Федеративное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:57, реферат

Описание

1. Основные этапы развития российского федерализма
2. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России, их особенности
3. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов
4. Правовой статус субъектов РФ
5. Особенности правового статуса автономий

Работа состоит из  1 файл

федеративное устройство РФ.docx

— 48.53 Кб (Скачать документ)

Для обеспечения режима чрезвычайного  положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и  средства органов по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий.

В исключительных случаях  на основании указа Президента РФ в дополнение к силам и средствам, указанным выше, для обеспечения  режима чрезвычайного положения  могут привлекаться вооруженные  силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и их органы. Закон четко определил задачи, для выполнения которых могут  привлекаться вооруженные силы в  случае введения чрезвычайного положения.

Эти задачи сводятся к:

o поддержанию особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда из нее;

o охране объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;

o разъединению противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

o участию в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

o участию в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для осуществления единого  управления силами и средствами, обеспечивающими  режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант  территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Кроме того, на территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может устанавливаться  особое управление этой территорией  путем создания:

o временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

o федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Временному специальному органу управления территорией, на которой  введено чрезвычайное положение, могут  быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации  и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой  введено чрезвычайное положение. Комендант  территории переходит в подчинение руководителю органа временного специального управления территорией, на которой  введено чрезвычайное положение, и  по должности является его первым заместителем. В случае, если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

При этом временный специальный  орган управления территорией, на которой  введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия. При введении особого  управления территорией, на которой  введено чрезвычайное положение  путем создания федерального органа управления этой территорией, осуществление  полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Органы особого управления территорией, на которой введено  чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей  территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного  положения.

Таким образом, Федеральный  конституционный закон "О чрезвычайном положении" является серьезной законодательной  базой для регулирования многих вопросов, связанных с восстановлением  конституционной законности и защиты конституционного строя как в  целом в Федерации, так и в  отдельных ее регионах. Закон четко  определяет основания введения чрезвычайного  положения и следующего за этим федерального вмешательства в права отдельных  регионов.

С принятием этого закона урегулированность ряда вопросов взаимоотношений федерального центра и регионов, в том числе и субъектов Российской Федерации, нашла свое более точное выражение и во многом приблизилась к отношениям федеральных властей и субъектов Федерации в зарубежных странах, где опыт федерального вмешательства имеет длительную историю и в значительной степени способствует сохранению целостности федеративного государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, мы рассмотрели развитие федеративного устройства России, проанализировали федеративное устройство современной  России, а также рассмотрели принципы федеративного устройства России.

Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского  государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием  регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным  отношениям быстро выявилась необходимость  многих специфических форм и методов  такого перехода. Федерализм призван  стать твердой гарантией исторически  сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия  и самоопределения народов, росту  национального самосознания, а с  другой стороны, сочетанию их интересов  с интересами всего общества. Особо  следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его современном  прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов  и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям  к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических  принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

Судьбы российского федерализма  находятся в руках нынешнего  и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых  форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены  и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.

В заключении хотелось бы отметить, что конституционные изменения  давно уже назрели. Более того, без внесения этих изменений в  Конституцию невозможно снятие ряда накопившихся противоречий, которые  могут привести к разрушению Федерации.

В то же время необходимо комплексное осмысление всей проблемы развития федеративных отношений. И  поэтому необходимо не только принятие отдельных поправок, но и тщательная подготовка всего пакета конституционных  изменений, касающихся федеративного  устройства нашего государства.

Для решения всего комплекса  конституционных проблем необходим  созыв чего-то, подобного Конституционному совещанию (1993 г.), в работе которого приняли бы участие представители  всех ветвей, как федеральной власти, так и субъектов Федерации. Ибо  этот вопрос не может решаться путем  навязывания воли одних другим, но путем поиска согласия и компромисса  в интересах Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

          ЛИТЕРАТУРА

 

1. Арзамаскин Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 1 (74).

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 784.

3. Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство, 2001, №9.

4. Вишняков В.Г. Конституционное  регулирование федеративных отношений  // Голубок С.А. Конституционное  право России. М., 2008. С. 160.

5. Государство и право, 1998, №12.

6. Добрынин Н.М. Российский  федерализм: проблемы и перспективы.  М., 2003, с. 300.

7. Карапетян Л.М. Федеративное  устройство Российского государства.  М., 2007. С. 352.

8. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М., 2001, с. 125.

9. Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право. М., 2007. С. 368.

10. Комментарий к Конституции  Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. - М., 2005. - С. 752.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Федеративное устройство РФ