Организация и структура исполнительной власти в субъектах РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является анализ структуры и организации исполнительной власти в субъектах РФ.
Актуальность данной работы: уровень правового сознания граждан в Российской Федерации очень низок. Люди не знают к кому обратиться и как обратиться к государственным властям, чтобы их услышали. Но для того чтобы знать как обратиться, надо сначала понять, что это вообще такое – исполнительная власть.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1…………………………………………………………………………. 4
1.1 Исполнительная власть понятие, организация, структура…………….. 4
1.2 История исполнительной власти………………………………………… 10
Глава 2…………………………………………………………………………. 15
2.1 Организация и структура исполнительной власти в субъектах РФ…… 15
2.2 Исполнительная власть в Москве, Санкт-Петербурге, Волгоградской области………………………………………………………………………… 17
Заключение……………………………………………………………………. 23
Список используемой литературы…………………………………………... 24

Работа состоит из  1 файл

курсоч.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

         НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ  ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

                         Кафедра «Экономики и управления» 

                                                    Специальность    Менеджмент (бакалавр)____

                                                    Факультет          экономический_____________                    

                                                                                     (экономический, юридический)

                                                    Курс        V              Группа         5 МТ 71д            
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Тема        Организация и структура исполнительной власти в субъектах РФ

                

Студента                Ненадкевича Александра Сергеевича_____________________

                                                                                                   (фамилия, имя,  отчество) 

Руководитель  курсовой работы                    к. э. н.  Полтавская М.Б.               

                                                                           (должность, ученое звание, Ф.И.О.) 
 
 
 
 
 
 
 

     Работа защищена ________________ 2011г.

Оценка _______________________________

Подпись ______________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1…………………………………………………………………………. 4
    1. Исполнительная власть понятие, организация, структура……………..
4
    1. История исполнительной власти…………………………………………
10
Глава 2…………………………………………………………………………. 15
2.1 Организация  и структура исполнительной власти  в субъектах РФ…… 15
2.2 Исполнительная власть в Москве, Санкт-Петербурге, Волгоградской области………………………………………………………………………… 17
Заключение……………………………………………………………………. 23
Список  используемой литературы…………………………………………... 24
 

 

      Введение.

     Цель  данной курсовой работы является анализ структуры и организации исполнительной власти в субъектах РФ.

     Актуальность  данной работы: уровень правового  сознания граждан в Российской Федерации  очень низок. Люди не знают к кому обратиться и как обратиться к государственным властям, чтобы их услышали. Но для того чтобы знать как обратиться, надо сначала понять, что это вообще такое – исполнительная власть.

     Для достижения цели нужно решить ряд  задач:

     - рассмотреть понятия, организацию и структуру исполнительной власти

     - изложить историю развития исполнительной  власти в России

     - проанализировать организацию исполнительной  власти в субъектах Российской  Федерации.

     В данной курсовой работе будут рассмотрены министерства входящие в исполнительную власть Российской Федерации, а также некоторые особенности исполнительной власти в различных субъектах России.

 

      Глава 1.

    1. Исполнительная власть понятие, организация, структура.

     Понятие исполнительной власти:

     Исполнительная  власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.1

     Исполнительная  власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.2

     Признаки исполнительной власти:

- Самостоятельную ветвь единой государственной власти  
- Обладает организационной самостоятельностью  
- Ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер  
- Эта деятельность подзаконна и подконтрольна  
- Эта деятельность правоприменительная  
- Эта деятельность обеспечивается необходимыми ресурсами 

 

Функции исполнительной власти:

  1. подзаконодательное регулирование;
  2. осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  3. административное правоприменение;
  4. осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
  5. административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
  6. охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
  7. информационное обеспечение органов государственной власти;

Организация исполнительной власти:

     Единство системы государственной власти РФ 

     Основополагающим принципом государственного устройства России, согласно Конституции РФ, является единство системы государственной власти. При этом предметы ведения и полномочия подлежат разграничению между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов Федерации (ст. 5, ч. 3). При расширении властных полномочий органов власти субъектов Федерации в обход Конституции РФ (примеров чему множество) единство системы нарушается. 

     Ряд действующих конституционных положений направлен на предотвращение возможного дисбаланса в сторону государственной суверенизации субъектов Федерации. Статья 77 (ч. 1) Конституции РФ предусматривает формирование структурно идентичных органов государственной власти по всей властной вертикали, ограничение самостоятельности субъектов Федерации при установлении ими собственных систем органов государственной власти. Вместе с тем ст. 73 закрепляет за субъектами Федерации всю полноту государственной власти вне пределов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Исходя из данного положения в государствоведческой литературе сложилась концепция единой, но двухуровневой государственной власти. Согласно этой концепции, органы государственной власти субъектов Федерации обладают собственной компетенцией, в границы которой не могут вторгаться федеральные органы, но сами субъекты Федерации вправе участвовать в решении вопросов, относящихся к федеральной компетенции. 

     Конституция РФ не допускает множественности систем государственной власти субъектов Федерации. В то же время она не содержит жестко регламентированных норм, касающихся организационных форм конкретных органов власти.

     Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, по Конституции РФ, относится к федеральному ведению. 

     Федеральные органы исполнительной власти РФ 

     Система органов государственной власти состоит из разветвленных подсистем, одну из которых образуют органы исполнительной ветви власти. 

     Конституция РФ говорит о единой системе исполнительной власти, образуемой в пределах совместного ведения соответствующих федеральных органов и органов субъектов Федерации (ст. 77, ч. 2). Сложившийся состав этой системы таков: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, правительства, администрации иных субъектов Федерации, а также министерства и иные центральные органы исполнительной власти (включая их подразделения в субъектах Федерации), отраслевые и территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ. Конституция РФ не дает однозначного ответа на вопрос о том, кто утверждает систему федеральных органов исполнительной власти. В ст. 112 сказано только, что Председатель Правительства РФ вносит предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти. 

     Как признано в научной литературе, указы Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», принятые 10 января 1994 года и 17 августа 1999 года (с изменениями от 10 января 2000 года), не смогли в полной мере устранить неясность конституционных формулировок и пробелы федерального законодательства относительно самого понятия единой системы органов исполнительной власти в России и механизма взаимодействия федеральных исполнительных органов с аналогичными органами в субъектах Федерации. Вплоть до 9 марта 2004 года, когда появился президентский указ «О системе и структуре федеральных органов государственной власти», отсутствовал какой-либо законодательный акт, конкретизирующий соответствующие положения Конституции РФ, в частности п. «г.» ст. 71. 

     Полномочия Президента и Правительства РФ в системе исполнительной власти РФ 

     До конца не определенными остаются место и значение Президента РФ в системе исполнительной власти. Конституция предоставляет ему широкие полномочия в сфере государственного управления (ст. 80, ч. 1). В то же время Конституция наделяет Правительство РФ всей полнотой исполнительной власти (ст. 110, ч. 1). В литературе отмечается несоответствие конституционного и фактического статуса Президента РФ, которое негативно сказывается на управленческой практике.  
Конституция воздерживается и от более четкого определения правительственного статуса в системе федеральных органов исполнительной власти. Уточняет статус Правительства РФ Федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» 1997 года, где Правительство именуется высшим органом исполнительной власти (ст. 1). 

     Структура Правительства РФ 

     До принятия Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» структуру Правительства формально определяли Конституция РФ и вышеназванный закон 1997 года. Она включала Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров. В обоих законодательных актах отсутствует термин «первый заместитель Председателя». Имевшее место на практике назначение первых заместителей фактически относилось к прерогативе Президента РФ, который решающим образом влиял на формирование общей структуры правительства; позднее такое положение вещей было закреплено Указом Президента РФ от 17 августа 1999 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 10 января 2000 года). Кроме того, по усмотрению Президента РФ в Правительство могли входить должностные лица в ранге министров, которые не возглавляли федеральные министерства (руководители Госкомимущества, Федеральной службы налоговой полиции и др.). Таким образом, сложившаяся структура Правительства РФ, подтвержденная принятыми в августе—сентябре 1996 года и в марте 1997 года указами Президента РФ, отличалась от установленной конституционными актами (Конституцией РФ и ФКЗ 1997 года). 

     Статус Председателя Правительства РФ

     Конституция РФ выделяет особое положение Председателя Правительства РФ. Оно в первую очередь проявляется в самом порядке его назначения — Президентом и только с согласия Государственной думы. ФКЗ «О Правительстве РФ» содержит норму, согласно которой освобождение от должности Президентом Председателя Правительства влечет за собой отставку Правительства РФ. 

     На Председателе лежит обязанность по определению основных направлений деятельности правительства и по организации его работы (ст. 113 Конституции). Он представляет правительство за пределами территории РФ; ведет заседания правительства, обладая правом решающего голоса; распределяет обязанности между своими заместителями; ставит вопрос о доверии правительству перед Государственной думой. Председатель Правительства РФ направляет президенту на утверждение предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность федеральных министров и об освобождении от нее. Он также постоянно информирует президента о работе правительства. 

     Министерства

     Согласно названному ФКЗ «О Правительстве РФ» 1997 года, в его работе с правом решающего голоса вправе участвовать только федеральные министры. Порядок подготовки и проведения заседаний правительства и его президиума определяется Регламентом, утвержденным 18 июля 1998 года.

Информация о работе Организация и структура исполнительной власти в субъектах РФ