Естественное право: исторические предпосылки, концепции, течения, школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 23:56, реферат

Описание

Правовые мысли Древней Греции

Содержание

Введение 3
Правовые мысли Древней Греции 4
Правовая мысль в Древнем Риме 5
Появление теории естественного права 7
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Естественное право.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

    Конечно, рассмотренными выше мыслителями вовсе  не ограничивается весь список представителей естественно-правовой школы, но они являются самыми яркими её выразителями. Само понятие естественное право было ключевым в правовых учениях 17 - 18 веков, поэтому при детальном рассмотрении оно может присутствует у многих видных мыслителей того времени. Но даже если ограничится только самыми основными представителями, видно, что естественноправовые концепции сугубо индивидуальны и имеют уникальные особенности. Однако же чётко прослеживаются общие для всех положения которые стоит выделить отдельно условно наметив каркасом классической естественно правовой теории.

    Естественное  состояние (догражданское состояние, догосударственное состояние) –  то состояние при котором отсутствуют  какие-либо государственные образования, а действия индивидов не ограничены и не регулируются при помощи права, в привычном понимании. Здесь господствуют естественные права, которые не нуждаются в чьём-либо обеспечнении, а вытекают из сущности самого человека.

«Общественный договор» - это соглашение между  индивидами заключённое ради общественной безопасности и гарантии прав и свобод; это условное понятие, которое подразумевает появление государства, как гаранта естественных прав, и частной собственности (охраны частной собственности).

    Естественные  права (Гоббс так же говорил о  естественных законах). Вытекают из сущности человека и не являются производной от божественного источника, порождаются разумом и природой человека (как биологической, так и социальной). Стоит отметить как конкретные естественные права так и основные принципы. Можно выделить, естественные права: право на жизнь, свобода совести(вероиповедания), свобода слова; основные принципы: право на сопротивление угнетению, естественное равенство людей, ненарушение заключённого общественного договора, справедливое правосудие, гарантии права на защиту, свобода делать то, что не запрещено законом.

    И так как уже было отмечено, естественно  правовая теория появилась как идеологическая предпосылка для радикальных  перемен которые назрели в 17-18 веке и получили название буржуазные революции. Впоследствие под влиянием этих идей появились первые нормативно-правовые акты, сыгравшие огромную роль в становлении прав и свобод человека и гражданина.

    В конце 18 века под влияние естественно  правовой теории появляется ряд документов закрепляющий основные права и свободы  человека, а так же подчеркнул определяющую роль нации в образовании государства. К этим документам относятся Декларация независимости (1776), Биль о правах (1791), Декларация прав человека и гражданина (1789).

  Декларация  независимости и биль о правах были приняты в США. Несмотря на явное влияние европейских правовой мысли на эти документы, в самой Америке имели место своя естественно правовая концепция, теоретиками которой были Томмас Джефферсон, Томас Пейн, Александр Гамильтон. Популярность естественно правовой школы обуславливается борьбой за независимость американских колонистов. Так в работе I Континентального конгресса (1774 г.) были озвучены основные права колонистов в которые входили естественные права, такие как право на жизнь, свободу, счастье, и права жителей метрополии, содержащимися в колониальных хартиях.

  Томас Пейн различал естественные и гражданские  права человека. К первым относил  право на счастье, свободу совести, свободу мысли, то есть те права которые  присущи человеку в естественном состоянии (здесь он близок к Локку) и которые сохранялись у американских индейцев; ко вторым - гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества, те права, которые человек не способен защитить своей властью (в частности к ним относилось право собственности — право приобретенное, а не естественное).

  Государство создается людьми по общественному  договору — единственно возможному способу образования государства. Поэтому верховная власть в государстве  должна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления — о праве народа на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделения колоний от Англии и образования собственного независимого государства.

  Пейн  обосновывал верховенст во власти законодатлеьного органа народным суверинитетом и  принцоипом народного представительства.

  Как и Пейн, Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его политических и правовых взглядов к идеям Руссо, так же он придерживался идеи разделения властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии критиковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему "сдержек и противовесов" и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свобод слова, печати, религии.

  Радикальная и демократическая трактовка  естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона  об общественном договоре как основе устройства общества, дающем всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах.

  Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джефферсон был основным автором проекта Декларации независимости — конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства…

  Разрыв  с религиозными представлениями  о государственной власти, еще  характерными для той эпохи (упоминание о боге-творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в  ее содержании), и естественно-правовая аргументация, народный суверенитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан — все это делало Декларацию независимости выдающимся теоретическим и политическим документом своего времени.

  Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью". Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям, неотъемлемые права — феодальному бесправию.

  В перечне названных в Декларации независимости неотъемлемых прав нет  права собственности, содержавшегося, как отмечалось, в Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие этого "священного" права объясняется влиянием Пейна, которого в американской исторической литературе иногда называли автором Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указывал, что ее автором является Джефферсон (выше было сказано, что Пейн считал право собственности приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека).

  Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства  проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что "долгом и правом" людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию обосновано, и обосновано убедительно.

    Джефферсон, который еще в 1762 г., будучи членом Законодательного собрания Вирджинии, выступал за отмену рабовладения, а  затем внес законопроект об отмене рабства в северо-западных штатах, был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей.

     Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным  цензом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и неустранимо. Богатым и, следовательно, просвещенным по самой природе принадлежит право быть представленным в высших государственных органах.

    Оценивая  политические и правовые взгляды  Пейна, Джефферсона и Гамильтона, необходимо иметь в виду и еще  одно существенное обстоятельство: впервые  в истории идеи естественно-правовой доктрины были конкретизированы в конституционных установлениях, закреплены в конституционных документах. Так, Декларация независимости 1776 г., провозглашая образование США как независимого государства, закрепила развитые Пейном и Джефферсоном идеи народного суверенитета и право народа на революцию. Если теория Локка лишь описала утвердившийся в Англии в результате буржуазной революции государственный строй, то сложившиеся под ее влиянием (как и под влиянием теории Монтескье) взгляды Гамильтона послужили теоретической базой для разработки Конституции США 1787 г., убедительно доказавшей свою жизнеспособность. Отличный вывод для и контраргумент блеклому утверждению о роли американцев в ЕПТ – «Американские мыслители не внесли существенно новых положений в западноевропейскую естественно-правовую доктрину. Но бесспорна их заслуга в ее пропаганде и оригинальной трактовке некоторых положений применительно к обстановке Войны за независимость и последующего конституционного оформления США (например, выведение из права на революцию права на образование независимого государства, республиканское истолкование теории разделения властей).» 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Во  все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою  судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.

    Политические  знания и культура нужны сегодня  любому человеку, независимо от его  профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. 

    История полетических и правовых учений – дисциплина юридическая,

    однако  кроме юристов значительный вклад  в историю полетических и правовых учений внесли также представители  иных гуманитарных наук, и прежде всего  философы. Целый ряд представителей философской мысли (например: Пифагор, Сократ, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Локк, Кант, Фихте, Гегель, Н.А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории полетических и правовых учений. 

    Предмет История полетических и правовых учений - представления о формах     государства, структуре и функциях законов, типах политической власти и механизме функционирования государств на различных этапах развития человечества. Под учениями имеются в виду различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, т.е. теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений. Поэтому вне предмета История полетических и правовых учений остаются различные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения различных мыслителей.        

      Правовая мысль прошлого освещается  в Истории полетических и правовых учений не в виде истории юриспруденции (с отраслями, приемами юридического анализа), а в виде теоретических концепций права и законодательства. Проблемы отраслевого профиля (относящиеся к отдельным отраслям права) изучаются лишь в том случае, если они имеют общеправовое значение, значение для понимания всего политического состояния общества. 
 

Список использованной литературы 

  1. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1 / С.С. Алексеев. - Свердловск, 1972. - С. 98. 
  2. Аристотель. Никомахова этика. Соч. в 4 т. Т. 4. М., 1993. С. 160. 
  3. Байтин М. И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права. -1999. - 1. С. 98 - 107 
  4. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001
  5. Бачинин В. А. Естественное право как предмет философского правоведения // Современное право. -2008. - 8. С. 70 - 76 
  6. Белкин А. А. Источники права и практическая юриспруденция: Лекции // Ученые записки юридического факультета. Выпуск 3 (13). -СПб., 2005. С. 87
  7. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 312. 
  8. Бернацкий Г. Г. Естественное право: Современные подходы к толкованию исходных характеристик // Актуальные проблемы борьбы с преступностью. - Санкт-Петербург : Фонд Университет, 2002. С. 36 
  9. Будылин С. Л. Естественнонаучные методы в гражданском праве // Современное право. -2007. - 8. С. 60 - 66 
  10. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М., 1990. - С. 90, 247, 279. Показательно, что это 
  11. Гоббс Т. Лефиафан, или материя, форма и власть государства церковного или гражданского. - Там же. С. 134-140. 
  12. Зазаева Н. Б. Интеграция естественно-правового и позитивистского правопониманий // Философия права. - 2005. - 4. С. 5 - 9 
  13. Ивонина О. И. О римских истоках "школы возрождения естественного права" // Современные проблемы юридической науки. Выпуск четвертый. - Новосибирск: Изд. центр "Новосибирск",  
    2004. С. 117 - 120 
  14. Корнев А.В. Консервативная и либеральная теории государства и права в России (XIX - начало XX в.). М., 2003. С. 90 - 95. 
  15. Куницын А. С. Естественное право и правовая мысль России. - Курск, 2007. С. 57 
  16. Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. М.: МГУ, 2000. С. 13 - 76.
  17. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 13. 
  18. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. 
  19. Лобовиков В. О. Естественное право: Современная теория и ее приложение к экономике. -Екатеринбург :УрО РАН,2003. С. 69 - 71 
  20. Локк Дж. Два трактата о правлении. - М., 2004. С. 173. 
  21. Новгородцев П.И. Введение в философию права. М., 2004. С. 301. 

Информация о работе Естественное право: исторические предпосылки, концепции, течения, школы