Проблемы совершенствования бюджетного процесса на федеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 07:14, контрольная работа

Описание

Цель исследования – изучить вопрос реформирования бюджетного процесса на федеральном уровне.
Задачи исследования:
раскрыть предпосылки реформирования бюджетного процесса на федеральном уровне;
проанализировать опыт внедрения БОР на федеральном уровне;
рассмотреть проблемы совершенствования бюджетного процесса на федеральном уровне и пути их решения.
Объект исследования – бюджетный процесс РФ.
Предмет исследования – реформирование бюджетного процесса на федеральном уровне.

Работа состоит из  1 файл

ОБП.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, через систему применяемых  показателей БОР в перспективе  должен стать не просто новым методом планирования и инструментом анализа исполнения бюджета, а действенным механизмом, позволяющим увидеть за выявленными отклонениями то, что можно улучшить.

     Помимо  совершенствования процедур подготовки докладов СБП или сводного доклада правительства РФ принципиально важным остается вопрос о повышении эффективности процедур мониторинга, логическим завершением которых должно быть рассмотрение причин и возможных правовых последствий недостижения заданных показателей результативности.

     Представляется логичным, чтобы контроль за использованием министерствами и ведомствами бюджетных средств постепенно смещался с внешнего контроля за целевым использованием выделенных средств к внутреннему контролю СБП за эффективностью их расходов. Оценки социальной и экономической эффективности программной деятельности должны использоваться при планировании расходов на следующий бюджетный год.

     В пользу необходимости совершенствования  системы мониторинга результатов  внедрения БОР свидетельствует  и то, что ежегодный расчет эффективности деятельности СБП позволяет критически осмыслить сложившиеся направления расходования средств и отказаться от тех видов расходов, которые осуществляются «по инерции», без надлежащего социально-экономического обоснования их объективной необходимости. 
Совершенствовать процедуру мониторинга результативности бюджетных расходов необходимо путем как повышения уровня подготовки персонала и степени проработанности целевых программ, так и выстраивания многоуровневой системы контроля. На первом уровне контроль за результативностью деятельности бюджетных учреждений должен осуществляться со стороны СБП, в ведении которого такие учреждения состоят. Ослабление контроля за направлениями расходования средств бюджетных учреждений, переведенных на финансирование по результату, должно быть синхронизировано с усилением контроля за объемами и качеством предоставляемых ими услуг. Главными распорядителями бюджетных средств должен осуществляться регулярный мониторинг бюджетных учреждений на предмет выполнения плановых объемов предоставления услуг и корректировки объемов финансирования в случае их невыполнения или перевыполнения. Это позволит реализовать основное преимущество финансирования по результату обеспечить связь объемов финансирования с объемами оказываемых учреждениями услуг.

     Наряду  с государственным контролем  необходимо укреплять меры общественного  контроля за объемом и качеством  предоставляемых услуг, расширять  практику создания наблюдательных советов  при бюджетных учреждениях, усиливать  роль общества потребителей в данном процессе. 
На втором уровне контроль за результативностью деятельности самих СБП должен осуществляться Правительственной комиссией по повышению результативности бюджетных расходов.

     И наконец, законченность системы  мониторинга достигается за счет внедрения третьего уровня контроля за результативностью деятельности правительства РФ со стороны Государственной Думы РФ с привлечением Счетной палаты РФ. В целях обеспечения возможности осуществления такого контроля ГД РФ должна участвовать в оценке разделов Сводного доклада правительства РФ и докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, содержащих данные о динамике в отчетном периоде плановых и фактически достигнутых показателей результативности. Перед рассмотрением Государственной Думой РФ эти материалы должны проходить обязательную экспертизу в Счетной палате РФ.

     Заключение

     В 1990-х – начале 2000-х годов в  бюджетной сфере Российской Федерации  были проведены крупные структурные  реформы. В основном была решена задача обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов «сверху вниз» в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета.

     Несмотря  на то, что всего за несколько  лет БОР стал широко востребованным методом планирования государственных  расходов как на федеральном, так  и на региональном уровне бюджетной  системы РФ, какого-либо заметного повышения качества управления финансами СБП до сих пор не наблюдается. По-прежнему остается нерешенной главная задача внедрения БОР реструктуризация деятельности субъектов планирования посредством создания эффективной системы управления бюджетными целевыми программами.

     Использование БОР выявило наличие существенных недостатков и пробелов как в  действующей нормативноправовой базе, так и в организации процесса бюджетного планирования в целом (отсутствие эф фективного координирующего центра, нехватка квалификации и навыков бюджетирования у служащих СБП, низкая степень автоматизации процесса подготовки и мониторинга докладов и пр.). И хотя достижение определенного улучшения качества БОР в России возможно уже в ближайшем будущем, если принять оперативные меры по устранению или хотя бы сглаживанию обозначенных проблем, учиться повышать эффективность всей системы управления бюджетными средствами предстоит еще длительное время.

     Библиографический список 

     
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998, №145-ФЗ //  Консультант Плюс: Версия Проф / АО «Консультант Плюс». – М., 2011.
  2. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах : Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р //  Консультант Плюс: Версия Проф / АО «Консультант Плюс». – М., 2011.
  3. О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006 - 2008 годах и плане мероприятий по ее реализации : Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 № 467-р //  Консультант Плюс: Версия Проф / АО «Консультант Плюс». – М., 2011.
  4. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (вместе с "Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах", "Планом мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах") : Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 //  Консультант Плюс: Версия Проф / АО «Консультант Плюс». – М., 2011.
  5. Об утверждении Положения о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006 - 2008 годы : Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 № 259 //  Консультант Плюс: Версия Проф / АО «Консультант Плюс». – М., 2011.
  6. О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти :Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30  // Консультант Плюс: Версия Проф / АО «Консультант Плюс». – М., 2011.
  7. О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период : Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 1010 // Консультант Плюс: Версия Проф / АО «Консультант Плюс». – М., 2011.
  8. Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ : Постановление Правительства РФ от 19.04.2005 № 239 // Консультант Плюс: Версия Проф / АО «Консультант Плюс». – М., 2011.
  9. О порядке проведения мониторинга бюджетного сектора : Приказ Минфина РФ от 19.12.2003 N 399 // Консультант Плюс: Версия Проф / АО «Консультант Плюс». – М., 2011.
  10. О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 16.07.2005 № 440 // Консультант Плюс: Версия Проф / АО «Консультант Плюс». – М., 2011.
  11. Бюджетная система РФ / Под ред. А.М. Година. – М.: Дашков и К0, 2005. – 230с.
  12. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Уч. Пособие / А.М. Годин, И.В. Подпорина. – М.: Дашков и К0, 2002. – 310с.
  13. Пшенникова Е. Бюджет и бюджетный процесс в РФ / Е. Пшенникова.  – СПб.: СПУ, 2002. – 188с.
  14. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования / В.Н. Сумароков. - М., Финансы и статистика, 2002. - 567с.
  15. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ / В. Лексин, А. Швецов   // Вопросы экономики. – 2001. - № 3.
  16. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации / Н.С. Максимова  // Финансы. – 2002. - № 6.
  17. Официальный сайт  «Российская газета» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.rg.ru.

Информация о работе Проблемы совершенствования бюджетного процесса на федеральном уровне