Государство и принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:58, дипломная работа

Описание

Данная работа создана с целью попытки раскрытия понятий государства и принуждения, их взаимосвязи, выявления причин допустимости принуждения исключительно государством.
Поставленная цель достигается с помощью следующих задач:
1.Рассмотрение истории зарождения принуждения.
2.Изучить понятие и сущность принуждения.
3.Выявить виды принуждения, применяемые в Российской Федерации.
4.Охарактеризовать принуждение и ответственность.

Работа состоит из  1 файл

Выпускная квалификационная работа Федосеев В Е.docx

— 146.34 Кб (Скачать документ)

       Выделяя государство, как важнейший элемент  политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом  этапе развития общества государство  выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. Государство представляет собой общественный организм, который  обладает комплексными волей и потребностями, порой отличными от воли и потребностей индивидов, составляющих такой социальный организм. «Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая  определенному господствующему слою, классу» – отмечает М.Н. Марченко.

       А.Б. Венгеров отмечает, что обобщение  взглядов многих философов и теоретиков позволяет рассматривать государство  с помощью следующих подходов: а) государство как союз, объединение  людей для обеспечения их благоденствия, защиты; б) государство как определенная коллективность, ассоциация, создаваемая  публично-властными отношениями  и институтами; в) государство как  аппарат, особый слой людей, призванных управлять другими людьми; г) государство  как инструмент, машина, предназначенная  для осуществления справедливости; д) государство как действительность нравственной идеи, живой развивающийся  организм; е) государство как орудие господствующего класса для подавления классовых противников.

       Таким образом, можно сделать вывод, что  с точки зрения современных представлений, государство должно выступать как  властная система, ради достижения конкретных целей организующая общество в границах определенной территории и координирующая главные стороны его жизни. 

       1.4 Государственная власть 

       Из  предыдущей главы следует, что понятие  «власть» неразрывно связано с понятием «государство».

       Власть - это способность и возможность  оказывать определенное воздействие  на деятельность, поведение людей  с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Специфическим  признаком власти является доминирование  властной воли. Власть опирается на установившиеся порядок и организационные  действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организации  и означает обладание властью.

       Из  вышеприведенного определения власти можно вычленить следующие элементы:

       - наличие не менее двух субъектов  власти, которыми могут выступать  как отдельные лица, так и социальные  группы (партии, организации и т.д.) или какие-либо учреждения (политические, административные, хозяйственные и  др.);

       - выражение воли осуществляющего  власть по отношению к тому, над кем он осуществляет власть;

       - подчинение того, над кем осуществляется  власть, тому, кто ее осуществляет, то есть подчинение выраженной  воле.

       Если  исходить из того, что власть - способность  одного субъекта влиять на поведение  другого в соответствии со своими желаниями, то можно выделить следующий её аспект: власть кончается там, где начинается насилие. Хотя она и предполагает угрозу применения силы или насилия, но неспособность субъекта власти обеспечивать подчинение выраженной воле без использования физического насилия означает, что власти не существует.

       Власть, определяемая как возможность одного человека принуждать другого к совершению какого-либо действия, рождается с  самим общественным процессом, являясь  одним из необходимых условий  его функционирования. Власть есть сила направляющая, но в то же время  сама порождается общественными  силами, т.е. в известном смысле им подчинена и без их поддержки  не может существовать. Ее присутствие  и последствие, которое заключается  в принуждении, видны во всех отношениях между людьми.

       А.В. Малько отмечает: «Власть придает  обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это  системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной».

       Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению  к государству. Именно потребность  общества (на определенном этапе его  развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной  власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено  таким образом, чтобы иметь возможность  продуцировать власть с особыми  свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать  государственной.

       В.М. Корельский пишет: «Государственная власть — фундаментальная категория  государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности  людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений».

       Говоря  об особенностях государственной власти, ее особых качествах, признаках, следует  иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать  неразрывную, связь государственной  власти с государством, а во-вторых, то, что государственная власть и  государство - это явления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной стороны, признаки государственной  власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой — они полностью не совпадают  и подходы к их характеристике должны быть различными.

       К особым свойствам государственной  власти можно отнести следующие:

       1. для государственной власти силой,  на которой она базируется, является  государство;

       2. государственная власть публична, то есть осуществляется профессиональным  аппаратом, отделенным (отчужденным)  от общества как объекта власти;

       3. государственная власть суверенна,  что означает ее независимость  вовне и верховенство внутри  страны;

       4. государственная власть универсальна: она распространяет свою силу  на всю территорию и на все  население страны;

       5. государственная власть обладает  прерогативой, то есть исключитель­ным  правом, на издание общеобязательных  правил поведения (юридических  норм);

       6. во времени государственная власть  действует постоянно и непрерывно.

       По  выражению В.М. Корельского: «…государственная  власть есть концентрированное выражение  воли и силы, мощи государства, воплощенное  в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы».

       Поэтому несоменно, что государственная  власть, с помощью которой осуществляется управление государством, обеспечение  государственной дисциплины и правопорядка, развитие правовой культуры должна использовать целый ряд методов, контролирующих сознание и поведение людей. В  последнее время возросла роль таких  методов осуществления государственной  власти, как моральное и, особенно, материальное стимулирование. Таким  образом, общие, традиционные методы (убеждение  и принуждение) всё так же используются государственной властью. А.В. Малько подтверждает это, отмечая: «Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение». 

       1.5 Государственное принуждение 

       Понятие «принуждение» по объему шире понятия  «насилие». Принуждение не всегда связано  с насилием: оно может иметь  косвенный характер и в своей  основе предполагает определенную зависимость  воли подвластного от воли властвующего. Характерной особенностью процесса принуждения является то, что подвластный  осознает, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным  интересам и ценностным ориентациям.

       Принуждение обеспечивает исполнение индивидуального  акта власти, индивидуального веления, и если это веление не опирается  на общее правило, на нормативное  положение, не вытекает из него, не является актом его применения, оно (веление) превращается в произвол.

       Сущность  принуждения состоит в игнорировании, а часто и в подавлении воли лица, к которому оно применяется. Властное воздействие субъектов, уполномоченных на применение принуждения на сознание, волю и поведение лица, в отношении  которого используются принудительные меры имеет целью заставить его  поступать согласно воле принуждающего. Иными словами, сущность социального  принуждения можно связать с  организацией безусловного выполнения властной принуждающей воли, а глубинной, сущностной чертой социального принуждения  является навязывание властной воли. И в этой связи оправдано выделение  морального, имущественного, организационного и физического принуждения, в  зависимости от сферы интересов, затрагиваемых у лица, к которому применяются принудительные меры.

       Возможность применения принуждения является, по мнению большинства исследователей, неотъемлемым признаком государства  и гарантией эффективного действия права как регулятора общественных отношений. С.В. Кожевников пишет: «Государственное принуждение является одним из видов  по отношению к принуждению в  общесоциальном плане. Необходимость  в принуждении обусловливается  противоречивостью стремлений двух субъектов, где один предписывает выполнение требования другому. Посредством принуждения  подавляются, тормозятся антисоциальные, противостоящие общественной или иной воле мотивы поступков человека, ограничивается свобода его действий, стимулируется  желательное поведение. Государственное  принуждение проявляется как  средство защиты существующего строя общественных отношений». С ним согласна и Е.А. Цыганкова: «Являясь специфическим методом правового регулирования, принуждение неоднородно и объективно включает в свой объем самые различные формы и меры, посредством и на основе которых компетентные органы государства и его должностные лица осуществляют конкретизированное воздействие на поведение людей в целях упорядочения, охраны, защиты или вытеснения из жизни общества соответствующих нежелательных общественных отношений».

       Следует обратить внимание на то, что само по себе государственное принуждение  – острое и жесткое средство социального  воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечить безусловное утверждение  воли государства и через нее  – воли господствующей социальной группы. В этом своем качестве государственное  принуждение является средством  организации волевых устремлений  субъектов с целью их подчинения государственной воле. Оно характеризует  такое фактическое состояние, которое  если и не исключает решение человека из цепи причинно-следственных связей, то, во всяком случае, ставит человека в положение, когда у него нет  выбора для избрания иного варианта поведения.

       Все это и делает государственное  принуждение надежным социальным инструментом, обеспечивающим функционирование правовой системы (достижение эффекта «гарантированного  результата»), реальность правовых установлений, их общеобязательность.

       В теории государства и права общепринято  подразделять меры принуждения на предупредительные, пресекательные, меры защиты (правовосстановительные) и меры юридической ответственности. Однако ряд ученых, например, В.А. Чашников, Д.Н. Бахрах, выделяют также меры процессуального обеспечения.

       Ясно, что государственное принуждение  должно быть неразрывно связано с  правом. С.Н. Братусь пишет: «Утверждая, что государственное принуждение  связано с нормативностью права, мы имеем в виду не принуждение-произвол, а организованное, основанное на законе принуждение. Если обязанное лицо добровольно  не подчиняется велению, основанному  на норме права, такое подчинение может быть осуществлено только посредством  принуждения…. Принуждение применяется  при нарушении и других социальных норм, ибо налицо та же ситуация –  выход нарушителя за установленные  границы поведения требует восстановления этих границ. Разумеется, моральное  или иное социальное негосударственное  принуждение осуществляется иным путем, чем принуждение государственное, – путем общественного осуждения, без использования специального аппарата принуждения». Последним предложением он подчеркивает, что государственное, основанное на нормах права, принуждение отнюдь не единственный рычаг влияния на решения и, в конечном счете, на поведение человека. Мораль, нравственность общества является еще одним, негосударственным, но не менее эффективным путем принуждения. Широко известен афоризм Ф. Ницше, в котором он раскрывает диалектическую взаимосвязь принуждения и нравственности: «Нравственности предшествует принуждение, позднее она становится обычаем, еще позднее - свободным повиновением, и, наконец, почти инстинктом…». От качества реализации, от соответствия мер государственного принуждения общественной морали во многом зависят эффективность правового регулирования и гарантированность соблюдения прав человека. Государственно-властное воздействие в форме принуждения должно соответствовать национально-культурным ценностям, политико-правовым традициям и стереотипам, быть морально оправданным и легальным. Только в этом случае оно будет встречать минимум сопротивления со стороны личности, ведь она будет действовать в соответствии со своими собственными интересами и ценностными ориентациями.

Информация о работе Государство и принуждение