Форма государственного устройства в России. Проблемы российского федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:22, реферат

Описание

Проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного устройства России являются очень непростыми. Вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации, как сохранить целостность и единство России, не ущемляя права граждан независимо от национальной принадлежности, думается, волнуют всех россиян.

Содержание

Введение……...……………………………………………………………………3
1. Государственное устройство как составляющее формы государства…….5
1.1 Понятие государственного устройства………………………...…………5
1.2 Виды государственного устройства…………………………………..…..8
2. Федеративное устройство РФ……………………..…………………………13
2.1 Становление и развитие Российской Федерации………………………….13
2.2 Юридическая природа российского федеративного устройства...……….18
3. Особенности и современные проблемы российского федерализма……….21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……...………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

зачет герасина.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина»

 

Факультет: «Социологии и управления»

Кафедра: «Государственного и муниципального управления»

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «История и теория политических институтов»

на тему: «Форма государственного устройства в России. Проблемы российского федерализма»

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса,

ЗО на базе ОСО,

группы №  307

Зотова Е. И.

Проверил преподаватель:

Герасина А. С.

 

 

 

 

Рязань, 2012г


Содержание

 

Введение……...……………………………………………………………………3

1.          Государственное устройство как составляющее формы государства…….5

1.1             Понятие государственного устройства………………………...…………5

1.2             Виды государственного устройства…………………………………..…..8

2. Федеративное устройство РФ……………………..…………………………13

2.1 Становление и развитие Российской Федерации………………………….13

2.2 Юридическая природа российского федеративного устройства...……….18

3. Особенности и современные проблемы российского федерализма……….21

Заключение……………………………………………………………………….27

Список используемой литературы……...………………………………………29

 


Введение

В  настоящее  время  мало  кто  сомневается  в  том,  что   федеративное

устройство России нуждается в радикальной реформе. И дело   не  в заложенных в Конституции РФ принципах, а в их частом  нарушении  со  стороны субъектов РФ да и самими органами федеральной власти.

   Проблемы  межнациональных   отношений,   суверенитета   и   федеративного устройства России являются очень непростыми. Вопросы, как же добиться полного равноправия  всех  субъектов  Федерации, как сохранить целостность  и  единство  России,  не  ущемляя  права  граждан независимо от национальной принадлежности, думается, волнуют всех россиян.

   Каждая нация имеет право на сохранение самое  себя,  своих  национальных особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д. Без этого невозможно свободное развитие наций и трудно  рассчитывать  на достижение   и   укрепление    межнационального    согласия,    доверия    и взаимопонимания, на межнациональный мир. Вместе с тем это право не  может  и не должно осуществляться за счет прав и интересов других наций.

   К  сожалению,  в  Российской  Федерации   невооруженным   глазом  видно политическое, экономическое, финансовое, социально-культурное  неравноправие субъектов Федерации и их граждан.

Цель исследования‒изучить категорию «форма государственного устройства», выявить проблемы российского федерализма.

Для реализации цели были сформулированы следующие задачи исследования:

1)                 Рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение.

2)                 Рассмотреть виды государственных устройств, выявить наиболее жизнеспособные.

3)                 Рассмотреть подробно федеративную форму государственного устройства на примере Российской Федерации. Для этого:

a)                 изучить становление Российской Федерации;

b)                рассмотреть юридическую природу российского федерализма;

c)                 изучить особенности российского федерализма, его особенности, проблемы и тенденции развития.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.


1. Государственное устройство как составляющее формы государства

1.1 Понятие государственного устройства

История существования государства свидетельствует о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин – форма государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями» [3].

Форма государственного устройства входит в состав формы государства, наряду с формой правления и политическим режимом.

Форма государственного устройства - национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

      из каких частей состоит внутренняя структура государства;

      каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

      как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

      в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но на современной политической карте мира она фактически не встречается.

При унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.

Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.). Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения (организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п.) государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным. После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. Как, например, шла территориальная структуризация США? При освоении Запада в ХVIII в. стали действовать следующие нормы. Когда на землях Запада население достигало определенных размеров («5 тысяч свободного мужского населения дееспособного возраста»), соответствующая территория должна была созвать «генеральную ассамблею», чтобы помогать назначенному губернатору управлять делами. А когда население достигало численности «60 тысяч свободных лиц», Конгресс должен был принять территорию в качестве нового штата «на равных правах с прежними штатами во всех мыслимых отношениях». Количество штатов постепенно выросло до пятидесяти. Почти во всех случаях новый штат проходил через этап территориального управления.[4]

Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения. Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

Разумеется, государство - это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования.

 

1.2 Виды государственного устройства

 

На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная и федеративная. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств . Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств.

Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

1. Унитарное государство - единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

В унитарном государстве единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед центральной властью (чаще - перед правительством). Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление.

2.Федеративное государство. В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:

•              Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.

•              В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.

•              Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

Важнейший вопрос любой федерации - распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.

Распределение объема полномочий между федерацией и субъектами федерации зависит от того, как складывается федерация:

1 вариант. Независимые суверенные государства объединяются в федерацию и часть своих суверенных полномочий передают образуемому новому федеральному государству (это те полномочия, которые лучше осуществлять сообща). Пример такого способа образования федерации ‒ США.

2 вариант. Либо единое государство разделяется на части, либо мощное государство подчиняет себе иные окружающие его суверенные государства. В этом случае центральная власть передает образуемым субъектам федерации часть своих полномочий, - те, что по её мнению, субъекты могут осуществлять самостоятельно.

При 1 варианте объем полномочий субъектов федерации будет выше.

Существует два вида федераций: национальная и территориальная. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

Информация о работе Форма государственного устройства в России. Проблемы российского федерализма