Структура и функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:16, реферат

Описание

Актуальность выбора темы курсовой работы объясняется тем, что в литературе последних десятилетий по вопросу о понятии и классификации функций права были высказаны различные взгляды (С.С. Алексеев, И.Е. Фарбер, Т.Н. Радько, В.Г. Смирнов и др.). Представляется необходимым хотя бы кратко обобщить эту проблему с учетом современного уровня развития правовой науки.

Содержание

Содержание
1.Введение
2.Теоретические и методологические аспекты понятия «право»
3.Функции права
4.Структура права
5.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 36.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

1.Введение

2.Теоретические и методологические аспекты понятия «право»  
3.Функции права  
4.Структура права  
5.Список литературы 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1.ВВЕДЕНИЕ

 
        Актуальность выбора темы курсовой работы объясняется тем, что в литературе последних десятилетий по вопросу о понятии и классификации функций права были высказаны различные взгляды (С.С. Алексеев, И.Е. Фарбер, Т.Н. Радько, В.Г. Смирнов и др.). Представляется необходимым хотя бы кратко обобщить эту проблему с учетом современного уровня развития правовой науки.  
        Следует отметить, что в функциях права раскрывается общечеловеческая и классовая природа права и его социальное назначение: историческая цель и служебная роль в жизни общества. Будучи продуктом общественного развития, право как государственная воля общества оказывает на него активное обратное воздействие, которое осуществляется посредством выполнения им своих функций. Однако функции права и воздействие права хотя и тесно соотносимые, но не тождественные понятия.  
        Функции права есть наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права.  
        Многообразие путей влияния права на различные отношения между людьми обусловливает наличие у него множества функций, вследствие чего важное научно-практическое значение приобретает вопрос об их классификации. Необходимо выделить основные и иные общие функции права; производные от основных общие и частные, а также функции отраслей, правовых институтов и отдельных норм.  
        Таким образом, первой целью работы служит рассмотрение функций права в теоретическом и методологическом аспекте.  
        Вторая группа проблем, рассматриваемая в работе – это вопросы системы и структуры права, соотношения этих понятий. Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Более подробно этот вопрос будет освещен в соответствующем параграфе курсовой работы.  
       

 
2.ТЕОРЕТТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ПРАВО»

 

        Во-первых, следует отметить, что вопрос о понятии и сущности права – один из основных в юридической науке.  
        С точки зрения классового подхода, сущность права рассматривалась, исходя из высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса из «Манифеста Коммунистической партии»: «Ваше право (класса буржуазии) есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса», то есть сущность права определяется посредством закрепления в юридических нормах воли экономически господствующего класса в социально-неоднородном обществе.  
        Исходя из цивилизационного подхода, право как явление цивилизации и культуры призвано быть носителем высших начал, основополагающих ценностей цивилизации.  
        Сущность права заключается в его основном назначении – внести нормативность, упорядоченность социальной жизни и гарантировать свободу человека как автономной личности.  
        Однако свобода личности, нашедшая отражение в праве, ничего общего не имеет с поведением, не признающим каких-либо внешних ограничений. Следовательно, право должно выступать в качестве общего масштаба свободы и справедливости, мерой поведения людей в обществе. С помощью права как общесоциальной ценности реально достижение гражданского мира и согласия путем всестороннего учета особенностей и интересов классов, этнических и иных социальных групп.  
        Сущность права – это выраженная и признаваемая государством с помощью законов или иным способом, обусловленная материальными и духовными условиями жизни воля всего общества, отдельных групп и индивидов.  
        Различные определения понятия права, представляющие собой разные направления конкретизации смысла принципа правового равенства, выражают единую (и единственную) сущность права. Причем каждое из этих определений предполагает и другие определения в общесмысловом контексте принципа правового равенства. Отсюда и внутренняя смысловая равноценность таких внешне различных определений, как: право – это формальное равенство, право – это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей, право – это всеобщая справедливость и т.д. Ведь всеобщая формально-равная мера так же предполагает свободу и справедливость, как последние – первую и друг друга.  
        Эти определения права через его объективные сущностные свойства выражают в целом природу, смысл и специфику права, фиксируют понимание права как самостоятельной сущности, отличной от других сущностей. Как эти объективные свойства права, так и характеризуемая ими сущность права относятся к определениям права в его различении с законом, т.е. не зависят от воли законодателя, исторически и логически предшествуют законодательству.  
        К этим исходным сущностным определениям права (или к определениям сущности права) в процессе так называемой «позитивации» права, его выражения в виде закона, добавляется новое определение – властная общеобязательность того, что официально признается и устанавливается как закон (позитивное право) в определенное время и в определенном социальном пространстве.  
        Но закон (то, что устанавливается как позитивное право) может как соответствовать, так и противоречить праву, быть (в целом или частично) формой официально-властного признания, нормативной конкретизации и защиты как права, так и иных (неправовых) требований, дозволений и запретов. Только как форма выражения права закон (позитивное право) представляет собой правовое явление. Благодаря такому закону принцип правового равенства (и вместе с тем всеобщность равной и общесправедливой меры свободы) получает государственно-властное, общеобязательное признание и защиту, приобретает законную силу. Лишь будучи формой выражения объективно обусловленных свойств права, закон становится правовым законом.  
        Правовой закон это и есть право, получившее официальную форму признания, конкретизации и защиты, словом – законную силу, т.е. позитивное право, обладающее объективными свойствами права. Правовой закон – это адекватное выражение права в его официальной признанности, общеобязательности, определенности и конкретности, необходимых для действующего позитивного права.  
        Реальный процесс «позитивации» права, его превращения в закон, наряду с необходимостью учета объективных свойств и требований права, зависит от многих других объективных и субъективных факторов (социальных, экономических, политических, духовных, культурных, собственно законотворческих и т.д.). И несоответствие закона праву может быть следствием правоотрицающего характера строя, антиправовой позиции законодателя или разного рода его ошибок и промахов, низкой правовой и законотворческой культуры и т.д  
        В общеобязательности закона (позитивного права) есть два различных, но взаимосвязанных момента – официально-властный и правовой.  
        Первый момент состоит в том, что закон как установление государственной власти наделяется ее поддержкой и защитой, обеспечивается соответствующей государственной санкцией на случай нарушения закона и т.д. С этой точки зрения кажется, будто общеобязательность закона – лишь следствие произвольного усмотрения государства, обязательности его велений, приказов, установлений Здесь же лежат корни легиз-ма, согласно которому обязательный приказ власти и есть право.  
Второй момент состоит в том, что закон наделяется общеобязательностью (государственным принуждением) и защитой только потому, что он выступает именно как право, а не просто к.ак какое-то иное общеобязательное, но неправовое установление и явление. Ведь и официальные власти, и легисты говорят не только об общеобязательности закона, но одновременно утверждают, что это и есть право.  
        В контексте различения и соотношения права и закона общеобязательность закона обусловлена его правовой природой и является следствием общезначимости объективных свойств права, показателем социальной потребности и необходимости властного признания, соблюдения, конкретизации и защиты принципа и требований права в соответствующих официальных актах и установлениях. И именно потому, что, по логике вещей, не право – следствие официально-властной общеобязательности, а наоборот, эта обязательность – следствие права (государственно-властная форма выражения общезначимого социального смысла права), такая общеобязательность выступает как еще одно необходимое определение права (а именно – права в виде закона) – в дополнение к исходным определениям об объективных свойствах права.         Смысл этого определения состоит не только в том, что правовой закон обязателен, но и в том, что общеобязателен только правовой закон.  
        Основное различие между исходными определениями права, фиксирующими объективные свойства права, и этим дополнительным определением состоит в том, что объективные свойства права не зависят от воли законодателя, тогда как общеобязательность правового закона, подразумеваемая объективной природой права, зависит и от воли законодателя (от официально-властного опосредования между требованиями права и формой их конкретного законодательного выражения, от властных оценок и решений), и от ряда объективных условий (степени развитости социума, наличия условий, объективно необходимых для появления и действия правовых законов, и т.д.). Применительно к праву в его совпадении с законом (т.е. к правовому закону, к позитивному праву, соответствующему принципу и требованиям права) все названные определения права (права в его различении с законом и права в его совпадении с законом) имеют субстанциальное значение, раскрывают различные моменты сущности правового закона и, следовательно, входят в его общее (и единое) понятие.  
        Из сказанного ясно, в принципе возможны дефиниции понятия права в его различении с законом и дефиниции права в его совпадении с законом (т.е. дефиниции правового закона – позитивного права, соответствующего объективным требованиям права), но логически невозможно единое понятие (и соответствующая дефиниция) права в его различении с законом и антиправового (правонарушающего) закона.  
        В более развернутом виде определение общего понятия права (правового закона, т.е. позитивного права, соответствующего объективным требованиям права) можно сформулировать так: право – это соответствующая требованиям принципа формального равенства система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения.

З. ФУНКЦИИ ПРАВА

Теория государства и  права как фундаментальная наука  выполняет ряд важных функций.

        Онтологическая функция — первая и отправная. Онтология — учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

        Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.

        Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

        Эвристическая функция. Эвристика— это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

        Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

        Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого — «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

   Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

   Существует несколько видов функций:

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.

   Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это  функция, которая направлена на  правовое регулирование между  субъектами политической власти;

2) экономическая функция – это  функция, которая направлена на  юридическое обеспечение надежности  и справедливости экономических  отношений;

3) культурно-историческая функция  – это функция, которая направлена  на собрание и развитие культурно-духовных  ценностей;

4) функция социального контроля  – это функция, которая заключается  в исполнении воздействия права  на поведение субъектов с помощью  поощрения, стимулирования, удержания  от неправомерных действий и  т. д.;

5) воспитательная функция – функция,  посредством которой складывается  убежденность в целесообразном  и справедливом порядке правового  регулирования.

Специально-юридические  функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – это  функция, которая направлена на  осуществление правового воздействия,  которое устремлено на организацию  социально значимых отношений  посредством формально определенных  правил поведения, требований  общественного развития, особенностей  обстановки как внутри государства,  так и на международной арене;

2) регулятивная динамическая функция  – это функция, с помощью  которой осуществляется воздействие  на общественные отношения с  помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция  – это функция, с помощью  которой реализовывается воздействие  на общественные отношения с  помощью закрепления их состояния  в институтах права;

4) охранительная функция – это  функция, которая состоит в  охране положительных, правомерных  и вытеснении отрицательных явлений  общественной жизни, а также  пресечении, предупреждении и восстановлении  нарушенных прав:

5) компенсационная функция – это  функция, с помощью которой  обеспечивается предоставление  компенсаций за причиненный вред  или нанесенный ущерб;

6) восстановительная функция –  это функция, которая направлена  на восстановление нарушенного  права либо положения;

7) ограничительная функция – это  функция, которая направлена на  ограничение в общественных отношениях  общественно опасного поведения;

8) карательная функция – это  функция, которая состоит в  назначении наказания за совершенные  правонарушения.

Сферы действия права и морали не совпадают  лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.

        Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

        Идеологическая функция. Идеология— система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве н праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

        Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

        Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

4.СТРУКТУРА ПРАВА

 
        Вопрос о системе права - это вопрос о строении права, о том, как право организовано изнутри, как оно устроено. следует обратить внимание на различие понятий «система права» и «правовая система». Последнее охватывает всю правовую действительность в ее системном, организованном виде. В правовую систему входят все правовые явления, необходимые для процесса правового регулирования. Причем право (объективное право), которое в данном случае мы рассматриваем как систему, в правовую систему входит как элемент наряду с другими элементами. правоотношениями, юридическими фактами, законностью, правосознанием, системой законодательства.  
        Системность - одно из важнейших качеств права и оно присуще ему объективно.         Объективность этого свойства означает, что система права не может быть сконструирована произвольно, она обусловлена закономерностями общественной жизни, регулируемой социальной сферы.  
Системность права предполагает его следующие характеристики:  
а) единство, целостность;  
б) внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие элементов;  
в) наличие структуры - целесообразного способа связи элементов;  
г) наличие цели (как системообразующего фактора).  
        Любую систему образуют две стороны: состав (набор необходимых элементов) и структура (целесообразный способ связи этих элементов) . Поэтому понятие «система права» охватывает как элементы права, так и его структуру. В этой связи некорректна, с точки зрения теории системного подхода, формулировка - «система и структура права».         Структура права рассматриваться отдельно, как особый объект исследования, конечно, может, но не в качестве некоего дополнения к системе права, а как ее внутренняя сторона.  
        Структура права, как и структуры других социальных явлений, невидима и неосязаема, но она может быть познана через изучение двух моментов:  
а) свойств элементов (они определяют структуру, ее характер);  
б) взаимодействия элементов системы права. Социальная структура проявляет себя именно через взаимодействие элементов.  
        Система вообще - это объект, функционирование которого, необходимое для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.  
        Право представляет собой сложную, многоуровневую (в какой-то мере даже «объемную»), иерархически построенную систему. Последнее означает, что право построено как бы по принципу «матрешки»: то, что на одном уровне выступает как элемент, на другом уровне уже может быть рассмотрено как система (подсистема), то есть такое образование, в котором тоже могут быть выделены свои элементы и своя структура.  
        Элементы в системе права могут быть выделены как минимум на  четырех уровнях:  
а)на уровне отрасли права:  
б)на уровне института права;  
в)на уровне нормы права;  
г)на уровне элементов нормы права.  
        В правовой доктрине разработано понятие «структура права». Это доктринальная научная категория, на которую должна ориентироваться законотворческая практика . Она объясняет внутреннее строение национальной правовой системы, ее структуру, взаимосвязь составляющих ее норм, соединение норм в группы. Ниже речь пойдет о структуре права, характерной для национальных правовых систем, входящих в семью европейского континентального права.  
        Элементами структуры права являются правовые нормы (система права – это система правовых норм). Системообразующим признаком, позволяющим отделить систему правовых норм от других социальных регуляторов, служит принцип права, т.е. формальное равенство (равенство в свободе, правовая форма свободы). Следовательно, неправовые нормы, даже установленные в законе, не входят в систему права. Например, нормы социального законодательства противоречат принципу права и не могут быть элементами системы (структуры) права.  
        В наиболее общем виде систему норм права можно представить как две подсистемы – частного (гражданского) права и публичного права. Частное право регулирует отношения обмена, участники которых выступают как формально равные, формально независимые субъекты. Это правила свободного (справедливого, эквивалентного) обмена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров Н.И. Теория государства и права: Конспекты лекций и метод, указания. - М., 2007.  
2. Жеругов Р.Т. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов - М., 2005.  
3. Коваленко А.И. Теория государства и права: Вопросы и ответы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов - М., 207.  
4. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учеб. для студентов вузов.-3-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.  
5. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учеб. - М., 2006.  
6. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М., 2007.  
7. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. для студентов вузов. - М., 2006.  
8. Нерсесянц В.С. Философия права: Учеб. для вузов - М., 1997.  
9.Нерсесянц В.С. Юриспруденция: Введение в курс общей теории права игосударства: Для юрид. вузов и фак. - М., 1998.  
10. Общая теория государства и права: Акад. курс: Учеб. для вузов. В 2 т. / Отв. ред. М.Н.Марченко. - М., 1998.  
11. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2004.  
12. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учеб. - М., 2006.  
13. Сырых В.М. Теория государства и права: Учеб. для вузов. - М., 2003.  
14.Теория государства и права: Курс лекций: Учеб. для вузов /Под ред. М.Н. Марченко. - М., 2005.



Информация о работе Структура и функции права