Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:42, курсовая работа

Описание

В задачи работы входит:
- изучение истории формирования конституционного судопроизводства в России;
- описание процесса образования Конституционного Суда: процедуры избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
- описание организации деятельности Конституционного суда;
- определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение понятия
- определение демократических принципов современного конституционного
судопроизводства в России;
- определение основных видов решений, принимаемых Конституционным Судом,

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1 Общие положения о Конституционном суде…………………………5
1.1 История возникновения и развития Конституционного Суда РФ……5
1.2 Организация работы, аппарат Конституционного Суда РФ…………10
Глава2 . Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ……………………………………………………………………………….17
2.1 Полномочия Конституционного Суда РФ………………………………17
2.2. Состав и порядок образования…………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………28
Список используемых источников………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Конституционный суд.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

2) Президент  Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

3) законодательный  (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

4) высшее должностное  лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

5) федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти  субъектов Российской Федерации,  заключившие признанные полностью  или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

Признание несоответствующими Конституции РФ федерального закона, нормативного акта Президента РФ, нормативного акта Правительства РФ, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.

Признание не соответствующими Конституции РФ нормативного акта субъекта Федерации, договора субъекта Федерации  или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Федерации положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения. Какие были признаны неконституционными.

Положения нормативных  актов либо договоров, признанных не соответствующими Конституции РФ, не могут применяться судами, другими  органами или должностными лицами.17

В случае, если в  течение шести месяцев после  опубликования решения Конституционного Суда аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отменен или изменен, а действие договора аналогичного признанному неконституционным, не будет прекращено полностью или частично, уполномоченные федеральным законом государственный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недействующим.

Президент Российской Федерации и Государственная  Дума Российской Федерации назначают  своих постоянных представителей в Конституционном Суде РФ, которые участвуют в заседаниях Суда, представляя соответствующую позицию по конкретному делу. Они не а праве оказывать какое бы то ни было давление на Суд или предпринимать действия, способные нарушить независимость Конституционного Суда в принятии решений.18

Конституционный Суд обладает так называемой связанной  компетенцией, что означает возможность  осуществления Судом своих полномочий только по запросам и жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:

1) проверка конституционности  законов, нормативных правовых  актов и договоров (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам  запросов и жалоб (от органов  власти, граждан и судов);

2) разрешение  споров о компетенции;

3) толкование  Конституции РФ;

4) дача заключений  о соблюдении порядка выдвижения  обвинения в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления.

2.2 . Состав и порядок образования.

Судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями, главная роль в формировании персонального состава Конституционного суда принадлежит   Президенту и Совету Федерации.

Членами Конституционного суда могут быть только граждане России, достигшие ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы юристом не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.  В соответствии с прежним законодательством нижний возрастной предел членов Суда равнялся 35

годам, а необходимость работы по юридической специальности - 10.  Новый

подход, как можно  заметить, направлен на то, чтобы  в Конституционном суде

работали люди, обладающие большим жизненным опытом и высокой юридической квалификацией.

Каждый судья  Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо,

получившее при  голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.19

В случае выбытия  судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

Численный состав Конституционного суда теперь равен 19, в отличие

от предусмотренных  по закону 1991 г. 15 (напомним , что реально

тогда  было избрано 13 человек). Изменен порядок формирования Суда, что связано с новой системой органов государственной власти, установленной Конституцией

1993 г.. Конституционный  суд вправе осуществлять свою  деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия самого Конституционного суда не ограничены сроком, тогда как полномочия судей ограничиваются сроком в 12 лет. Верхняя возрастная граница членов Конституционного суда не должна превышать 70 лет. Повторное назначение судьи на должность не допускается. Ранее же действовавший Закон 1991 г. Фактически придерживался принципа несменяемости членов Суда.

Судья Конституционного суда считается вступившим в должность с момента

принесения им присяги, а истекают его полномочия в последний день месяца, в котором заканчивается его избирательный срок или в котором ему исполняется 70

лет.Независимость  судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу. Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен.Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за

исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным  законом для

обеспечения безопасности других людей. 
 

Заключение

Итак, мы дали понятие  конституционного суда, рассмотрели  место конституционного суда в механизме  государства, полномочия и принципы конституционного суда, а также принципы деятельности конституционного суда.Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.На современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России. Несмотря на определенные сложности в организации судебной практики, главная проблема эффективности работы Конституционного суда в России заключается не в недостатках процедуры конституционного судопроизводства или конституционного законодательства, а в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой открыто игнорируются как субъектами федерации, так и ветвями федеративной власти.

Неисполнение  судебных решений - характерная черта  всего российского правопорядка. Законность же в государстве, в том  числе и конституционную, должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Конституционный Суд - это фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти или правосудия. Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях , когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. 

Источники

1.  Конституция российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // российская газета. 25.12.1993. - № 237. 

2. Федеральный  конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О конституционном  суде Российской Федерации» (ред.  от 05.02.2007) // "Собрание законодательства  РФ", 25.07.1994, № 13, ст. 1447 

3. Авакьян С.А. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации: переменные проблемы // Вестник Конституционного Суда. 2007. №2. С. 46-49. 

4. Белкин А.А. Вопросы юридической силы решений Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда. 2007. №2. С. 21-24. 

Информация о работе Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ