Конституционно-правовые принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:59, контрольная работа

Описание

Статья 28 БК РФ закрепляет перечень принципов, на которых основано функционирование бюджетной системы Российской Федерации, т.е. в основе построения бюджетов всех уровней в единую систему лежат определенные исходные начала, идеи, отражающие специфику бюджетной деятельности как особого вида государственного управления.

Работа состоит из  1 файл

КР-Бюджетное право.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вопрос 6. Конституционно-правовые принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

    Задачи 7, 15, 25. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 6. Конституционно-правовые принципы построения бюджетной системы  Российской Федерации 

    Статья 28 БК РФ закрепляет перечень принципов, на которых основано функционирование бюджетной системы Российской Федерации, т.е. в основе построения бюджетов всех уровней в единую систему лежат  определенные исходные начала, идеи, отражающие специфику бюджетной деятельности как особого вида государственного управления.

    Это принципы:

    а) единства бюджетной системы Российской Федерации;

    б) разграничения доходов, расходов и  источников финансирования дефицитов  бюджетов между бюджетами бюджетной  системы Российской Федерации;

    в) самостоятельности бюджетов;

    г) равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований;

    д) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов;

    е) сбалансированности бюджета;

    ж) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

    з) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

    и) прозрачности (открытости);

    к) достоверности бюджета;

    л) адресности и целевого характера  бюджетных средств;

    м) подведомственности расходов бюджетов;

    н) единства кассы.

    Следует отметить, что перечень принципов  бюджетной системы РФ, данный в  ст. 28 БК РФ, является закрытым и расширенному толкованию не подлежит. Функционирование бюджетной системы на основе вышеуказанных  принципов и бюджетной классификации образует бюджетное устройство Российской Федерации. Такой вывод следует из анализа структуры Бюджетного кодекса, в частности раздела первого части второй. Определения понятия "бюджетное устройство Российской Федерации" в Бюджетном кодексе не содержится, но законодатель включил в структуру раздела первого части второй три главы: "Бюджетная система Российской Федерации", "Бюджетная классификация Российской Федерации", "Принципы бюджетной системы Российской Федерации".

    Рассмотрим  более подробно принципы бюджетной системы Российской Федерации.

    Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства, принципов организации  и функционирования бюджетной системы  Российской Федерации, форм бюджетной  документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы страны, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ).

    Принцип разграничения доходов, расходов и  источников финансирования дефицитов  бюджетов между бюджетами бюджетной  системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с  законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами на формирование доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установление и исполнение расходных обязательств публично-правовых образований.

    Органы  государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

    Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    право и обязанность органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность  использования бюджетных средств;

    право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

    недопустимость  установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов  и источников финансирования дефицитов  других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, а также расходных  обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, из средств которого должны исполняться расходные обязательства;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

    недопустимость  введения в действие в течение  текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений  бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

    недопустимость  изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в  результате эффективного исполнения бюджетов (ст. 31 БК РФ).

    Принцип равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом.

    Договоры  и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу, недействительны (ст. 31.1 БК РФ).

    Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (ст. 32 БК РФ).

    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

    При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации  размера дефицита бюджета (ст. 33 БК РФ).

    Принцип результативности и эффективности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов участники  бюджетного процесса в рамках установленных  для них бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть связаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

    субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

    добровольных  взносов, пожертвований, средств самообложения  граждан;

    расходов  бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

    расходов  бюджета, осуществляемых за пределами  территории Российской Федерации;

    отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового  года (ст. 35 БК РФ).

    Принцип прозрачности (открытости) означает:

    обязательное  опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и  отчетов об их исполнении, полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность  иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

    обязательную  открытость для общества и средств  массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений о проектах бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

    стабильность  и (или) преемственность бюджетной  классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового  года (очередного финансового года и планового периода).

    Секретные статьи могут утверждаться только в  составе федерального бюджета (ст. 36 БК РФ).

    Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета (ст. 37 БК РФ).

    Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся  до конкретных получателей бюджетных  средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

    Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных  средств вправе получать бюджетные  ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в чьем ведении они находятся.

Информация о работе Конституционно-правовые принципы построения бюджетной системы Российской Федерации