Государственная власть - понятие, признаки, соотношение государственной власти и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:26, реферат

Описание

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той

или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Еще Аристотель утверждал

в своей работе “Политика”, что властный механизм необходим для

регулирования “общения между людьми”, поскольку “верховная власть повсюду

связана с порядком государственного управления…”

Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и

подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство

сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и других

нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений.

Содержание

Введение

1. Понятие и признаки государственной власти, как особой

разновидности социальной власти

2. Формы и методы осуществления государственной власти

3. Легитимность и легальность власти

4. Единство и разделение властей

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Государственная власть.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

Между тем функционирующая на научной  основе подлинно демократическая власть — великая конструктивная и созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает людей от внутренних и внешних посягательств И др.

В самой государственной власти с учетом ее генезиса, природы и взаимодействия со средой можно выделить следующие основные признаки:

  1. Социально-необходимый характер государственной власти, вытекающий из логики человеческого общежития и выражающийся в постоянном повышении уровня организации, степени упорядоченности в социальном сообществе и пространстве. Власть осуществляет в данном случае примерно те же функции в общественном организме, которые выполняет естественный отбор в живой природе. Социальность государственной власти проявляется и в том, что, формируясь, "вырастая" для защиты интересов определенной социальной группы или слоя (класса), она вынуждена защищать интересы всего общества в пределах его территориальной организации и даже вне ее.

2.  Организационно-волевой характер отражает активные, деятельные, управленческие аспекты власти. Одной из главных целей государственной власти является управление людьми, регулирование отношений, осуществление контроля за социальными процессами. Организующий характер власти позволяет учитывать интересы различных социальных групп, вырабатывать механизм разрешения социальных противоречий, аккумулировать и реализовать через систему властных отношений и учреждений общую волю граждан государства.

  1. Информационно-интеллектуальный характер государственной власти означает:

а)   любые процессы организации требуют информационного обеспечения, наличия полных и достоверных сведений об объекте и среде, в которой тот находится;

б)   информация обеспечивает жизнеспособность власти, ее устойчивость, "кто обладает информацией, тот обладает властью";

в)  информация выступает в качестве эффективного средства формирования интеллектуального потенциала государства;

г)   интеллект (разум, знание) является главным основанием процесса реализации власти, без знаний нельзя рационализировать и целенаправленно осуществлять политику.

  1. Организационно-силовой характер государственной власти дает ей возможность концентрировать интеллектуальные и материальные ресурсы, силу и мощь специальных государственных учреждений (чиновничьего аппарата, армии, полиции и т. п.) для достижения поставленных целей. Потребность в силовых способах регулирования общественных отношений обусловлена бесконечным многообразием социальных ситуаций, противоречивым характером развития общества, наличием противоположных социальных интересов, девиантных стереотипов поведения людей.
  2. Психолого-идеологический характер власти отражает специфику отношений между властвующим субъектом и подвластным объектом, обозначая способность одного подчинять, организовывать и подавлять и способность другого покоряться чужой воле, понимать необходимость подчинения, видеть бесполезность сопротивления силе и мощи властвующего. Идеологический аспект раскрывает стремление властвующего подготовить подвластного к принятию того или иного решения, оправдать сделанное, объяснить необходимость и цели принуждения. Важное значение здесь имеют энергия и навыки управленцев, лояльность и профессионализм аппарата, а также прогрессивные теории и культурные традиции, религиозные и нравственные ценности.
  3. Системный характер государственной власти проявляется двояко:

во-первых, власть выступает мощным системообразующим фактором, связывая и объединяя различные социальные структуры, устанавливая иерархию взаимоотношений, гася социальные конфликты и т. п.;

во-вторых, государственная власть сама по своей  природе — явление системное, целостное. Это обусловлено объектом власти — социальной системой, совокупностью способов и методов осуществления управленческих функций, системным характером планетарных взаимоотношений.

  1. Политический характер государственной власти означает ее публичность, возвышение над обществом и выступление от имени общества, осуществление специальным аппаратом профессиональных управленцев, обеспеченность принудительной силой. Государственная власть - всегда политическая власть.
  2. Правовой характер государственной власти означает то, что:

а)  в обществе сложился такой уровень правовой культуры и правосознания, при котором естественно-правовые устремления властвующих и подвластных в основном совпадают;

б)  население осознанно принимает власть, оказывает ей определенное доверие, кредит которого может возрастать и может уменьшаться в зависимости от реальных дел властных государственных структур;

в)   государство издает законы и иные нормативные акты в соответствии с естественными правами человека, конституционными требованиями и само подчиняется им.

Вышеприведенные характеристики показывают объективную  необходимость государственной  власти в обществе, ее сложность  и специфичность, многообразие проявлений. Власть определяют как свойство государства, как его мощь и силу, как отношение  подчинения и господства, как организацию и руководство обществом, как волю, способную подчинять других, и т. д. и т. п.

 

Сущность самой государственной власти выявляется через вопрос о том, кому принадлежит государственная власть и в чьих интересах она осуществляется, Здесь также нет однозначного ответа.

Сторонники социально-биологических теорий считают, что власть завоевывают и осуществляют наиболее сильные и приспособленные к условиям проживания люди. В результате борьбы за выживание, естественного отбора, разрешения социальных конфликтов формируются индивиды, группы, способные навязать свою волю остальным сородичам, соплеменникам, согражданам при решении общих дел.

Представители психологической теории делают упор на субъективном восприятии власти. Упрощенно их позицию можно представить следующим образом. Существуют три типа людей: одни стремятся к власти, к господству над другими и обладают всеми необходимыми для этого психологическими качествами (сильная воля, развитое чувство самосохранения, способность к организации и самоорганизации и др.); другие готовы подчиняться чужой воле, слепо повиноваться ей, они чувствуют себя комфортно, когда ими командуют; третьи всегда выражают чувство недовольства и непокорности при властном воздействии, они являются "бунтарями" по природе, но без властных амбиций.

В соответствии с положениями теории элит, технократической теории, власть способны осуществлять в обществе только элитарные группы, слои или профессионалы-управленцы, менеджеры, высокообразованные и хорошо подготовленные к этому делу люди.

Марксистская теория объясняет сущность государственной власти Через социально-экономические факторы и классовое расслоение общества. Власть в эксплуататорском государстве принадлежит экономически господствующему классу и осуществляется в его интересах, в социалистическом государстве власть находится в руках трудящихся и по мере его развития приобретает общенародный характер.

Либерально-демократические теории провозглашают источником и носителем власти народ, обосновывая необходимость при этом демократических форм проявления, закрепления народной воли, обеспечения действенного социального контроля за осуществлением государственной власти.

Анализ  вышеприведенных точек зрения, да и других суждений, выпадающих из данной классификации, позволяет сделать следующий вывод. Сущность государственной власти заключается в том, чьи интересы она представляет и защищает. Это могут быть группа, слой, класс, большинство членов общества и, наконец, общество в целом. Разумеется, важное значение при этом имеют такие факторы: кому принадлежит власть и кто ее осуществляет (монарх, хунта, партийная элита, демократически избранные органы власти); какими способами, методами реализуется власть (диктатура, авторитаризм, демократия), но главное, сущностное сосредоточено в интересах определенного социального образования. Властвующие структуры формируются и опираются в своей деятельности на конкретную социальную общность и защищают ее интересы. В силу объективных условий государственной власти любого типа приходится представлять интересы всего населения данной страны и решать общесоциальные проблемы. Устойчивость, стабильность и эффективность функционирования государственной власти повышаются по мере расширения ее социальной базы, сближения характеристик государства и гражданского общества, преобладания демократических форм и методов при формировании и осуществлении власти.

 

Легализация и легитимация  государственной  власти

Автор admin, дата создания Пн, 03/01/2010 - 12:34.

Органы  государственной власти, издавая нормативные акты или принимая решения (суды и др.), легализуют (от лат. lex закон), т.е. делают законными или, напротив, нелегальными, те или иные отношения в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь, сама государственная власть тоже нуждается в легализации (узаконении).

Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Вопервых, законным должно быть ее происхождение. Узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны. Вовторых, законной должна быть организация власти. В современном государстве она устанавливается конституцией, другими законами и не может осуществляться без непосредственного участия народа (выборов, референдума и др.), без представительных органов, парламентов и т.д. Втретьих, законной должна бытьсфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать. Ее вмешательство, как говорилось, не безгранично, она не вправе ограничивать частную жизнь граждан. Наконец, законными должны бытьформы и методы осуществления власти, деятельности государственной власти. Они должны основываться на применении норм права с учетом общечеловеческих ценностей. Массовый террор, преследование инакомыслящих и т.д. лишают государственную власть подлинной легальности.

В обычных условиях легализация государственной  власти осуществляется прежде всегоконституциями, принятыми демократическим путем (на референдуме, учредительным (конституционным) собранием и др.).

Легализация органов государственной власти, порядка их создания, деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах Государственной Думы и Президента РФ), указами президента (например, указами Президента РФ утверждены положения о Министерстве внутренних дел РФ, Министерстве юстиции РФ и т.д.), постановлениями правительства, постановлениями органов конституционного контроля.

Легализация государственной власти, обоснование  властных полномочий, права управлять государством коренится в юридических актах и может, следовательно, при определенных условиях являться только внешней легализацией, юридически закрепляющей антинародную, антидемократическую, даже террористическую государственную власть. Таковы были правовые акты гитлеровской Германии, провозглашавшие безраздельную власть фюрера, законы ЮАР, установившие в 30х начале 90х годов прошлого века режим апартеида и лишавшие 5/6 населения страны гражданских прав. Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственной власти, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, принятие конституции референдумом), но и то, насколько правовые акты, легализующие государственную власть, ее органы, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного. Ведь путем референдума в обстановке насилия и угроз, обмана избирателей принимались и реакционные конституции (например, в Греции в 60х годах XX в. при режиме «черных полковников»; Гитлер в фашистской Германии тоже использовал референдум).

Нарушение принципа легальности (правовых норм) предполагает юридическую ответственность государственных органов и должностных лиц — политическую (отставка правительства, импичмент президенту), уголовную (предание суду за незаконное использование государственной власти при исполнении служебных обязанностей), гражданскую (возмещение ущерба, причиненного государству, юридическим и физическим лицам при незаконном использовании государственной власти).

В основе термина «легитимация» лежит корень того же латинского слова, что и термина «легализация», но первому из них придается иное истолкование. Это тоже узаконение, но не только правовое, нередко не имеющее отношения к праву, наконец, иногда противоречащее правовым нормам. Легитимность — это состояние не юридическое, афактическое, не обязательно формальное, а чаще — неформальное. Легитимациягосударственной власти — это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающие правильность, оправданность, справедливость, моральную «законность», соответствие ее общечеловеческим ценностям, соответствие й власти, ее деятельности определенным психическим установкам, киданиям общества, людей. Легитимная государственная власть — ) власть, соответствующая представлениям народа данной страны о ясной государственной власти. Такие представления связаны прежнего не с юридическими нормами, а с материальными, политически, духовными условиями общественной жизни, с личными запросами каждого человека. В основе легитимации лежит вера, людей в то, блага (материальные и духовные) зависят от сохранения и поддержания такого порядка в обществе, который они считают справедливым их убеждение в том, что такой порядок выражает ихинтересы. Следствием легитимности является авторитет государственной у населения, признание права управлять и согласие подчиняться. Легитимность повышаетэффективность государственной власти.

Информация о работе Государственная власть - понятие, признаки, соотношение государственной власти и государства