Государственный бюджет. Доходы и расходы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей, косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….. 3
1. Экономическая сущность государственного бюджета …………………………… 4
1.1. Понятие государственного бюджета и его структура …………………………….. 4
1.2. Бюджетные методы регулирования ……………………………………………….. 6
2. Доходы и расходы государственного бюджета ……………………………………. 10
2.1. Республиканские бюджеты ………………………………………………………….. 10
2.2. Местные бюджеты ………………………………………………………………….... 13
3. Особенности бюджетной системы Республики Беларусь ………………………… 18
3.1. Бюджетное устройство Республики Беларусь ……………………………………... 18
3.2. Формирование доходной и расходной части государственного бюджета Республи-ки Беларусь ………………………………………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………………….. 27
Список использованных источников ……………………………………………. 30

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 95.92 Кб (Скачать документ)

  Вместе с тем, можно выделить  и общие черты, характерные  для бюджетов стран, функционирующих в рыночной экономике. Доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования, возможности прогнозирования перспективы развития.

  В расходной части бюджета  планируются вложения в материальное  производство, социальную сферу и общегосударственные мероприятия. Бюджет финансирует в основном важные государственные программы (экологические, инвестиционные и т.п.), а также в виде субсидий оказывает финансовую поддержку малому бизнесу и др. Существенное место в бюджете занимают военные расходы и содержание правоохранительных органов, расходы на развитие социальной сферы, финансирование образования, здравоохранения, социального обеспечения. Бюджет направляет средства и на создание условий для поддержания минимального культурного уровня жизни населения

  С ростом государственного  долга повышаются и расходы  на его обслуживание, увеличиваются затраты на содержание государственного аппарата управления и другие непроизводительные цели.

 

    1. Бюджетные методы регулирования

  Формирование и регулирование бюджетов должны опираться на формы и методы регулирования. Что касается методов регулирования бюджетов, то можно выделить следующие:

1) бюджеты отличаются по доходам  и расходам и нуждаются в  сбалансировании, а это, в свою  очередь обуславливает балансовый  метод их регулирования; 

2) по доходам - налоговый, перераспределения, дотации;

3) по расходам - коэффициентов, нормативный.

 

  Применение того или иного метода бюджетного регулирования зависит от того, каково основание для составления бюджетов - средства по расходам или средства по доходам.

  Методы распределения расходов и доходов общеизвестны. Доходные поступления на этапе их формирования образуются двумя методами - закреплением налогов и их долевым распределением. Формирование расходов происходит только одним методом закреплением расходных функций. Конечная цель распределения расходных функций состоит в обеспечении эффективности государственных услуг, в закреплении расходных функций за низшим из тех уровней власти, которые могут надлежащим образом их выполнить. Следование указанной цели предполагает передачу на уровень местного управления расходов, связанных с удовлетворением социально-культурных нужд населения, обеспечивающих функционирование непроизводственной инфраструктуры (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, дороги, общественный транспорт, охрана окружающей среды, благоустройство и т.п.). Однако максимальная децентрализация указанных расходов в ряде случаев имеет ограничение. Это необходимо для избежание дублирования услуг местными администрациями (скажем, при проведении природоохранных мероприятий), для обеспечения экономии государственных средств (например, при составлении земельных кадастров, при инвестировании средств в социальную инфраструктуру и т.п.). Кроме того, многие социальные расходы связанны со стабилизацией экономики, влияют на пропорции распределения доходов между социальными группами населения. При передачи их на местный уровень управления, «к потребителю» государство утрачивает возможности,  по макроэкономическому регулированию социальных процессов.

  При распределении доходных поступлений основное внимание уделяется формированию собственной доходной базы местных бюджетов, что в наибольшей мере соответствует цели создания стабильной, результативно функционирующей системы бюджетных отношений на

местном уровне. Однако здесь имеются и свои минусы. Предоставление исчерпывающих налоговых полномочий местным властям может привести к неравенству налоговых режимов и к нарушению сложившихся хозяйственных связей, пропорций в разрешении хозяйственных объектов, различию условий инвестирования средств и т.д.

   Следует иметь в виду и тот факт, что в силу неравенства налогового потенциала закрепляющий метод разделения налогов обуславливает неравенство в уровнях бюджетной обеспеченности, что делает систему местных бюджетов нестабильной, а при отсутствии оперативного бюджетного регулирования - социально напряженной. По названным причинам закрепляющий метод распределения налогов не обеспечивает нормальное функционирование местных бюджетов. Поэтому при распределении доходных поступлений метод закрепления налогов применяется в сочетании с методом их долевого распределения. Даже в том случае, если основная часть налогов взимается центром, определенная доля налоговых поступлений может быть передана местному звену.

  Организация бюджетных отношений может быть сориентирована на балансировку доходов и расходов (как условие стабильности бюджетной системы местного уровня управления), на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности административно-территориальной единицы (как условие справедливости и открытости бюджетной системы); на стимулирование усилий местных властей по мобилизации доходов или экономии в расходах (как условие результативности бюджетной системы).

  Каждое из указанных направлений обеспечивается соответствующими способами регулирования дотациями, субвенциями или субсидиями.

  Таким образом, распределительные процессы подвержены государственному регулированию и во многом зависят от системы налогообложения, совокупности макроэкономических факторов и монетарной политики.

  Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» закрепляет за отдельными бюджетами конкретные виды доходов, которые являются для соответствующих бюджетов закрепленными (собственными). Обычно, объем расходов местных бюджетов больше собственных ( закрепленных) доходов. Для покрытия разрыва предусматривается передача части средств из вышестоящих бюджетов в виде отчислений от доходов и налогов в порядке бюджетного регулирования. Такие доходы носят название регулирующих. Как правило, в качестве регулирующих доходов выступают общереспубликанские государственные доходы и налоги.

    Итак, бюджетное регулирование представляет собой нормативный механизм, основанный на применении законодательно установленного порядка формирования местных   бюджетов и предусматривающий широкую самостоятельность   территориальных   органов власти в использовании местных ресурсов. Бюджетное регулирование применяется при формировании бюджетов путем выделения нижестоящим бюджетам средств по нормативам общегосударственных налогов для сбалансирования предусмотренных расходов, в которых отражается реальная потребность хозяйств и социально-культурной сферы областей, городов, районов, поселков и сел в средствах. Формирование норматива отчислений заключается в доведении местного бюджета до минимального размера, гарантирующего среднереспубликанскую бюджетную обеспеченность на одного жителя. Отчисления играют важную роль в образовании доходов местных бюджетов, а следовательно, в развитии и укреплении местного хозяйства, в обеспечении полного и своевременного финансирования предусмотренных планом мероприятий.

    Основным правовым актом, устанавливающим распределение на каждый данный год поступлений республиканских государственных доходов и налогов между бюджетами, является закон о государственном бюджете Республики Беларусь, утверждаемый высшим органом государственной власти Республики Беларусь - Национальным Собранием Республики Беларусь. В законе о государственном бюджете указываются проценты отчислений в республиканские и местные бюджеты от республиканских государственных доходов и налогов.

   Местные органы государственной власти соответственно устанавливают объем нижестоящих бюджетов, определяют перечень и размеры отчислений от государственных доходов и налогов, от суммы поступлений которые будут произведены отчисления в соответствующие нижестоящие бюджеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

    1. Республиканские бюджеты

  Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.

  Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение в области хозяйственного, культурного строительства и обороны. Через республиканский бюджет обеспечивается перераспределение финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

  Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субсидии, субвенции при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

  В доходы республиканского бюджета включаются: доходы государственных целевых бюджетных фондов; доходы свободных экономических зон; трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами.

  Доходы республиканского бюджета формируются за счет налогов, других обязательных платежей, а также иных поступлений, определенных законом о бюджете на очередной финансовый год. В Приложении 2, к Закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» установлено, что доходы республиканского бюджета  составят 33 611 384 915,0 тыс. рублей и формируются за счет:

1. налоговых  доходов (за исключением средств,  формирующих местные бюджеты):

- налогов на доходы и прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска;

- налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям;

- налога на добавленную стоимость (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска);

- других налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг);

- акцизов;

- налога на приобретение автомобильных транспортных средств;

- сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

- сбора за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;

- патентных пошлин;

- налога за использование природных ресурсов (экологического налога);

- таможенных пошлин и таможенных сборов;

- государственной пошлины в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

- других налогов, сборов (пошлин) в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

2. взносов  на государственное социальное  страхование;

3. неналоговых  доходов (за исключением средств,  формирующих местные бюджеты):

- за пользование денежными средствами республиканского бюджета, включая проценты по бюджетным займам;

- от дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности, и доходов от других форм участия в капитале;

- арендной платы от сдачи имущества, находящегося в республиканской собственности, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

- средств, поступающих в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства;

- от реализации имущества, находящегося в республиканской собственности (в том числе от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности;

- от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства (за исключением средств, полученных от реализации бесхозяйного имущества и кладов);

- штрафов за совершение административных правонарушений;

- возмещения вреда;

- безвозмездной (спонсорской) помощи и добровольных взносов (перечислений) организаций и физических лиц в республиканский бюджет в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- прочих неналоговых доходов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

4. Других  доходов:

- части прибыли Национального  банка РБ (в размере 80 %);

- за пользование банками  денежными средствами республиканского  бюджета;

- по бюджетным ссудам, займам;

- части прибыли республиканских  унитарных предприятий;

- от внешней торговли  и внешнеэкономических операций;

- от реализации государственных  материальных резервов и других  ценностей;

- от иных поступлений.

5. Доходов  свободных экономических зон.

  В доходы республиканского бюджета включаются средства государственных целевых бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, фонда национального развития, фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонда универсального обслуживания, республиканского фонда охраны природы, инновационных фондов, а также средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Из республиканского бюджета финансируются:

  • капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
  • природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
  • мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
  • общегосударственные программы по социальной защите населения;
  • другие общегосударственные целевые программы,
  • затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью,
  • государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
  • затраты на пополнение государственных запасов и резервов;
  • расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
  • национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
  • погашение кредитов банка, выданных для покрытия бюджетных расходов государственного долга, и оплата процентов по ним;
  • погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
  • расходы за счет резервных фондов;
  • выдача заемных средств (ссуд), дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, бюджетам областей и г. Минска;
  • другие расходы, предусматриваемые на очередной финансовый год.
  • В расходы республиканского бюджета включаются также: расходы целевых государственных бюджетных фондов; расходы свободных экономических зон в соответствии с законом о бюджете на 2008 финансовый год.                                                                                                                                                                                                  

Информация о работе Государственный бюджет. Доходы и расходы государства