Институты государственной гражданской службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:47, научная работа

Описание

Страны Запада первыми встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обуславливает интерес специалистов к опыту этих стран.
В данной работе я буду рассматривать создание институтов государственной гражданской службы в следующих ведущих странах западного мира: США, Великобритании, Франции и Германии. Выбор этих стран не случаен: именно здесь сложились наиболее эффективные демократические модели государственной службы.

Работа состоит из  1 файл

Научная работа.docx

— 70.53 Кб (Скачать документ)

Великобритания, как и  другие страны, находится в настоящее  время в поиске той модели организации  административной системы, которая  наиболее адекватно сможет ответить на вызовы современности.

 

    1. Государственная служба в Италии

Все вопросы, касающиеся порядка  функционирования государственных  учреждений и статуса государственных  служащих в Италии, а также служащих учреждений — юридических лиц  публичного права, определяются конституцией и Кодексом государственной службы. Каждое министерство составляет свой перечень специальностей государственной  службы, меняющийся по мере необходимости.

Статусом государственного служащего в полной мере обладают лишь штатные служащие как собственно государственных органов, так и  организаций публичного права. Их взаимоотношения  с начальством и государством регулируются административным правом, на них распространяются все права  и льготы госслужащих. Кроме штатных  есть еще служащие-стажеры: стажировка длится два года, после чего принимается  решение об их увольнении либо принятии на постоянную службу. За это время  они проходят не только служебные  испытания, но и курс профессиональной подготовки. От стажировки освобождаются  лишь те, кто получает при назначении первый ранг и выше, а также выпускники Национальной школы государственного управления. Наконец, есть служащие, нанимаемые по контракту на основе отношений частного права. На них распространяются обязанности государственных служащих, но в правах они. ограничены. Однако при зачислении в штат годы, отработанные по контракту, засчитываются в общий стаж госслужбы.3

Это коллегиальные административные органы, на которые возложено принятие целого ряда решений на государственной  службе. Если искать аналогии в российской практике, то по составу и функциям служебные советы окажутся весьма похожими на Ученые советы российских вузов. Служебные  советы бывают первой инстанции, второй инстанции (апелляционные), есть также  специальный служебный совет, который  рассматривает вопросы, касающиеся высшего эшелона госслужащих. Служебные  советы первой инстанции создаются  в каждой государственной структуре  и организации публичного права. Небольшие организации могут  создавать совместные служебные  советы. Служебные советы первой инстанции  состоят из пяти членов, трое из которых  в ранге директора назначаются  министром, двое других в ранге не ниже первого избираются сотрудниками. Все они должны служить в той  же организации, где создается совет. Состав советов второй инстанции  тот же самый, за исключением одного директора, которого заменяет судья  апелляционного административного  суда. В состав специального служебного совета, помимо чиновников высших рангов, входят также профессора ведущих  вузов страны.

Карьера чиновника представляет собой продвижение в системе  рангов. Ранг — это не должность, а некоторое подобие воинского  звания: обладание конкретным рангом открывает доступ к определенной группе должностей. Всего насчитывается  семь рангов: высший — ранг генерального директора, затем следует ранг директора, а за ним ранги с первого  по пятый. Должности особой категории  ранжируются отдельно: они делятся  на два ранга. Возможность получения  ранга определяется категорией служащего: низшие категории не могут обладать высшими рангами. Служащие четвертой категории не могут подняться выше второго ранга, а службу начинают с пятого ранга. Служащие более высоких категорий начинают службу с четвертого ранга и имеют шансы подняться по служебной лестнице до самого верха. Наиболее высоки эти шансы у выпускников Национальной школы государственного управления: они начинают службу со второго ранга. Еще одно заимствование из воинской службы — категория резервистов. В случае сокращения штатов или тяжелой болезни служащие не увольняются, а отправляются в резерв

Продвижение по службе обусловлено  двумя факторами — выслугой лет  и служебной характеристикой, причем обойти первый невозможно. Некоторая  скидка делается лишь обладателям ученых степеней: им несколько сокращается  срок службы, обязательный при переходе от ранга к рангу. В целом, этот срок тем меньше, чем выше категория  служащего. Для рангов с первого  по пятый штатное расписание едино, поэтому продвижение вплоть до первого  ранга не ограничивается наличием вакантных  мест. Решающую роль играет служебная  характеристика, на основании которой  служебный совет рекомендует  сотрудника к повышению. Ежегодно служебные  советы каждого подразделения составляют списки сотрудников, подлежащих повышению. После утверждения списков министрами внесенные в них служащие в  течение года получают повышение. Те, кто не попал в эти списки, остаются в прежнем ранге, а в случае какой-либо провинности могут даже угодить в списки сотрудников, не подлежащих повышению. Занесение в  «черный» список два раза подряд грозит сотруднику понижением в ранге или  увольнением. Получение двух высших рангов ограничено наличием соответствующих  им вакантных должностей, поэтому  отбор кандидатов проводится по более  строгим критериям.

Общий срок государственной  службы составляет 35 лет. После этого  служащий имеет право на пенсию. Как правило, выход на пенсию происходит в 65 лет, некоторые категории внештатных служащих обязаны покидать службу в возрасте 70 лет.

Назначение государственных  служащих проводится на конкурсной основе. Количество вакантных мест определяется той организацией, куда производится назначение, совместно с соответствующим  профсоюзом и утверждается Министерством  внутренних дел. Конкурс, как правило, проводится в письменной форме, носит  открытый характер и оценивается  независимым жюри. Но назначения могут  осуществляться и помимо конкурса, в порядке очередности среди  лиц с необходимыми для данной должности качествами. Все назначения проводятся министрами либо главами  организаций — лиц публичного права. Все постановления об объявлении конкурса и назначениях на государственную  службу публикуются в «Правительственной газете». Для обретения статуса  государственного служащего недостаточно факта назначения, необходимо также  принести присягу. На каждого сотрудника заводится личное дело, содержащее сведения о его образовании, семейном и имущественном положении. В  личное дело регулярно заносятся  записи о работе и деловых качествах  сотрудника. Служащие имеют право  в любой момент ознакомиться со своим  личным делом.

За свои действия государственные  служащие могут нести гражданскую, уголовную и административную ответственность

На государственную службу принимаются лица с любым уровнем  образования, но чем выше уровень  образования, тем быстрее будет  служебная карьера. Повысить уровень  образования могут и уже состоящие  на госслужбе лица. Подготовкой высшего  эшелона управленческих кадров и  повышением квалификации госслужащих  с 1986 г. занимается Национальный центр  государственного управления при Министерстве внутренних дел, государственного управления и децентрализации. Он включает в  себя Национальную школу государственного управления и Институт повышения  квалификации. Национальная школа государственного управления готовит управленческие кадры на базе высшего и среднеспециального образования.

 

    1. Государственная служба в Германии

В Германии, как и в  ряде других стран, государственная  служба называется в буквальном переводе на русский язык "общественной" (или "публичной"). Это понятие  охватывает всех работников государственных  учреждений. К ним относятся не только сотрудники органов управления, но и учителя, работники дошкольных учреждений, профессора и преподаватели  государственных университетов, судьи, министры, члены дирекции Федерального банка, а также полицейские, военнослужащие, служащие железных дорог, почтовых учреждений и т.д.

Государственная служба на всех трех уровнях (Федерации, земель и  общин) регулируется федеральными законами по единой системе. Для всех трех уровней  установлена единая система званий, чинов, рангов, единые правила прохождения  службы, права и обязанности, ограничения  и гарантии, система пенсионного  обеспечения и оплаты труда.

Лица, находящиеся на государственной  службе, делятся на три группы: чиновники, служащие и рабочие. Различия в их статусе определяются прежде всего  характером их взаимоотношений с  государством и выражаются в порядке  приема на работу, прохождения и  прекращения службы, вознаграждения за нее, в предъявляемых к ним  требованиях, в содержании их прав и  обязанностей. Специфика подготовки и переподготовки работников государственного и муниципального управления в Германии определяется особым статусом чиновника  и условиями его продвижения  по службе. Немецкий чиновник обладает пожизненным статусом и является представителем особого сословия. Лишь в немногих областях чиновничья должность, например бургомистра, является временной. Начальник может уволить чиновника  только в случае совершения им служебного проступка, и то после официального расследования и вынесения приговора  дисциплинарным судом. Особо регулируются служебные правоотношения "политических служащих", т.е. высших чиновников-министров, заменяемых при смене правящих партий. Чиновники федерального уровня, земель и общин принадлежат к различным рангам (высшему, повышенному, среднему и низшему). Для каждого ранга предусматриваются определенные образовательный ценз и стаж работы. Чиновники низшего и среднего ранга (шоферы, вахтеры, секретари, стенографистки, служащие вспомогательных служб) обычно выполняют сугубо вспомогательные функции и, строго говоря, не являются чиновниками в нашем понимании. Служащие рангом выше должны иметь как минимум высшее образование и пройти 3 года подготовительной службы. Чиновники высшего ранга— университетское образование и 2 года подготовительной службы. В Германии есть ряд высших учебных заведений, готовящих кадры для госслужбы. Это прежде всего Федеральная высшая школа государственного и муниципального управления и соответствующие земельные высшие школы, Федеральная академия государственного управления Министерства внутренних дел. В Федеральной высшей школе работают факультеты общей администрации, внешних сношений, администрации бундесвера, железнодорожного дела, общественной безопасности, почты, социального страхования. Только перечисление факультетов дает представление о том, что понятие "госслужба" в Германии имеет достаточно широкие рамки, и подготовка чиновников охватывает все отрасли, принадлежащие государству. Обучение в Федеральной высшей школе длится 3 года, из них 1,5 года занимает учеба в аудиториях, 1,5 года-практика на местах. Из 314 германских вузов подготовкой управленческих кадров для госслужбы занимаются 26 учебных заведений. В университетах обучаются 76% общего количества германских студентов, а в высших школах по подготовке управленческих кадров — 3-5%.

Наряду с вузами, занимающимися  первичной подготовкой госслужащих  повышенного ранга, в Германии имеется  система учебных заведений, в которых проходят подготовку и повышение квалификации работающие чиновники госслужбы. Центральное место в этой системе занимает Федеральная академия государственного управления при Министерстве внутренних дел Германии. Она расположена в Бонне, ее филиал — в Берлине.

Повышают квалификацию в  Академии в общей сложности более 10 тыс. человек в год. Общая направленность обучения связана не с простой  передачей знаний, а с формированием  определенного образа мышления и  поведения, характерного для конкретного  ранга чиновников. В соответствии с этим значительное время в период повышения квалификации отводится  изучению реальной практики (стажировка за рубежом и на конкретных рабочих  местах), а также использованию  активных методов обучения, реализуемых  модераторами (преподавателями, которые  организуют свободные дискуссии, мозговые атаки, круглые столы, направленные на формирование коллективного решения  проблем). Подготовка и переподготовка работников государственного и муниципального управления Германии в целом представляет собой последовательную, жесткую, законченную  систему. Однако механический перенос  ее в нашу страну практически невозможен. Во-первых, в отличие от Германии в России отсутствует исторически  сложившийся клан чиновников с определенным профилем и уровнем образования (университетское юридическое образование). Во-вторых, в Германии существует отработанная, развернутая во времени система  обучения и повышения квалификации кадров, которая не отвечает задаче единовременной массированной подготовки или переподготовки кадров. В-третьих, в Германии акцент сделан на юридическую  подготовку, которая наиболее полно  отвечает реальному положению дел  в административном управлении Германии.4

 

 

Заключение

 

Главным методом построения государственной службы и соответствующей кадровой политики в развитых странах является должностная квалификация с четкими стандартами в отношении объема обязанностей должностных лиц каждого класса и квалификационных требований, к ним предъявляемых. Обязательным условием занятия административных должностей является сдача соответствующих экзаменом и прохождение конкурса. В ходе конкурса важное значение имеют результаты ежегодных аттестаций служащих их вышестоящим начальником. Периодические аттестации, экзамены и конкурсы представляют собой неотъемлемый элемент карьеры западного чиновника. Основную массу отобранных таким способом кандидатов традиционно составляют выпускники нескольких ведущих учебных заведений страны. Принципиально важно то, что в большинстве развитых стран отбор кандидатов на административные должности и продвижение по службе контролируются специальными органами, независимыми от узкополитических и ведомственных интересов. Например, в США для федеральной гражданской службы — это главное управление кадров. (4, стр. 433-434)

Среди основных характеристик процесса подготовки управленческой элиты в развитых странах можно назвать следующие:

Таким образом, анализ и обобщение  международного опыта свидетельствует, что система работы с кадровым резервом государственных гражданских  служащих в общегосударственном  масштабе представляет собой по существу систему подготовки, отбора и продвижения  по государственной службе в данной стране. Это, так сказать, формирование резерва в широком смысле слова, как определенной социально-профессиональной группы или слоя общества.

 

Список используемых источников

 

1. Гимаев И.Р. Государственная  гражданская служба Российской  Федерации в условиях административной  реформы. Монография. – М.: Изд-во  РАГС, 2006.

2. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие.  –М.: Дело, 2000.

3. Государственная служба  в зарубежных странах. Сборник.  – Уфа: РИО БАГСУ, 1995.

4. Игнатова В.Е. Государственная  служба: учебник – М.: ИКЦ «Март», 2004.

5. Литвинцева Е.А. Государственная  служба в зарубежных странах.- М.: Изд-во РАГС, 2004.

6. Халиков М.И., Галиуллин  Т.Т. Зарубежный опыт государственной  службы: учеб. пособие. – Уфа: БАГСУ, 2007.

7. Вопросы управления  для руководителей органов исполнительной  власти, 2006 г. №5

8. Государственная служба, №2, 2006 г.

9. Государственная служба, №4, 2005 г.

10. Государственная служба, №5, 2005 г.

11. Государственная служба, №6, 2005 г.

 


Информация о работе Институты государственной гражданской службы