Федеральное Собрание: структура, полномочия и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:02, контрольная работа

Описание

Цель работы - всесторонне исследовать Федеральное Собрание как особый государственный орган. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать историю российского парламентаризма;

проанализировать статус Федерального Собрания, его положение в системе органов государственной власти РФ;

дать характеристику основным функциям Федерального Собрания;

Содержание

Введение……………………………………………….………………..1

Глава 1. Правовое регулирование деятельности российского парламента………………………………………………………………3

Глава 2. Функции Федерального Собрания……………………….….6

Глава 3. Организация деятельности Федерального Собрания…...…11

Заключение……………………………………………………………..19

Список использованной литературы………………………………….21
Тесты…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Sistema gos. upravlenia.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

     Совет Федерации - орган, представляющий интересы субъектов РФ. Государственная Дума - орган представительства всех граждан  РФ. 

     Порядок формирования Совета Федерации и  порядок выборов депутатов Государственной  Думы устанавливаются федеральными законами. В настоящее время порядок формирования Совета Федерации установлен Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. Выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 года Собрание законодательства РФ.  

     Выборы  в Российской Федерации проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.  

     Конституционная характеристика Федерального Собрания как органа народного представительства  предполагает, что возможная неполнота  состава его палат не должна быть значительной, ибо в противном случае его представительный характер может быть поставлен под сомнение. Акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства. 

     Федеративное  устройство Российской Федерации обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собрания и значительную самостоятельность Совета Федерации и Государственной Думы по отношению друг к другу. В своей организации и деятельности они призваны отразить разные стороны народного представительства в Российской Федерации - прямое представительство населения и представительство субъектов Российской Федерации.  

     Федеральное Собрание не является вышестоящим органом  для иных представительных органов  Российской Федерации, так как в  Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов Российской Федерации. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны для применения указанными органами  

     Законотворческая  функция, безусловно, является основной функцией Парламента, ведь законодательство - основа и гарантия существования самого государства. В реализации этой функции участвуют обе палаты Федерального Собрания, но основную роль играет Государственная Дума. В процессе законотворчества участвуют и другие субъекты, перечисленные в статье 104 Конституции РФ.  

     Конституция именует Федеральное Собрание законодательным  органом, определяя в качестве его  основной функции законотворчество. Это единственный законодательный  орган на федеральном уровне. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ.

     Законотворческая  функция состоит в разработке и принятии законов, регулирующих основные стороны жизни государства и  общества. Она включает в себя не только процесс принятия закона, но и процесс его создания, оформления. 

     В Российской Федерации законодательный  процесс состоит из следующих  основных стадий: 

     1. Законодательная инициатива (внесение  законопроекта в Государственную  Думу); 

     2. Рассмотрение законопроекта (как правило, в трех чтениях) и принятие закона Государственной Думой; 

     3. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации закона, принятого Государственной Думой; 

     4. Подписание закона Президентом  РФ и его обнародование.  

     Также существуют дополнительные этапы, применяемые при возникновении разногласий: 

     1). Рассмотрение закона в согласительной комиссии; 

     2). Повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Советом Федерации; 

     3). Повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Президентом РФ; 

     4). Повторное рассмотрение Советом Федерации закона, отклоненного Президентом РФ. 

     У некоторых видов актов есть свои закрепленные в законодательстве особенности  принятия, например, у Федеральных  конституционных законов, Федеральных законов по предметам совместного ведения, Законов о поправках к Конституции РФ. 

     Также Государственная Дума и Совет  Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ (статьи 102, 103), принимают постановления. 

     Согласно  статье 15 Конституции РФ, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. 

     Контрольная функция Федерального Собрания заключается  в парламентском контроле. Парламентский  контроль - право представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной3. 

     Конституция не называет Федеральное Собрание контрольным органом, но некоторые полномочия позволяют ему осуществлять ряд контрольных функций. 

     К контрольным полномочиям Совета Федерации может быть отнесено: 

    • утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
 
    • отрешение Президента РФ от должности;
 
    • назначение  на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего  Арбитражного Суда;
 
    • назначение  на должность и освобождение от должности  Генерального прокурора РФ, заместителя  Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
 

     К контрольным полномочиям Государственной  Думы могут быть отнесены:  

    • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
 
    • решение вопроса  о доверии Правительству РФ;
 
    • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека;
 
    • выдвижение  обвинения против Президента РФ для  отрешения его от должности.
 
    • Также с  целью осуществления палатами Федерального Собрания деятельности по расследованию  фактов и обстоятельств, имеющих  негативные последствия для общества и государства, проводится парламентское  расследование. Парламентскому расследованию  подлежат:
 
    • факты грубого  или массового нарушения гарантированных  Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;
 
    • обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
 
    • обстоятельства, связанные с негативными последствиями  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
 

     При поддержке инициативы возбуждения  парламентского расследования и  принятии решения о возбуждении  парламентского расследования палаты Федерального Собрания на паритетных началах формируют комиссию, состоящую из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, и избирают ее сопредседателей. Совет Федерации, Государственная Дума вправе направить парламентский запрос, а член Совета Федерации, депутат Государственной Думы - депутатский запрос должностным лицам органов по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Вмешательство Федерального Собрания в деятельность других органов государственной власти является проявлением принципа разделения власти и системы «сдержек и противовесов». 

     Итак, Федеральное Собрание осуществляет свои полномочия в рамках своих функций. Для осуществления своих функций  Федеральному Собранию необходима четкая организация деятельности. 
 
 
 

     Глава 3. Организация деятельности Федерального Собрания 
 

     В статье 95 Конституции РФ закреплена двухпалатная структура парламента: «Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы». Совет Федерации считается верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней. Каждая палата имеет свой регламент, свою структуру, компетенцию.  

     Работа  палат Федерального Собрания строится на следующих принципах, закрепленных в Главе 5 Конституции РФ и в  Регламентах палат Федерального Собрания: 

    •  законность деятельности парламента;
 
    •  постоянная деятельность палат;
 
    •  раздельная работа палат (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 100 Конституции РФ);
 
    •  открытость работы палат;
 
    •   коллегиальность работы палат.
 

     Статья 101 Конституции РФ перечисляет основные положения, касающиеся структуры и организация деятельности Федерального Собрания: «Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом». 

     Для палат характерны особые способы  формирования. 

     В Совет Федерации входят по два  представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В настоящее время количество субъектов РФ - 83, поэтому число членов Совета Федерации составляет 166 человек. 

     Согласно  Федеральному Закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. 

     Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации, а прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 

     В Совете Федерации формируется Совет  палаты, который определяет стратегию  работы Федерального Собрания. В него входит председатель, его заместители  и руководители постоянных комитетов и комиссий. 

     Совет Федерации создает Аппарат, задачами которого являются правовое,информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации. 

     Сессии  Совета Федерации проводятся, как правило: весенняя - с 25 января по 15 июля; осенняя - с 16 сентября по 31 декабря. Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации. 

     В Совете Федерации создаются постоянные и временные комитеты и комиссии, перечень которых дается в Регламенте. В настоящее время созданы:  

Информация о работе Федеральное Собрание: структура, полномочия и функции