Формы государственного устройства в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание

Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
1. Понятие формы государства.......................................................................4
1.1. Причины разнообразия форм государства................................................5
2. Формы правления в зарубежных странах.................................................6
2.1. Монархия.....................................................................................................6
2.2. Республика...................................................................................................7
2.3. Президентская республика.........................................................................8
2.4. Парламентарная республика....................................................................10
2.5. Смешанные формы правления..................................................................11
3. Формы государственного устройства в зарубежных странах................12
3.1. Унитарная форма государственного устройства......................................12
3.2. Федеративная форма государственного устройства…………...…........15
Заключение.........................................................................................................18
Список использованной литературы................................................................19

Работа состоит из  1 файл

форма государства ТГП.docx

— 38.12 Кб (Скачать документ)

В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа  лидеров партии,располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства - президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор,пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентарной республике при соблюдении режима конституционной законности правление всегда носит партийный характер,что вовсе не является правилом для президентской республики.

Глава государства в парламентской  республике избирается,как правило,парламентским путем,т.е. либо парламентом,либо особой коллегией,создаваемой на основе парламента. Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает практически никакого влияния на осуществление государственной власти.Любое действие президента,включая роспуск парламента и вето,может быть осуществлено лишь с согласия правительства. Исходящие от президента нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрасигнации их соответствующим министром,который и несет за них ответственность.

 

2.5. Смешаные формы правления.

 

    В практике государственного строительства зарубежных стран иногда встречаются такие формы правления,которые не укладываются в принятую в науке конституционного (государственного) права классификацию. Речь идет о смешаных формах правления, в которых сочетаются различные элементы,порою крайне противоречивые.

Существуют такие формы  правления,которые сочетают в себе элементы как парламентарной,так и президентской республик. Наиболее типичным примеров смешаной республиканской формы правления является V Республика Франции. По коституции Франции 1958 года президент избирается гражданами  и руководит правительством, что характерно  для президентской республики.  В то же время назначаемое им  правительство должно  пользоваться  доверием нижней   палаты   парламента,  что характерно  для парламентарной  республики.  Вместе   с   тем президент может распускать  национальное  собрание по своему усмотрению,  что не характерно  ни  для той,  ни  для другой разновидности республиканской формы правления.

 

 

 

3.Формы государственного  устройства в зарубежных странах.

 

   Следующим элементом формы государства является форма государственного устройства.

Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма  государственного устройства" находит  выражение территориальное деление  и структура государства, закрепление  за ним определенной территории.

 Исторически сложилось  три "классических" формы государственного  устройства: унитарное государство,  федеративное государство ( федерация ), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д. ).

Итак, первый из трех видов  формы государственного устройства: унитарное государство.

 

3.1. Унитарная форма  государственного устройства.

 

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство  распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо  местных органов.

Все административно-территориальные  единицы имеют одинаковый юридический  статус и равное положение по отношению  к центральным органам. Они могут  иметь в своей основе юридические  акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы  не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области  хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при  этом ее особенности.

Далее - единое гражданство. Население унитарного государства  имеет единую государственную принадлежность.Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства  характерной является единая система  права. Ее базу образует единая Конституция - Основной закон, нормы которого применяются  на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Местные  органы власти обязаны применять  и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственная норма устанавливающая  деятельность имеет сугубо подчиненный  характер, распространяется на соответствующую  локальную территорию.

В унитарном государстве  действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных  образований нормами материального  и процессуального права. Судебные органы, как впрочем и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве  используется одноканальная система  налогов. Как правило, налоги поступают  в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

Таким образом, в унитарном  государстве осуществляется централизация  всего государственного аппарата и  вводится прямой  либо косвенный  контроль над местными органами.

Присущая всем унитарным  государствам централизация может  проявляться в разных формах и  в разной степени. В некоторых  странах вообще отсутствуют местные  органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроля  осуществляет центральная власть за местными органами различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых же унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одной или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.) Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью.

Унитаризм по сравнению с  феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений.

 

 

 

3.2.Федеративная  форма государственного устройства.

 

Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация  обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно  при этом выделить черты, характеризующие  все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой  единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно - союзное государство. Государственные  образования, входящие в состав федеративного  государства, могут не являться государствами  в собственном смысле слова, поскольку  они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней  политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут  быть решены без участи центральной  власти. Но во всяком случае субъекты федерации на ряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства.

В федерации существует два  уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень  штата, кантона, земли, и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства  выражается в создании двухпалатного  союзного парламента, одна из палат  которого отражает интересы субъектов  федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства  вне зависимости от численности  населения. Другая палата формируется  для выражения интересов всего  населения государства, всех его  регионов. В федерации может также  существовать государственный аппарат  и на местном уровне.

Одним из формальных признаков  федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается  гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования и это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, не зависимо от того, на территории какого субъекта он проживает, один и тот же.

В федеративном государстве  функционирует правовая система, построенная  на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать  и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется  право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается  принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствии с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации.

Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т.п.) законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус.

Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок  организации, процедуры и предмет  деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец  для построения судебной системы  в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъектов  федерации. Как правило, собранные  налоги поступают в общефедеральную  казну и затем уже часть  их (посредством бюджета) передается для использования субъектам  федерации. Иной порядок может существенно  подрывать федеративную природу  государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы государственных образований (республик) крайне ограничены и субъекты федерации нуждаются в получении субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В заключение хотелось бы еще  раз рассмотреть форму государства  в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую ( по современным понятиям ) и эффективную ее разновидность.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых прежде всего определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.

Таким образом, в древности  и в средние века все государства  были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в  некоторых государствах древности  существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались  авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлений федераций  положение изменилось. И хотя в  форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая  федеративная республика. Именно в  ней наиболее четко проявляются  все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более  совершенного. Возможно, в будущем  появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность  и необходимость рассмотрения данной темы.

Информация о работе Формы государственного устройства в зарубежных странах