Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание

В последнее время много говорится о государстве, о построении государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что, же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ 5
2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 8
3.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ,
ПРИЗНАКИ 19
4.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Форма государства Курсовая работа.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

       Как  бы  то  ни  было,  зафиксированное  Геродотом  деление  форм  правления  дошло  до  наших  дней.  Фишеровский  словарь  права  называет  его  классическим.  Правда,  среднее звено геродотовской триады  -  аристократическая  форма -  было  утрачено  в  ходе  развития  государственности,  а  стало  быть,  и   в  отражающей  это  развитие  теории.  В  результате  сегодня  идет  речь  о  различении  монархии  и  республики,  хотя  отдельные  элементы  аристократической  формы  правления  существуют  и  до  сих  пор  (например,  палата  лордов  в  английском  парламенте).

       Форма государственного правления дает возможность  уяснить:

       - как создаются высшие органы государства и каково их строение;

       - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

       - как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

       - в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

       По  указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

       - монархические (единоличные, наследственные);

       - республиканские (коллегиальные, выборные).

                                           

Монархия.

          

       Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.5

       Основными признаками классической монархической формы управления являются:

       - существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

       - наследственный порядок преемственности верховной власти;

       - представительство государства монарха по своему усмотрению;

       - юридическая безответственность монарха.

       В свою очередь монархия делится на:

       - абсолютную;

       - ограниченную (парламентскую);

       - дуалистическую;

       - теократическую;

       - парламентскую.

       Абсолютная  монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

       В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Др.Израиль, Др.Египет, государства Эллады, Др.Рим и т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др.). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась,                    но при этом претерпевала существенные изменения (например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке               и т.д.). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не только конституционную,                    но и абсолютную ее разновидность.6

       По  формуле Петровского воинского устава – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения  буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции            и развитого бюрократического аппарата.

       Власть  в центре и на местах принадлежит  не крупным феодалам,                    а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое  закрепление, хотя  по-прежнему имеет принудительную направленность.                 В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция                      до революции 1789 года.

       Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.

       Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не  утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).7

       Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

       - правительство формируется из представителей определенной партии или партий получивших большинство голосов на выборах в парламент;

       - лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

       - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

       - законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

       - правительство согласно конституции несет ответственность не  перед монархом, а перед парламентом.

       Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

       При дуалистической монархии  государственная  власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом. Правительство                 в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава            в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию              и другие слои населения. Подобная форма правления существовала                             в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в Марокко.

       В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское,                   но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

       Такова  краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления. 

Республика. 

       Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением                             на определенный срок.8

       Общими  признаками республиканской формы правления являются:

       - существование единоличного и коллегиального главы государства;

       - выборность на определенный срок главы государства и  других верховных органов государственной власти;

       - осуществление   государственной   власти   не  по   своему велению,                     

а по поручению  народа;

       - юридическая ответственность главы государства в  случаях, предусмотренных законом;

       - обязательность решений верховной государственной власти.

       Исторически республика как форма правления  сложилась еще в Древнем мире, примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики и др. Однако в то время институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельческие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок                       для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан                         не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством,               где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала                     в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.

       Республики  классифицируются  на  античные  (государства-полисы  -  Афины,  Рим  и  т.д.);  средневековые  (феодальные),  к  числу  которых относятся торгово-промышленные  республики  в  Италии  (Венеция,  Флоренция),  Нидерландах,  России  (Новгородская,  Псковская);  буржуазные,  когда  республиканская  форма  правления  достигает  своего  расцвета,  становясь  способом  политической  организации  гражданского  общества.9

       Классификация республик связана с тем, каким  же именно образом осуществляется государственная  власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделен большим количеством полномочий.

       Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского

правления. Они делятся по форме государственного устройства на:

       - парламентарные;

       - президентские.

       Однако  некоторые авторы справедливо дают еще одну классификацию, а именно на республики аристократические и демократические. В наше время существуют только демократические республики.

       Парламентская республика - разновидность современной  формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.10

       В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит                        в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента                 и назначения досрочных парламентских выборов.

       Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат           на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Выборы главы государства     в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается

сроком  на шесть лет.

       Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Информация о работе Форма государства