Влияние бюджетной реформы России на формирование доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:47, доклад

Описание

На протяжении 1990-х годов создавалась система государственных финансов Российской Федерации, отвечающая условиям и требованиям рыночной экономики. Бюджетная политика в этот период проводилась в крайне неблагоприятных условиях. На протяжении ряда лет низкий уровень налоговой и бюджетной дисциплины приводил к хроническому бюджетному дефициту и неполному финансированию государственных обязательств; нарастали как задолженность налогоплательщиков в бюджетную систему, так и кредиторская задолженность бюджетов всех уровней. Широкое распространение получили неденежные формы исполнения бюджета, на долю которых приходилось до четверти доходов расширенного бюджета и свыше половины доходов территориальных бюджетов.

Работа состоит из  1 файл

Доклад.docx

— 21.42 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ        

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»

 

Факультет экономический

 

Кафедра финансов и кредита

                                                                                                         

                                                                                           

Доклад на тему:

 

«Влияние бюджетной реформы России на формирование доходов бюджета »

 

 

                                                                            Выполнил: студент 314 гр.

                                                                            специальности 

                                                                            «Налоги и налогообложение»

                                                                            Наумов А.В.

                                                                            Руководитель: к.эк. наук, доцент              

                                                                            Макейкина С. М.

 

 

 

 

 

Саранск 2012


ВВЕДЕНИЕ

На протяжении 1990-х годов  создавалась система государственных  финансов Российской Федерации, отвечающая условиям и требованиям рыночной экономики. Бюджетная политика в  этот период проводилась в крайне неблагоприятных условиях. На протяжении ряда лет низкий уровень налоговой  и бюджетной дисциплины приводил к хроническому бюджетному дефициту и неполному  финансированию государственных  обязательств; нарастали как задолженность  налогоплательщиков в бюджетную  систему, так и кредиторская задолженность  бюджетов всех уровней. Широкое распространение  получили неденежные формы исполнения бюджета, на долю которых приходилось до четверти доходов расширенного бюджета и свыше половины доходов территориальных бюджетов.

В середине 1990-х годов  бюджеты всех уровней хронически исполнялись с дефицитом. Для  расширенного бюджета дефицит лежал  в диапазоне от 6 до 10 процентов  ВВП. В рамках макроэкономической стабилизации монетарное финансирование дефицита было заменено долговым финансированием. Однако развитие рынка ГКО/ОФЗ создало  иллюзию возможности неограниченно  долго поддерживать сложившийся  бюджетный дисбаланс и фактически затормозило оздоровление бюджетной  политики.

Финансовый кризис 1998 года показал хрупкость и ненадежность сложившейся системы государственных  финансов. Ухудшение внешней конъюнктуры  вызвало резкое сокращение бюджетных  доходов и подорвало доверие  инвесторов. В результате государство  оказалось не в состоянии исполнять  свои расходные обязательства и  проводить долговые выплаты.

После кризиса 1998 года резко  упали доходы бюджета, девальвация  рубля привела к тому, что выплаты  по погашению и обслуживанию внешнего долга оказались сопоставимыми  с доходами федерального бюджета, а  объем государственного долга достиг критического значения. При этом Правительство  Российской Федерации было лишено возможности  проводить заимствования, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, международные кредитные рейтинги Российской Федерации были резко снижены всеми ведущими рейтинговыми агентствами.

В таких кризисных стартовых  условиях в начале 2000-х годов требовалась  крайне осторожная и взвешенная бюджетная  политика. Необходимы были кардинальные изменения в налоговой системе, новые подходы к расходованию средств, консервативная политика заимствований  наряду с полным и своевременным  погашением долга. Кроме того, назрела  необходимость перехода на новые  принципы межбюджетных отношений и  установление полного контроля над  финансовыми потоками в целях  обеспечения прозрачности и эффективности  управления бюджетом.

 

I этап бюджетной  реформы.

На первом этапе послекризисного развития (2000-2003 гг.) усилия Правительства и Министерства финансов Российской Федерации были направлены на восстановление макроэкономической стабильности, решение долговой проблемы, защиту бюджетной системы и российской экономики в целом от непредсказуемых колебаний внешней конъюнктуры. Проведение существенно скорректированной бюджетной политики обеспечило радикальное оздоровление бюджетной системы.

Начиная с 2000 года, федеральный  и расширенный бюджет Российской Федерации ни разу не исполнялись  с дефицитом. Причем сбалансированность была обеспечена без повышения налоговой  нагрузки на экономику. Была достигнута договоренность с кредиторами о  реструктуризации внешнего долга бывшего  СССР, а долг, образовавшийся после 1 января 1991 года, обслуживался своевременно и в полном объеме. Введение в  действие нового Бюджетного кодекса  заложило прочные фундаментальные  основы бюджетного процесса на федеральном  и региональном уровне. В кодексе четко регламентировались все этапы подготовки, принятия, исполнения и пересмотра законов о бюджете. Он также содержал эффективные бюджетные правила, препятствующие принятию избыточных обязательств, наращиванию бюджетного дефицита, государственного и муниципального долга. Переход к исполнению бюджетов всех уровней через систему Федерального Казначейства повысил прозрачность и подконтрольность финансовых потоков, обеспечил целевое использование бюджетных ассигнований.

II этап бюджетной  реформы.

На следующем этапе  были поставлены новые задачи, предполагающие переход к активной налогово-бюджетной  политике, направленной на создание благоприятных  условий для развития экономики, решение важнейших социальных задач, повышение эффективности государственного сектора.

В ходе налоговой реформы  была снижена налоговая нагрузка на несырьевые отрасли, с одновременным увеличением изъятия в бюджет природной ренты, образующейся при добыче полезных ископаемых. Это создало условия для диверсификации экономики и предотвращения «голландской болезни» в условиях быстрого роста цен на сырьевые товары. Были снижены ставки всех основных налогов и отменены налоги, начисляемые на всю стоимость продукции и потому наиболее сильно искажающие нормальные стимулы для производителей (в частности, дестимулирующие повышение степени обработки).

Создание Стабилизационного  фонда помогло не только застраховать бюджетную систему от негативных последствий падения цен на экспортные товары, но и обеспечило стабильность национальной валюты при быстром  повышении мировых цен на углеводороды. В условиях высокого положительного сальдо торгового баланса использование  механизма Стабилизационного фонда  сыграло важную роль в предотвращении всплеска инфляции и стабилизации валютного  курса. Проведенная впоследствии реформа  Стабилизационного фонда позволила  перейти от краткосрочного сглаживания  расходов к долгосрочной макроэкономической стабилизации с учетом возможных колебаний мировых цен и ограниченности запасов полезных ископаемых.

Была проведена всесторонняя реформа межбюджетных отношений, включающая четкое распределение расходных  обязательств и доходов между  всеми уровнями бюджетной системы, введение новой объективной методики распределения финансовой поддержки  регионов, нахождение баланса между  децентрализацией доходов и выравниванием  бюджетной обеспеченности.

Одной из решающих предпосылок  для повышения эффективности  бюджетной политики стала концентрация бюджетных ресурсов на ключевых направлениях государственной политики и структурных  реформ.

К приоритетным направлениям можно отнести, в частности, развитие человеческого капитала (здравоохранение  и образование), расширение инфраструктуры, обеспечивающее как нужды населения, так и ускоренное развитие производства, укрепление судебной власти, решение  проблем бедности. Успешным примером финансирования приоритетных направлений  могут служить национальные проекты.

Резкое ограничение заимствований  на внутреннем рынке при почти  полном отказе от внешних заимствований  привели в сочетании с досрочным  погашением значительной части внешнего долга из средств Стабилизационного  фонда привело к тому, что размеры  государственного долга упали до уровня около 7 % ВВП, что значительно ниже чем у большинства развитых стран и переходных экономик. Значительно снизилась нагрузка на бюджет по обслуживанию долга.

В последние годы значительно  активизировалось государственная  политика поддержки экономического роста. Создан Инвестиционный фонд, Российский банк развития, опережающими темпами  росли расходы на национальную экономику. Важно, что увеличение расходов сопровождалось развитием новых форм реализации государственных инвестиций. Так, все  проекты, финансируемые из средств  Инвестиционного фонда, осуществляются на началах государственно-частного партнерства.

Началось использование  принципов бюджетирования, ориентированного на результаты. Главная задача этого направления реформ заключается в том, чтобы сместить бюджетный процесс от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счёт расширения полномочия и повышения ответственности участников бюджетного процесса в условиях чётких планов на среднесрочную перспективу.

III этап бюджетной  реформы.

В 2007 году был впервые  разработан и принят Закон о федеральном  бюджете на три года. Переход к  среднесрочному бюджетному планированию позволяет повысить «целевой» характер бюджетной политики, в большей  степени отразить приоритеты социально-экономического развития.

Проведение ответственной  налогово-бюджетной политики, снижение всех видов макроэкономических рисков, связанных с системой государственных  финансов, привело к повышению  инвестиционной привлекательности  российской экономики, снижению стоимости  заемного капитала, стало важным  фактором ускорения развития российской экономики.

Важнейшие задачи нового этапа  бюджетной политики включают:

  • приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего учитывать стратегические приоритеты экономической политики;
  • повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
  • повышение доступности и качества государственного образования и здравоохранения,
  • снижение бедности, повышение результативности социальной политики,
  • конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов, расширение практики привлечения негосударственных предприятий к выполнению услуг, финансируемых из государственного бюджета;
  • открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.

Заключение.

В заключении мы можем сказать  следующее:

I этап — укрепление системы исполнения бюджета; создание достоверной отчетности об исполнении бюджета, основанной на кассовом методе учета; обеспечение внешнего контроля за исполнением бюджета.

II этап — приведение в соответствие расходных обязательств публично-правовых образований с их финансовыми возможностями.

III этап — переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат; составление отчетности о финансовом положении публично-правовых образований на базе учета, основанного на методе начисления; внедрение процедур внутреннего контроля и аудита.

 

Список использованной литературы:

1) Нестеренко Т. Г. Этапы бюджетной реформы/ Т. Г. Нестеренко. – // Финансы. – 2008. – № 2. – С.3-7


Информация о работе Влияние бюджетной реформы России на формирование доходов бюджета