Формы государственного устройства в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание

Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
1. Понятие формы государства.......................................................................4
1.1. Причины разнообразия форм государства................................................5
2. Формы правления в зарубежных странах.................................................6
2.1. Монархия.....................................................................................................6
2.2. Республика...................................................................................................7
2.3. Президентская республика.........................................................................8
2.4. Парламентарная республика....................................................................10
2.5. Смешанные формы правления..................................................................11
3. Формы государственного устройства в зарубежных странах................12
3.1. Унитарная форма государственного устройства......................................12
3.2. Федеративная форма государственного устройства…………...…........15
Заключение.........................................................................................................18
Список использованной литературы................................................................19

Работа состоит из  1 файл

форма государства ТГП.docx

— 38.12 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение.......................................................................................................3

1.  Понятие формы государства.......................................................................4

1.1.  Причины разнообразия форм государства................................................5

2.  Формы правления в зарубежных странах.................................................6

2.1.  Монархия.....................................................................................................6

2.2.  Республика...................................................................................................7

2.3.  Президентская республика.........................................................................8

2.4.  Парламентарная республика....................................................................10

2.5.  Смешанные формы правления..................................................................11

3.  Формы государственного устройства в зарубежных странах................12 

3.1. Унитарная форма государственного  устройства......................................12

3.2.  Федеративная форма государственного устройства…………...…........15

Заключение.........................................................................................................18

Список использованной литературы................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства. Все эти правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который называется государственным устройством.

Форма государства обычно рассматривается как совокупность трех элементов: формы правления, формы  государственного устройства и политического  режима.

Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране.

 

1.Понятие формы  государства.

 

    В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. То изучение формы государства проливает свет на то,как организована власть в государстве,какими органами представлена,каков порядок образования этих органов,сколь длителен период их полномочий,наконец,какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.

Ясно,что проблема формы государства приобретает не только теоритическое,но и первостепенное практически-политическое значение. От того,как организована и как реализуется государственная власть,зависят эффективность государственного руководства,действенность управления,престиж и стабильность правительства,состояние правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Форма государства,т.е. устройство государственной власти,ее организация,в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых,это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых-это способ территориального устройства государства,определенный порядок взаимоотношений центральной,региональной и местных властей. В-третьих,это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.

Таким образом,форма государства состоит из трех основных элементов,а именно: формы государственного правления,формы государственного устройства,формы государственного (политического) режима.

Указанное понимание формы  государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы  государственного устройства,к которым в последствии добавлялись политический режим,политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения,отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так или иначе,сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти,заключающейся в единстве трех элементов - правления,государственного устройства и политического режима.

 

1.1.Причины разнообразия  форм государства.

 

Формы государства весьма разнообразны. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно  назвать следующие:

1. Историческая традиция  развития национальной государственности.  Так,устойчивость монархических форм правления в таких странах,как Великобритания,Швеция,Япония, объясняется наряду с просим тем,что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.

2. Исторические особенности  становления самой национальной  государственности. Например,принятие такими странами,как США,ФРГ,Швейцария,Аргентинская Республика,Мексиканские Соединенные Штаты,федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства,а не национальными моментами.

3.Принятие той либо  иной государственной формы объясняется  также национальным  составом  населения данной страны. Именно  эти обстоятельства обусловили  установление федерации в таких  многонациональных государствах,как,например,Индия.

4.Избрание той или иной  государственной формы в молодых  странах,освободившихся от колониальной зависимости,в значительной степени зависило от влияния метрополии.Неудивительно,что во многих бывших колониях Великобритании (Тринидад и Тобаго,Ямайка,первоначально в Индии,Пакестане) после провозглашения независимости бала установлена монархическая форма правления,в то время,как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Республика Кот-Дивуар,Верхняя Вольта,Габон,Дагомея,Исламская Республика Мавритания).

 

2.Формы правления  в зарубежных странах.

 

Форма государственного правления  характеризует структуру высших органов государственной власти,порядок их образования,распределение компетенции между ними,взаимоотношения этих органов друг с другом.

Характер формы правления,существующей в данном государстве ,зависит от организации верховной государственной власти,точнее - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В конечном счете различие между двумя основными формами правления,существующими в зарубежных государствах,- монархией и республикой,зависит от того,кто стоит во главе государства. Такие его особенности,как демократизм или реакционность,централизация или децентрализация и некоторые другие не находятся в прямой зависимости от формы правления. Тем не менее,форма правления существенна,так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.

 

2.1.Монархия.

 

Монархия представляет собой  такую форму правления,при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу,занимающему свою должность в установленном порядке пристолонаследия.

Термин «монархия»- греческого происхождения,означает «единовластие», «единодержавие»,хотя известны и исключения.Так в Спарте существовало два царя.Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот,лица,именовавшиеся монархами,не имели фактически их полномочий в царский период Рима. Впрочем,несмотря на большое внимание древних к формам правления последние доставались еще во многом неразработанными.Монархию связывали лишь с исполнением военных функций,позднее- жреческих,судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии,более важными считались личные качества монарха. Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма,поскольку был связан с крупной земельной собственностью,испытывал влияние раздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями.

Период расцвета монархии- это рубеж Нового времени. Именно тогда четко проявилось отличие монархии от республиканской формы правления,были выработаны важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная,неограниченная и монархия конституционная,ограниченная общенародным представительством (парламентом).

 

2.2.Республика.

 

Республика- форма государственного правления,при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам- парламенту,президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

 

         Признаки республики.

 

1.Наличие высших выборных  органов власти.

2.Возможность участия  граждан в управлении делами  государства.

3.Разделение властей.

4.Определенная процедура  принятия высшими органами власти  своих решений.

5.Высокий авторитет судебной  власти.

 

2.3.Президентская  (дуалистическая) республика.

 

Президентская (дуалистическая) республика  представляет собой  такую республиканскую форму  правления,которая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной чертой президентской республики является отсутствие должности премьер-министра.

Президентская республика теоритически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает,что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной,исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены,но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу.

Наряду с указанным  объединением главы государства  и главы правительства в руках  президента президентская республика отличается следующими характерными особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института  парламентской ответственности;отсутствие у президента права роспуска парламента.

Президентская республика создает  весьма благоприятные юридические  предпосылки для сосредоточения в руках президента гигантских полномочий. В свою очередь отсутствие у президента права роспуска парламента лишает правительства  возможности применять в отношении  общенационального правительственного учереждения угрозу досрочных выборов,что является обычной практикой в парламентарных странах. Таким образом,в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно,а парламент обладает большими реальными полномочиями,чем в тех странах,где формально провозглашена парламентарная система.

Исторически президентская  республика впервые была введена  в Соединенных Штатах Америки  на основе конституции 1787 года. Система  высших органов государственной  власти США строится на основе принципа «сдержек и противовесов»,согласно которому президент,конгресс и верховный суд наделяются такими полномочиями,которые позволяют им воздействовать друг на друга.

Президент избирается внепарламентским путем посредством косвенных  выборов. Досрочное отстранение  президента от должности возможно лишь в двух случаях: признание его  виновным судом импичмента или уход в отставку. Будучи «главой исполнительной власти»,он формирует правительство- кабинет лишь при номинальном участии сената.  Никакой ответственности кабинет перед конгрессом не несет. Он возглавляется президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа. Хотя президент лишен права роспуска конгресса,он наделен такими полномочиями,которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса. Из числа этих полномочий важнейшее- это право обращения к конгрессу с посланиями. Наряду с этим президент сам является важнейшим нормаустанавливающим органом.

Конгресс является носителем  «законодательной власти»,но его деятельность поставлена в зависимость от президента,который не только представляет собой важнейший источник законодательной инициативы,но и определяет судьбы многих законопроектов,используя право вето,для преодоления которого требуется квалифицированное большинство обеих палат конгресса. В то же время конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и осуществлять контроль над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти. Хотя члены кабинета и главы других общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса,они могут высказываться и подвергаться допросу в различного рода комитетах конгресса,наделенных значительными ревизионными,контрольными и расследовательскими полномочиями.

Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся  к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение  в государствах,освободившихся от колониальной зависимости.

В настоящее время президентские  республики существуют в США,Колумбии,Бразилии,Мексике,Панаме,Боливии и др.

 

2.4.Парламентарная  республика.

 

Парламентарная республика характеризуется провозглашением  принципа верховенства парламента,перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной чертой парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Информация о работе Формы государственного устройства в зарубежных странах