Федеративное устройство государства в России и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:30, реферат

Описание

Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации». Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.

Содержание

Введение 3
1. Федеративное устройство России 4
1.1. Основные этапы развития российского федерализма 4-6
2. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России, их особенности 6-9
3. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов 9-11
4. Правовой статус субъектов РФ 11-25
5. Особенности правового статуса автономий 26-30
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Реферат Абрамов федеративное устройство государства в России и его особенности.doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

Высшее должностное  лицо как глава исполнительной власти не может исполнять никаких других государственных функций, быть депутатом представительного органа, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью. Ему может быть выражено недоверие законодательным органом, а если это предусматривается законодательством субъекта Федерации, то он может быть досрочно отозван избирателями со своего поста.

В случае досрочного прекращения  полномочий высшего должностного лица внеочередные выборы проводятся не позднее  чем через шесть месяцев.

Высший исполнительный орган является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В его полномочия входит исполнение Конституции, законов и иных нормативных актов на территории субъекта, социально-экономическое развитие субъекта, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществление иных полномочий.

Правовые акты органов  и должностных лиц субъекта, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным и региональным законам, должны быть опротестованы соответствующим прокурором или его заместителем.

Президент Российской Федерации  имеет право обратиться в законодательный  орган субъекта Федерации с представлением о приведении Конституции или устава субъекта в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, приостанавливать действие акта высшего должностного лица и органа исполнительной власти. А высшее должностное лицо субъекта имеет право обращения в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти акта Конституции Российской Федерации федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации.

Система органов государственной  власти субъектов устанавливается нормами конституций или уставов и строится на принципах разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную. Во многих республиках созданы конституционные суды, в ряде других субъектов - уставные суды.

Законодательную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономных образованиях осуществляют думы, законодательные собрания, собрания депутатов, образуемые на основе выборности в соответствии с нормами соответствующего устава. Исполнительную власть в этих субъектах осуществляют губернатор, глава администрации, администрация области и т.д.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного  ведения Федерации и ее субъектов  федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов и федеральные органы исполнительной власти могут взаимно передавать друг другу осуществление части своих полномочий. Такая передача может осуществляться путем подписания соглашений между соответствующими органами исполнительной власти. Президент Российской Федерации имеет право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат федеральной Конституции и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушают права и свободы человека и гражданина. Президент РФ также имеет право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов.

Конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации установлен правовой статус и порядок использования официальной символики субъектов - герба, флага и гимна. Субъектам Российской Федерации принадлежит право участвовать в международных и внешнеэкономических связях Российской Федерации, координация которых входит в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов. Субъекты Российской Федерации осуществляют международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участвуют в деятельности международных организаций. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами и заключение с ними соглашений, о чем предварительно уведомляются федеральные органы исполнительной власти.

Координация международных  и внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке, устанавливаемом  Президентом Российской Федерации.

Конституциями республик и уставами других субъектов РФ устанавливается конкретный перечень вопросов, входящих в исключительное ведение субъектов Российской Федерации. Этот перечень основывается на нормах федеральной Конституции, в которых говорится, что вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти; а в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

В исключительное ведение  субъекта Российской Федерации входят такие вопросы, как:

принятие и изменение  Конституции, устава, законов и иных нормативных правовых актов субъекта;

определение административно-территориального устройства данного субъекта;

установление системы  органов государственной власти, определение порядка их формирования, внутренней организации и функционирования;

законодательство об организации местного самоуправления;

управление государственной  собственностью субъекта;

принятие и реализация программ в области государственного, социально-экономического, культурного  и экономического развития субъекта;

финансовое, валютное и  кредитное регулирование по вопросам, отнесенным к ведению субъекта;

региональный бюджет, налоги и сборы;

международные и внешнеэкономические  связи;

законодательство о  государственной и муниципальной  службе и иные вопросы, входящие в ведение субъекта Российской Федерации.

Кроме перечисленных  выше вопросов, к предметам ведения  субъекта относятся:

установление порядка  проведения региональных и муниципальных  выборов;

определение порядка  деятельности органов местного самоуправления;

порядок образования  и деятельности внебюджетных и валютных фондов;

заключение и расторжение  договоров субъекта;

установление порядка  назначения и проведения референдума  субъекта;

утверждение схем управления субъектом, определение структуры  высшего исполнительного органа субъекта и ряд других вопросов.

Одним из наиболее сложных  вопросов в отношениях Российской Федерации  и ее субъектов является проблема федерального вмешательства в права  субъектов Федерации. Традиционно  в зарубежных федеративных государствах установлены конституционные основания для вмешательства федеральных властей в права субъектов Федерации, получившие название "право федеральной интервенции".

Они включают довольно широкий  спектр:

-вооруженные конфликты в самом субъекте или между субъектами;

-массовые беспорядки;

-угроза национальной безопасности;

-рост преступности;

-конфликты между ветвями государственной власти субъекта;

-значительная задолженность субъекта по федеральным платежам;

-расхождение валютно-финансовой политики правительства субъекта Федерации с общефедеральной политикой и другие основания.

На протяжении многолетней  истории федерализма известны сотни  случаев федерального вмешательства  в права субъектов, направление  туда вооруженных сил, введение в  отдельных субъектах президентского правления. Эти меры всегда носили вынужденный характер и преследовали цели восстановления в субъектах конституционного порядка и сохранения территориальной целостности и внутренней безопасности в Федерации. Попытки отдельных субъектов поставить вопрос о выходе из Федерации служили прямым основанием для федерального вмешательства и очень часто пресекались вооруженным путем.

В Конституции РФ отсутствуют  положения о федеральном вмешательстве, основания и механизм осуществления  такого вмешательства. Однако такое вмешательство возможно в силу общих конституционных положений о полномочиях президента как главы государства и правительства РФ. В частности, ч. 4 ст. 78 устанавливает, что Президент и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Кроме того, по Конституции Президент РФ является гарантом самой Конституции, прав и свобод человека, и он принимает в установленном Конституцией порядке меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Президент для устранения нарушений конституционных норм субъектами Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также свое конституционное право, например, приостановить действие актов исполнительной власти, противоречащих Конституции, федеральным законам и указам, и право на введение чрезвычайного или военного положения на всей или части территории Российской Федерации.

В случае возникновения  незаконных вооруженных формирований на отдельных территориях России применяется международно-правовой акт - Дополнительный протокол от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Этот международно-правовой акт, являющийся, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, составной частью правовой системы Российской Федерации, подтверждает принцип суверенитета государства и устанавливает при возникновении вооруженного конфликта "обязанность правительства всеми законными средствами поддерживать или восстанавливать правопорядок в государстве или защищать национальное единство и территориальную целостность государства" (ч. 1 ст. 3). Одновременно этот международно-правовой документ вводит гарантии от посягательства на жизнь, здоровье, против жестокого обращения, коллективных наказаний, взятия заложников, актов терроризма, надругательства над человеческим достоинством и других нарушений прав и свобод в отношении лиц, прекративших участвовать в военных действиях.

Конституция РФ не устанавливает  оснований и порядка использования  вооруженных сил на территории субъектов Федерации в случае возникновения там восстаний и других нарушений конституционного порядка. Факт использования федеральными властями вооруженных сил в Чеченской Республике для восстановления конституционного порядка и ликвидации незаконных вооруженных формирований был признан Конституционным судом РФ соответствующим нормам Конституции РФ.

Указы Президента РФ от 30 ноября и 9 декабря 1994 г. и Постановления  Правительства от того же числа предписали Вооруженным силам и внутренним войскам МВД применить меры государственного принуждения для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики. При проверке конституционности указанных актов Президента и Правительства Постановлением Конституционного суда РФ от 31 июля 1995 г. они были признаны соответствующими Конституции РФ. Вместе с тем Конституционный суд отметил, что, хотя действия Вооруженных сил и внутренних войск базировались на конституционных основах, они привели к гибели тысяч российских граждан, что требует расследования и наказания виновных в общесудебном порядке. События в Чечне показали необходимость совершенствования законодательства для вмешательства федеральных властей в случае нарушения в субъектах Федерации основ конституционного строя, прав и свобод граждан.

Важнейшим актом такого законодательства явилось принятие Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", который  вступил в силу 2 июня 2001 г. В соответствии с этим законом введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. Законом четко определены обстоятельства, при наличии которых вводится чрезвычайное положение.

К таким обстоятельствам  относятся:

-попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований; межнациональные; межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

-чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Срок действия чрезвычайного  положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных  местностях - 60 суток. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.

Важно отметить, что в  соответствии с нормами данного  закона, Президент Российской Федерации  вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Информация о работе Федеративное устройство государства в России и его особенности