Форма государственного устройства. Российский федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 23:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
- Изучение категории «форма государственного управления», как важнейшего составляющего формы государства.
Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
Рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение.
Рассмотреть виды государственных устройств, выявить наиболее жизнеспособные.
Рассмотреть подробно федеративную форму государственного устройства на примере Российской Федерации. Для этого
Изучить становление Российской Федерации;
Рассмотреть юридическую природу российского федерализма;
Изучить особенности российского федерализма, его особенности, проблемы и тенденции развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственное устройство как составляющее формы государства.5
Понятие государственного устройства…………………………………..5
Виды государственного устройства……………………………………..8
Глава 2. Федеративное устройство Р.Ф………………………………………..14
2.1. Становление и развитие Р.Ф………………………………………………14
2.2. Юридическая природа российского федеративного государства…….19
2.3. Особенности и современные проблемы российского федерализма…..21
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТГП.docx

— 62.92 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное агентство по образованию

Алексеевский филиал

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра гражданского права и уголовного права

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине «Теория государства и права»

 

на тему:

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

РОССИЙСКИЙ  ФЕДЕРАЛИЗМ.

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы 081052

 заочного отделения

юридический факультет

специальность «Юриспруденция»:

Распопова Анастасия Алексеевна

 

 
     
     
 

Научный руководитель:

к.ю.н.: Русанов А.В.

 
   

(ф.и.о.)




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексеевка, 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Государственное  устройство как составляющее формы  государства.5

    1. Понятие государственного устройства…………………………………..5
    2. Виды государственного устройства……………………………………..8

Глава 2. Федеративное устройство Р.Ф………………………………………..14

2.1. Становление  и развитие Р.Ф………………………………………………14

2.2. Юридическая  природа российского федеративного  государства…….19

2.3. Особенности  и современные проблемы российского  федерализма…..21

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так  не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое  понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями  государства и целым государством, какие методы используются для осуществления  власти. Более полное представление  о форме конкретного государства  дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового  режима. Наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим  в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению  к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных  и других особенностей народов, проживающих  в этом государстве.

Темой курсовой работы была выбрана тема «Форма государственного устройства. Российский Федерализм». Форма государственного устройства показывает, как распределена власть в государстве по вертикали, отражает соотношение центральной власти и власти в отдельных частях государства.  Для рассмотрения данной темы было выбрано государственное устройство России, т.е. федеративное устройство. Этот вопрос является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время.

Вопрос  о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое  значение, особенно на современном  этапе. С практической точки зрения важно определиться с формами  новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное  положение государств и государственных  образований.

В юридической  литературе данный вопрос всегда рассматривался через призму формы государства  вообще. В советской литературе долгое время проблеме формы государства  уделялось недостаточное внимание, только в шестидесятые годы данная проблема стала анализироваться  не только в учебной литературе, стали появляться специально посвященные  ей работы в связи с заметно  возрастающим интересом к проблеме государственных форм вообще, и социалистических форм государства в частности.

Цель  исследования:

- Изучение  категории «форма государственного  управления», как важнейшего составляющего  формы государства.

Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение.
  2. Рассмотреть виды государственных устройств, выявить наиболее жизнеспособные.
  3. Рассмотреть подробно федеративную форму государственного устройства на примере Российской Федерации. Для этого
  1. Изучить становление Российской Федерации;
  1. Рассмотреть юридическую природу российского федерализма;
  2. Изучить особенности российского федерализма, его особенности, проблемы и тенденции развития.

 

Глава 1. Государственное устройство как составляющее формы

государства.

 

1.1 Понятие государственного устройства

 

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин – форма государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями»1.

Форма государственного устройства входит в состав формы  государства, наряду с формой правления  и политическим режимом.

Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

  1. из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  2. каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
  3. как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  4. в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.2

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но на современной политической  карте мира она фактически не встречается.

При унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.

Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, «союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)»3. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.

Необходимость определенным образом построить  территориальную организацию государства  вытекает из того обстоятельства, что  любое государство расположено  на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого  государства.


Для выполнения своего социального  назначения (организации экономической  жизни, защиты граждан, создания страховых  запасов и т.п.) государство ведет  разнообразную деятельность, например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным. После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

 Кроме  того, население того или иного  государства может быть многонациональным.  Каждая народность, нация может  иметь свои традиции, исторический  опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности.  Следовательно, приходится учитывать  при устройстве государства и  этот многонациональный аспект  населения. Территориальное устройство  уходит своими корнями в глубокую  древность. Уже древние восточные  деспотии - империи - делились на  провинции, города, сатрапии, завоеванные  территории и т.д. Имели эти  территориальные образования и  свои органы власти и управления.

 Разумеется, государство - это не сумма  его территориальных образований,  но без этой структуры государство  функционировать не может. 

 Форма  государственного устройства наиболее  полного раскрывает и показывает  внутреннюю структуру государства,  как образования, имеющие черты,  отличающие его от любого другого  образования.

 

1.2 Виды государственного устройства.

 

На сегодняшний  день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная и федеративная4. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств5. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств6.

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяет свою юрисдикцию на территорию страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные  единицы имеют одинаковый юридический  статус и равное положение по отношению  к центральным органам. Они не могут обладать какой-либо самостоятельностью, однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.

Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Для  данного государства характерной  является единая система права. Ее базу образует единая конституция – основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными  органами государственной власти.

В унитарном  государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами  материального и процессуального права.

В унитарном  государстве используется одноканальная  система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже  распределяются в разные регионы  для непосредственного удовлетворения  социальных и иных нужд. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата его деятельности и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется  учет специфических интересов территориальных  единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.).7

 В  отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности8. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др9. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:

Информация о работе Форма государственного устройства. Российский федерализм