Государственная служба зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 12:46, контрольная работа

Описание

Административно-государственное управление – молодая, быстроразвивающаяся область научного знания. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада первыми встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обуславливает интерес специалистов к опыту этих стран.

Содержание

1.Введение 3
2. Государственная служба зарубежных стран……………………………...……..5
2.1 Государственная служба в Германии 5
2.2 Государственная служба в США 8
2.3 Государственная служба в Великобритании 10
3. Заключение 13
4. Список использованной литературы 16

Работа состоит из  1 файл

теория госуд управления.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

      В каждом учреждении государственной  службы  имеется свой план продвижения  по службе. Если кандидатов на должность  недостаточно,  объявляется открытый конкурс. Из всех претендентов выбираются 3-5 человек, наиболее высокой квалификацией. Их кандидатуру передаются на рассмотрение специального чиновника, который и выносит решение, не допуская фаворитизма и дискриминации.

      В США существует и внеконкурсное  занятие должностей для стажеров и учеников после успешного прохождения стажировки.

      Сегодня в США служба высших администраторов  представляет собой закрытый корпус чиновников, который формируется  не только из служащих 16-18-й категорий, но и частично из служащих, занимающих «патронажные» посты.

      Закон о реформе гражданской службы  строго ограничивает круг политической свободы государственного служащего. За нарушение закона служащий может  быть отстранен от работы на 30 дней без оплаты, а за активную политическую деятельность даже уволен с должности.

      Таким образом, в отличие от Германии, в  США политическая активность большинства  государственных  служащих весьма ограничена. Исключения составляют лишь высшие должностные  лица из ближайшего окружения президента.

      В целом правовое положение  государственных служащих регулируется актами, собранными в Титуле 5 Свода законов США, Закон Пендлтона «О государственной службе» 1883г.,  Законом о реформе гражданской службы 1978г. и Этическим кодексом государственной службы.

         2.3 Государственная служба  в Великобритании

      Отличительной  чертой  английской административной системы, сложившейся к началу ХХ века, являлось разделение политической  и административной сфер.

      Все дела  министерств, даже самые мелкие, осуществлялись самими министерствами, а чиновники рассматривались лишь как клерки. Гражданская служба  существовала отдельно от политической  службы Короны.

      Институт  современной гражданской службы  сложился  сравнительно недавно  – в 70-е года  нашего столетия. В этот период в стране были проведены крупные административные реформы. Комитет  по реформе гражданской службы возглавил лорд Фултон. Он представил правительству доклад «Гражданская служба», в котором содержалось 158 рекомендаций. Все они были приняты правительством.

      В январе 1971г.  началось проведение реформы. Первым ее этапом стала отмена системы классов и образование трех основных групп чиновников.

      Группу  старших политических и административных руководителей  составили чиновники административного класса в ранге помощника заместителя, заместителя постоянного секретаря, постоянного секретаря. Вошедшие в эту группу  образуют вершину  состава гражданской службы.

      Вторая  группа – административная. Она включает две ступени: ученик администратора и старший исполнитель.

      Третья  группа объединяет научно-профессиональных работников и технических специалистов. В нее входят архитекторы, ученые, инженеры, занятые проблемой образования и подготовки чиновников.

      В соответствии с рекомендациями комитета Фултона организационная структура  была перестроена таким образом, чтобы приблизить их к решению политических задач.

      Основное  требование, предъявляемое к гражданским  служащим, - это лояльность.

      Набор на кадровую службу входит  в компетенцию  Комиссии по делам гражданской службы. Введен письменный экзамен общего типа в качестве

      С 1971г. экзамен проводится по так называемому  «методу II». Он включает три ступени: письменные доклады по общим предметам, тесты и интервью. Переподготовку гражданские служащие проходят в колледже  по обучению гражданских служащих, основанном в 1970г. Колледж работает под общим руководством  министерства по делам гражданской службы и строит свою работу, исходя из общей задачи усиления специализации в деятельности административного управления. В колледже  обучаются  служащие  министерств и другие должностные лица, работающие в государственном секторе.

      Продвижение по службе осуществляется в трех основных группах по-разному. Административные и политические руководители назначаются  министерством по делам гражданской  службы. При министерстве существует специальный отборочный комитет по назначению руководящего состава  гражданской  службы. Комитет имеет конфиденциальный список всего штата  высших администраторов, составленный при помощи ЭВМ, куда входят данные об образовании, профессии, стаже.

      Основными нормативными актами, регламентирующие деятельность государственных служащих Великобритании являются Циркуляр 1953г.,  доклад Фултона «Государственная служба» 1968 г. и Программа М. Тэтчер             1988 г. 
 

                   

3. Заключение

 

      Понятие «государственная служба» используется почти во всех Конституциях стран  – членов Европейского Союза. Исключение составляет Великобритания и Ирландия. В Великобритании отсутствует «писаная»  Конституция, вместе с тем, и в  этой стране разработано множество нормативных актов, установлены принципы государственной гражданской службы, т.е. и здесь имеются  конституционные основы гражданской службы. Правительственная комиссия Великобритании при  организации института государственной службы опиралась на опыт США, поэтому, несмотря на особенности развития английской гражданской службы, многие процессы становления службы во многом схожи с этими странами.

      В Конституции Германии определены четко  важнейшие  вопросы организации  и функционирования государственной службы. В этих Конституциях сформулированы  формальные и материальные принципы публичной власти, разделение компетенции парламента  и правительства по разработке норм, применяемых чиновникам.     

      Следует подчеркнуть, что в отличие от США и Германии, где господствует концепция специализации служащего в госаппарате, в Великобритании превалируют положения о   необходимости широкой подготовки для выполнения как административных, так и технических  функций. Основным элементом бюрократической карьеры в Германии, является гарантия медленного, но верного продвижения  по выслуге лет или по старшинству пребывания в данном учреждении. Этот принцип почти полностью исключен в США, где нет автоматического продвижения  по служебной лестнице.

      В Германии Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников. Чиновник рассматривается как слуга, орган и представитель  государства, его идеи. Закон о чиновнике называет особые качества, позволяющие претендовать на это звание. В Германии чиновник должен обладать необходимой  профессиональной подготовки устанавливаются соответственно уровню служебной иерархии. Дополнительно к этим требованиям  устанавливаются еще возрастные барьеры при допуске на должности различных уровней. Система продвижения по службе строго регламентируется законами. Она основана на 2 принципах: повышения квалификации и принципе постепенного продвижения. 

      В США профессиональные гражданские  служащие занимают должности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категориям Генеральной схемы должностей соответственно сложности и ответственности работы.

        Гражданская служба в США подразделяется  на конкурсную и исключительную. В США существует также патронажная система и система добычи, т.е. назначение на высшие административные должности за политические заслуги. В каждом учреждении государственной службы  имеется свой план продвижения по службе.

      В Великобритании в отличие от других стран институт современной гражданской  службы  сложился  сравнительно недавно  – в 70-е года  нашего столетия после проведения  реформы. Первым ее этапом стала отмена системы классов и образование трех основных групп чиновников: группы старших политических и административных руководителей,   административной группы и группы объединяющей научно-профессиональных работников и технических специалистов. Основное требование, предъявляемое к гражданским служащим, - это лояльность. Набор на кадровую службу входит  в компетенцию Комиссии по делам гражданской службы. Введен письменный экзамен общего типа в качестве главного условия поступления на гражданскую службу. Продвижение по службе осуществляется в трех основных группах по-разному. Английская система продвижения по службе  отличается  жесткостью на всех уровнях. Возможности перехода из одного министерства в другое и из одной группы в другую очень ограничены.

      Из  рассмотренных стран более жесткие  требования в смысле политической беспристрастности, продвижения по службе и уровню образования  предъявляются в Великобритании. В целом институт государственной  гражданской службы в каждой из рассмотренных стран индивидуален, но общей чертой имеет цель: служение государству, народу, отсюда и название более всех употребляемой в каждой из стран  – публичная служба. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         4. Список использованной литературы:

 
      
  1. Конституции зарубежных государств. Под ред. Жидкова. – М., 2000.
  2. Комментарии к Федеральным законам о государственной службе зарубежных стран. – М. 2000.
  3. Комментарии к Федеральным законам о государственной службе зарубежных стран. – М. 2000.
  4. Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994.
  5. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада. – М., 2000.
  6. Воеводин Л.Д. Государственное право зарубежных стран. – М., 1990.
  7. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление, М.: Прогресс, 1982.
  8. Государственное право Германии. Под ред. Топорник. – М., 1994.
  9. Гражданская служба основных капиталистических стран. М. Наука, 1998.
  10. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. – М., 1998.
  11. Практика  государственного управления во Франции. МИД. – М., 1999.
  12. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – М., 2001.
  13. Старилов Ю.Н. Служебное право, М. 1996.
  14. Стрижов С. Повышение квалификации управленческих кадров: опыт  Великобритании//Российский экономический журнал. 1992 № 7
  15. Франция. Подготовка  высших административных кадров//12-й международный конгресс. М., 1993.

Информация о работе Государственная служба зарубежных стран