что в  его рамках формируется круг лиц, из числа которых будут избраны  президенты, депутаты, губернаторы, советники  органов местного самоуправления и другие. 

В России используются различные способы  выдвижения кандидатов: 

- самовыдвижение (кроме выборов на пост президента), при котором обычно требуется  поддержка подписями некоторого  числа избирателей; 

- выдвижение  группой избирателей; 

- выдвижение  политическими партиями. 

Процедура выдвижения кандидатов может предполагать выдвижение не только отдельных кандидатов, но и их списков, формируемых партиями (в том числе и в России). Такой порядок заключает в  себе, по меньшей мере, два негативных момента. Во-первых, в этом случае избиратели голосуют не за личности, а за партию. При этом Россию отличает высокий уровень политической фрагментации, партийные программы расплывчаты, идеологические различия между партиями зачастую трудно определить. В этой ситуации избирателю весьма непросто сделать осознанный выбор. Во-вторых, большинство из тех, кто включён в список (в Росси их число может быть до 270 человек), избирателям не знакомо. В лучшем случае им известны несколько фамилий, возглавляющих список. Получается, что избиратели голосуют «вслепую». 

В ряде стран порядок выдвижения кандидатов предполагает внесение определённой денежной суммы - избирательного залога, который  возвращается в том случае, если кандидат наберёт установленный  процент голосов. В России при выборах депутатов в Государственную Думу предусмотрены два варианта действий: либо внесение избирательного долга, либо сбор подписей в поддержку кандидата. 

Одновременно  с процессом выдвижения кандидатов происходит регистрация. Все граждане, имеющие право голоса, заносятся в списки избирателей. В России и большинстве европейских стран такие списки составляют местные органы власти. 

Предвыборная  борьба. На этом этапе избирательной  кампании претенденты на выборные должности  вступают в острую конкурентную борьбу. В её рамках отдельные кандидаты и политические партии осуществляют сложный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение желаемого результата. 

На первый взгляд цель названных субъектов  выборов одна - победа. Однако некоторые из участников избирательной кампании включаются в неё ради привлечения внимания или укрепления известности с расчетом на будущие выборы. Существует также практика выдвижения однофамильцев кандидатов-соперников. Этот прием ориентирован на то, чтобы сбить с толку избирателей и снизить число голосов, подданных за соперника. 

Предвыборная  кампания должна быть тщательно подготовлена, что предполагает создание штаба  кампании, разработку её стратегии  и тактики, накопление ресурсов. Особое место в числе этих мероприятий занимает разработка стратегии и тактики предвыборной кампании. Стратегия представляет собой содержательную часть предвыборной кампании, а тактика - её техническую сторону. Другими словами, стратегия дает ответ на вопрос, что нужно предпринять, чтобы достичь поставленной цели, а тактика - как при этом необходимо действовать. 

Для того чтобы ознакомить каждого избирателя со своей предвыборной программой, партии проводят митинги и собрания, организуют встречи кандидатов с  жителями своего избирательного округа, выступают в прессе, по радио и телевидению. 

Техника проведения предвыборных кампаний с  каждым годом совершенствуется. Сегодня  партии широко используют услуги политологов, социологов, социальных психологов, изучающих  общественное мнение, настроения избирателей. Политические лидеры пользуются услугами имиджмейкеров - специалистов по созданию имиджа. Профессиональная «упаковка» кандидатов и их платформ для политической рекламы в средствах массовой информации весьма дорогостоящее мероприятие. 

Поэтому особую роль в проведении предвыборной кампании кандидата или партии играет её финансирование. Финансовые средства формируются за счёт членских взносов, доходов от издательской деятельности партии, государственного финансирования, добровольных пожертвований. Эти легальные источники финансирования не могут покрыть всех расходов. Общепризнанным считается тот факт, что кандидаты и политические партии обеспечивают проведение своей предвыборной кампании также и за счёт нелегальных источников. К их числу относятся коммерческая деятельность партий, финансовая помощь из-за рубежа, превышение допустимых пределов пожертвований от граждан и юридических лиц. 

Для того чтобы минимизировать использование  нелегального финансирования и обеспечить равенство возможностей всех кандидатов, существует практика законодательного регулирования финансовых параметров избирательной кампании, предусматривающая: 

- ограничение  предвыборных расходов; 

- сужение  количества источников финансирования; 

- государственное  финансирование в виде субсидий или компенсации предвыборных расходов; 

- тщательный  учёт используемых средств и  гласность источников финансирования. 

Голосование. Предвыборная агитация прекращается за день до голосования. Последний день перед голосованием предоставляется  избирателям для того, чтобы они самостоятельно окончательно обдумали свой выбор и приняли решение. Голосование проходит тайно. Избиратели заполняют бюллетени в кабинках и опускают их в урну для голосования. 

Не имеют  права избирать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации. 

Участие граждан в голосовании на выборах  рассматривается как один из наиболее значимых показателей степени их политического участия в целом. 

Пик политической активности граждан приходится на средний  возраст - от 25 до 50 лет. В последние  десятилетия социологи отмечают достаточно высокую избирательную  активность пожилых людей. Пенсионеров приводит на избирательные участки интерес к проблемам социального страхования и медицинского обеспечения. Помимо этого пожилые люди имеют больше свободного времени для участия в политической жизни. 

Завершается избирательная кампания подсчётом голосов и определением результатов выборов. Эти действия реализуются избирательными комиссиями. Их прерогативой является также признание выборов состоявшимися или несостоявшимися, что зависит от числа принявших участие в голосовании. В зависимости от существующих норм выборы могут быть признаны состоявшимися Так порог явки избирателей должен составить не менее 25 % от общего числа избирателей на выборах депутатов в Госдуму и не менее 50 % на выборах президента. В противном случае назначаются повторные выборы. 

Сама  процедура определена результатов  выборов не составляет особой проблемы, поскольку строго упорядочена, и  все действия оговорены в избирательном  законодательстве. Однако даже если все  предшествующие этапы избирательной  кампании свидетельствуют о демократическом характере избирательной системы, на этом её заключительном этапе выборы могут превратиться в фикцию - в случае, если будут иметь место фальсификации итогов голосования. 

1.4 Типы  избирательных систем 

Когда речь идёт о подведении итогов голосования, также употребляется термин «избирательная система», но уже в другом значении. 

Избирательная система в узком смысле - это  способ определения результатов  выборов. Выделяют три основных типа избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную и смешанную. 

Мажоритарная  система подразумевает голосование  за отдельных кандидатов (независимых  или выдвинутых от партий). В основе мажоритарной (от французского majorite - большинство) системы лежит принцип большинства: победившим считается тот кандидат, который получил больше половины голосов (минимум 50 %+ один голос). 

Достоинством  этой разновидности мажоритарной системы  заключается в том, что избранным  оказывается тот кандидат, которого поддержало большинство прогосовавших. 

Её специфический  недостаток - выборы часто оказываются нерезультативными. Во-первых, потому что, зачастую устанавливается нижний порог явки избирателей. Во-вторых, чем больше в округе баллотируется кандидатов, тем меньше вероятность того, что кто-то из них наберёт абсолютное большинство голосов. В последнем случае проводится второй тур выборов. 

В целом  мажоритарный тип избирательной  системы имеет ряд достоинств: 

Информация о работе Избирательная система