Федеративное устройство государства в России и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:30, реферат

Описание

Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации». Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.

Содержание

Введение 3
1. Федеративное устройство России 4
1.1. Основные этапы развития российского федерализма 4-6
2. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России, их особенности 6-9
3. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов 9-11
4. Правовой статус субъектов РФ 11-25
5. Особенности правового статуса автономий 26-30
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Реферат Абрамов федеративное устройство государства в России и его особенности.doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

Совершенно очевидно, что законодательная основа национально-культурной автономии создает очень благоприятные  организационно-правовые и финансово-экономические предпосылки для дальнейшего эффективного развития и функционирования этой важнейшей формы автономии в Российской Федерации. Тенденции развития российского федерализма подвержены прямому влиянию политических и социально-экономических факторов, прежде всего, внутреннего характера. Мировой опыт развития федерализма наглядно показывает, что все Федерации испытывают на себе влияние двух взаимоисключающих тенденций: с одной стороны, стремление общефедеральных органов к укреплению своих полномочий за счет умаления полномочий субъектов Федерации, и с другой - стремление субъектов Федерации к большей самостоятельности от власти центра. Борьба этих двух тенденций определяет развитие современного зарубежного федерализма. При этом зарубежные федерации накопили значительный опыт разрешения конфликтов между этими двумя противоположными тенденциями. При развитии системы федерализма Россия могла бы более активно использовать практику и опыт зарубежных федераций. Такой опыт не был учтен при подготовке Конституции РФ 1993 г., видимо, в силу его недостаточного уровня изучения или в силу ошибочного убеждения, что дезинтеграционные процессы России не угрожают и возможность или необходимость федерального вмешательства в дела субъектов Российской Федерации объективно не существует.

Необходимо учитывать, что ни одно федеративное государство  не ослабляет федеральный контроль и, если необходимо, в рамках существующего  законодательства прямо использует федеральное принуждение для  сохранения целостности федеративного государства, гарантий прав и свобод граждан. Такие четкие механизмы для разрешения возможных конфликтов между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации крайне необходимы и в конституционном праве РФ.

Новое руководство России проводит политику на укрепление вертикали исполнительной власти, поскольку за предыдущий период эта вертикаль значительно ослабла и дезинтеграционные процессы приняли угрожающий характер, поставив Российскую Федерацию на грань распада. Эти процессы вызвали серьезные конфликты не только в политической, но и в правовой области, когда большое число важнейших правовых актов субъектов Российской Федерации вступило в прямое противоречие с действующим общефедеральным законодательством. Поэтому одним из важнейших направлений дальнейшего совершенствования российского федерализма является устранение этого серьезного недостатка.

За последний период была проведена значительная реформа  Совета Федерации, принят новый закон  о порядке его формирования, в  соответствии с которым главы субъектов Федерации и руководители их законодательных органов больше не будут входить по должности в число членов Совета Федерации, что позволит более четко проводить в жизнь конституционный принцип разделения властей. Остро стоит вопрос и о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. Это тоже одно из направлений дальнейшего совершенствования российского федерализма.

Видимо, требует дальнейшей детализации и институт полномочных  представителей Президента в семи федеральных округах, призванных выполнять координирующую роль между федеральным центром и субъектами Федерации. Основная проблема здесь заключается в четком распределении полномочий и во взаимоотношениях полномочных представителей Президента и руководителей субъектов Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа.

По мнению ряда отечественных  исследователей и политических деятелей, требует совершенствования и  сама структура Российской Федерации, принципы ее организационно-правового  построения, количественный состав субъектов, их правовой статус и принципы взаимоотношений с федеральным центром. Разумеется, решение многих вопросов развития российского федерализма невозможно без коренного решения общегосударственных проблем экономического, социально-политического и национального характера. От решения этих проблем зависит и направление основных тенденций дальнейшего совершенствования всей системы российского федерализма. Кроме того, решение этих внутренних проблем будет прямо зависеть и от международного положения России, ее интеграции в число развитых в экономическом отношении государств.

Заключение

 

Закрепление в  Конституции Российской Федерации  федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся  федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов.

Принципы устройства федеративного государства относятся  к основополагающим конституционным  основам и определяют всю систему  отношений между федеральным  центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».

Современная форма  государственного устройства России, сохраняя определенную преемственность  с федеративной природой РСФСР (сочетая  национально-государственный и территориальный  принцип устройства), свидетельствует об уникальности российского федерализма по сравнению с классическими федерациями зарубежных стран. Эта уникальность есть отражение сложного исторического развития территориальных форм власти в России, самобытности отечественной государственности и культуры. Поэтому специфика и особенности российского федерализма нуждаются не в устранении, приспособлении под известные "образцы", а научно-выверенной программе развития. Речь меньше всего идет о наборе декларативных положений, потребность состоит главным образом в четкой, конкретной программе действий, в механизмах и гарантиях ее осуществления, в подключении к этому процессу всех сил общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Федеральный  закон от 30.04.1999г. № 82-ФЗ «О  гарантиях прав коренных малочисленных  народов Российской Федерации» (ред.  от 26.06.2007) // "Собрание законодательства  РФ", 03.05.1999, № 18, ст. 2208.

3. Федеральный  закон от 17.07.1996г. № 74-ФЗ «О  национально-культурной автономии» (ред. от 01.12.2007) // "Собрание законодательства  РФ", 17.06.1996, № 25, ст. 2965.

 

Литература:

1. Арзамаскин  Н.Н. Федеративное устройство  современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 1 (74).

2. Баглай М.  В. Конституционное право Российской  Федерации. М., 2007. С. 784.

3. Барциц И.  Н. О единстве государственной  власти в Российской Федерации  // Законодательство, 2001, №9.

4. Вишняков В.  Г. Конституционное регулирование  федеративных отношений // Голубок  С. А. Конституционное право  России. М., 2008. С. 160.

5. Государство  и право, 1998, №12.

6. Добрынин Н.  М. Российский федерализм: проблемы  и перспективы. М., 2003, с. 300.

7. Карапетян  Л. М. Федеративное устройство  Российского государства. М., 2007. С. 352.

8. Козак Д.  Н. Проблемы разграничения полномочий  между федеральными органами  государственной власти и органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации. М., 2001, с. 125.

9. Колесников  Е. В., Комкова Г. Н., Кулушева  М. А. Конституционное право.  М., 2007. С. 368.

10. Комментарий  к Конституции Российской Федерации  / Под ред. Л.А. Окунькова. - М., 2005. - С. 752.

11. Конституционное  право России. М., 2007. С. 768.

12. Конституционное  право России: Учебник для юридических  вузов / Под ред. А.А. Безуглова,  Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 1024.

13. Конституционное  право России: Учебник / Под ред.  Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 587.

14. Конституционное  право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2006. С. 864.

15. Местное самоуправление  в России. Сборник статей. М., 2003. С. 400.

16. Чурсина Е.  В. Разграничение полномочий между  органами государственной власти  Российской Федерации и ее  субъектов по предметам совместного ведения. М., 2006. С. 208.


Информация о работе Федеративное устройство государства в России и его особенности