Федеративное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:57, реферат

Описание

1. Основные этапы развития российского федерализма
2. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России, их особенности
3. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов
4. Правовой статус субъектов РФ
5. Особенности правового статуса автономий

Работа состоит из  1 файл

федеративное устройство РФ.docx

— 48.53 Кб (Скачать документ)

Конституция РФ устанавливает  статусный характер субъектов, в  соответствии с которым статус республики как субъекта Федерации определяется самой Конституцией РФ и конституцией данной республики, а статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта Федерации, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен  по взаимному согласию Российской Федерации  и субъекта Российской Федерации  в соответствии с федеральным  конституционным законом, а границы  между субъектами Российской Федерации  могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Важнейшее значение для нормального  функционирования российского федерализма  имеет принцип установления единого  государственного языка на всей территории Российской Федерации, которым является русский язык. Свои государственные  языки могут устанавливать и  республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной  власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях  этих республик. Вместе с тем Российская Федерация гарантирует всем ее народам  право на сохранение родного языка  и создание условий для его  изучения и развития и гарантирует  права коренных малочисленных народов  в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Российский федерализм обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от федерализма в  других странах.

Прежде всего, Россия была в историческом плане провозглашена  федерацией, а не создана путем  объединения самостоятельных государств. Следовательно, Россия может быть отнесена к конституционной федерации, поскольку  она создана на основе Конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной  властью.

С самого начала своего образования  Россия представляла собой не конституционно-договорную федерацию (как США или Швейцария), а конституционно-правовую федерацию. Россия в отличие от абсолютного  большинства других федераций создавалась  как федерация асимметричная  с различными видами субъектов Федерации, созданными как по национально-территориальному (21 республика-государство, 14 автономных округов и 1 автономная область), так  и по территориальному признаку (9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения).

Субъекты Федерации с  самого начала не обладали правом выхода из ее состава, но статус субъекта Федерации  по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона мог быть изменен. Конституция РФ предусмотрела возможность  вступления новых субъектов в  состав Российской Федерации.

 

3. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ И  ПОЛНОМОЧИЯ РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

Одним из наиболее сложных  вопросов функционирования российского  федерализма является проблема сферы  ведения и полномочий самой Федерации и ее субъектов. Эта проблема, кстати, является наиболее трудноразрешимой и для многих зарубежных федераций. Конституция РФ при закреплении предметов ведения самой Федерации и ее субъектов исходит из принципа установления отдельно вопросов ведения Российской Федерации и вопросов совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации и ее субъектов субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. В ведение Российской Федерации входят наиболее существенные вопросы государственной жизни, социально-экономической, внешнеполитической, оборонной, законодательной и других сфер деятельности .

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

o вопросы защиты прав и свобод человека;

o вопросы обеспечения законности и правопорядка;

o вопросы общественной безопасности;

o режим пограничных зон;

o вопросы владения, пользования и распоряжения землей;

o разграничение государственной собственности;

o охрана окружающей среды;

o защита семьи и социальная защита граждан;

o установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

o координация международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации;

o выполнение международных договоров Российской Федерации и другие вопросы внутренней, внешней и социально-экономической политики как самой Федерации, так и ее субъектов.

По предметам ведения  Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  издаются федеральные законы и принимаются  в соответствии с ними законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации.

Вне предметов ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов  и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не могут противоречить федеральным  законам, принятым по предметам ведения  Российской Федерации и по предметам  совместного ведения.

В случае противоречия между  федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует  федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и  нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне  предметов ведения Российской Федерации  и вне предметов совместного  ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ  РФ

Субъектами Российской Федерации  называются входящие в ее состав в  качестве неотъемлемых составных частей на принципах равноправия национально-государственные  и государственно-территориальные  образования. В составе Российской Федерации 32 национально-государственных  образования (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область) и 57 государственно-территориальных  образований (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения).

Проблема правового статуса  субъектов Российской Федерации  является наиболее сложной, вызывающей много споров и дискуссий, а следовательно, и различные точки зрения на способы и пути решения этой проблемы. Прежде всего, следует отметить особенность закрепления правового статуса субъектов Российской Федерации, которая заключается в том, что этот статус закреплен двумя видами нормативно-правовых актов. Для республик - это Конституция РФ и Конституция соответствующей республики, а для краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - Конституция РФ и устав соответствующего субъекта.

Конституция РФ устанавливает  основные принципы, на которых должен базироваться правовой статус субъектов  Российской Федерации. Прежде всего, субъекты имеют свой основной закон и свое законодательство, для республик - это  Конституции, для всех остальных  субъектов - это уставы. Причем эти  основные законы, как и все законодательство субъектов, принимается ими самостоятельно и не требует никакого утверждения  со стороны общефедеральных государственных  органов. Республика может принимать  свою конституцию как представительным органом, так и путем всенародного референдума, уставы других субъектов Федерации принимаются законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.

Конституция РФ устанавливает  принцип разграничения предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  Федерации. Это разграничение полномочий устанавливается, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации, а  также Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения  и полномочий. Необходимо отметить, что эта проблема является одной из наиболее сложных в отношениях федерального центра с субъектами Федерации. Дело в том, что некоторые Конституции республик и другие правовые акты субъектов были приняты еще до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. в период "парада суверенитетов" и, соответственно, содержали значительное число норм, противоречащих как самой российской Конституции, так и общефедеральному законодательству.

Однако некоторые субъекты Федерации принимали свои Конституции  уже после принятия Конституции  РФ и также включали противоречащие общефедеральной Конституции положения. Бурный рост самостоятельного законодательства в субъектах понизил уровень  качества этого законодательства, что  также объективно вызвало появление  противоречащих Конституции и федеральному законодательству норм.

Конституция РФ обеспечивает территориальную и государственную  целостность Российской Федерации. Этим положением фактически утверждается отсутствие права выхода (сецессии) какого-либо субъекта РФ из ее состава, поскольку территория Российской Федерации  включает в себя территории всех ее субъектов. Отсутствие права сецессии у субъектов Российской Федерации  вполне соответствует тенденциям мирового развития федерализма, поскольку современные  зарубежные Конституции также в  абсолютном большинстве исходят  из нерушимой целостности федераций, а попытки отдельных субъектов  односторонне поставить вопрос об отделении  от Федерации встречают самый  жесткий отпор со стороны общефедеральных  властей.

Конституция РФ закрепляет основы государственной власти в  субъектах Российской Федерации, которые  включают в себя единство всей государственной  власти, т.е. государственная власть и в Федерации и в ее субъектах  выступает в форме единой, но при  ее осуществлении как в Российской Федерации, так и в ее субъектах реализуется принцип ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную отрасли власти, и, наконец, государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими государственные органы. Это означает, что никакие другие государственные органы, кроме образуемых непосредственно самими субъектами Федерации, не могут присваивать себе право на осуществление государственной власти.

Вся система органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  устанавливается ими самостоятельно, но при этом должны быть соблюдены два обязательных условия: во-первых, эта система должна соответствовать основам конституционного строя РФ и, во-вторых, она должна соответствовать общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом. Такой закон был принят 6 октября 1999 г.

Конституция РФ исходит из принципа единства системы исполнительной власти в Российской Федерации. Эту  систему образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации по предметам  ведения Российской Федерации и  полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения  Федерации и ее субъектов. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий. Это положение прямо закреплено в ст. 78 Конституции РФ. Субъекты Федерации по предметам своего ведения обладают всей полнотой государственной власти, т.е. в этой сфере осуществляют свое собственное законотворчество, включая принятие законов субъектов Федерации, подзаконных и иных нормативных актов. При этом важной особенностью законодательства субъекта Федерации является то, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным по предметам ведения субъекта Федерации, приоритет принадлежит нормативному правовому акту субъекта Федерации.

Конституция РФ устанавливает  общий принцип изменения статуса  субъекта Федерации, который заключается  в том, что должно быть взаимное согласие Российской Федерации и данного  субъекта.

Однако Конституцией РФ не установлена процедура изменения как самого статуса субъекта Федерации, так и реализация принципа взаимного согласия. Такие процедуры должны быть урегулированы специальным федеральным конституционным законом, который еще не принят.

По взаимному согласию между субъектами Федерации может  быть произведено изменение их границ, которое обязательно подлежит утверждению  Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В случае внесения изменений  в наименование субъекта Федерации, которое осуществляется самим субъектом, новое наименование подлежит включению  в ст. 65 Конституции РФ, содержащую перечень всех субъектов Федерации. Такое изменение осуществляется принятием специального указа Президента РФ, а каких-либо согласительных или иных процедур со стороны федеральных органов власти законодательством не предусмотрено.

Информация о работе Федеративное устройство РФ