Государственный бюджет. Доходы и расходы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей, косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….. 3
1. Экономическая сущность государственного бюджета …………………………… 4
1.1. Понятие государственного бюджета и его структура …………………………….. 4
1.2. Бюджетные методы регулирования ……………………………………………….. 6
2. Доходы и расходы государственного бюджета ……………………………………. 10
2.1. Республиканские бюджеты ………………………………………………………….. 10
2.2. Местные бюджеты ………………………………………………………………….... 13
3. Особенности бюджетной системы Республики Беларусь ………………………… 18
3.1. Бюджетное устройство Республики Беларусь ……………………………………... 18
3.2. Формирование доходной и расходной части государственного бюджета Республи-ки Беларусь ………………………………………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………………….. 27
Список использованных источников ……………………………………………. 30

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 95.92 Кб (Скачать документ)
    1.   Местные бюджет

  Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

  К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

  В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на:

    • бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
    • бюджеты базового уровня: районные и городские (городов районного подчинения);
    • бюджеты областного уровня.

  Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц. Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетного обеспечения на одного жителя, иных социальных нормативов.

  Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, неналоговых доходов, других обязательных платежей и поступлений в соответствии с законодательством.

  К собственным источникам доходов местного бюджета относятся: источники доходов, закрепленные законодательством за бюджетом каждого уровня; дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов. При этом права

местных Советов депутатов в  части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядков исчисления и сроков уплаты налогов и сборов определяются законом о бюджете на очередной финансовый год.

  Регулирующие доходы ежегодно определяются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

  В местные бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, средства фондов финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства.

  В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.

  В 2011 году в полном объеме зачисляются в бюджеты областей и г. Минска:

1. Налоги и сборы:

  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по местным лотереям;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • налог при упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
  • акцизы по вину, напиткам слабоалкогольным и винным (кроме акцизов, взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджеты свободных экономических зон);
  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог за использование природных ресурсов (экологический налог) в части использования (изъятия, добычи) природных ресурсов и переработки нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
  • средства внебюджетных фондов, создаваемых местными Советами депутатов или исполнительными и распорядительными органами;

  • другие налоги и сборы.

2. Другие доходы:

  • плата за размещение наружной рекламы;
  • средства, полученные от реализации бесхозяйного имущества и кладов;
  • арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются местные исполнительные и распорядительные органы;
  • иные поступления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

  А также Советы депутатов базового территориального уровня вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

  1. Налог с продаж товаров в розничной торговле: объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров (за исключением товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь)
  2. Налог на услуги: объектом налогообложения являются операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг (услуги рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц кемпингов, мотелей; ресторанов, баров, кафе; дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических салонов, оказывающих косметологические услуги; с недвижимым имуществом; сотовой радиотелефонной; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; туристических услуг).
  3. Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)): объектом налогообложения является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
  4. Сборы с пользователей объектами налогообложения являются:
 парковка специально оборудованных местах; осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности; использование местной символики; проведение аукционов, кроме проводимых в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществление охоты и рыболовства; строительство объектов на территории соответствующих

административно-территориальных  единиц.

  1. Сбор с заготовителей: объектом налогообложения является осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации.
  2. Курортный сбор: объектом налогообложения является нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
  3. Сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска.
  4. Налог на приобретение бензина и дизельного топлива.

  Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение (субсидии, субвенции и т.п.).

  Расходы на финансирование отраслей хозяйства определяются с учетом первоочередного направления собственных ресурсов, а также кредитов банка. В расходах значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия.

Из местных бюджетов финансируются  следующие виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование территориальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, средства массовой информации, находящихся в собственности или ведении органов местного самоуправления;
  • организация, содержание и развитие ЖКХ, дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • содержание органов охраны общественного порядка;
  • благоустройство и озеленение территорий;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей природной среды в данном регионе;
  • целевое датирование населения;
  • другие мероприятия и программы регионального и межрегионального значения.

  В местных бюджетах предусматриваются суммы, необходимые для возврата заемных средств (ссуд) и выплаты процентов по ним. В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды.

 

 

 

 

  1. Особенности бюджетной системы Республики Беларусь
    1. Бюджетное устройство Республики Беларусь

  Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.

  Бюджетное устройство основывается  на принципах единства бюджетной  системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов входящих в бюджетную систему и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь. Таким образом, бюджетное устройство содержит три составляющих элемента:

    1. бюджетную систему;
    2. принципы построения бюджетной системы;
    3. обусловленность административно-территориальным делением.

  Бюджетная система определяется государственным и административно-территориальным делением. Республика Беларусь – унитарное государство, включающая области, города, районы. В связи с разграничением компетенции между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами, каждая из них имеет свой бюджет.

  Бюджетный процесс в Республике Беларусь организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» , другими законами Республики Беларусь и принятыми на их основе иными нормативными актами, а также решениями Президента Республики Беларусь.

  Бюджетная система Республики  Беларусь, являясь составной частью  финансово-кредитной системы республики, включает в себя как самостоятельные звенья - бюджеты. (областные, районные, городские, поселковые бюджеты и бюджеты сельсоветов).

   Бюджет Республики Беларусь – многоплановый инструмент, отражающий сложный компромисс необходимости развития экономики и социальной поддержки всех слоев населения. Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь. В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.

  Также бюджет имеет свою структуру, в которой отражается структура расходов и доходов государства. Расходная часть бюджета подразделяется на расходы на содержания государственного аппарата, на оборону, социально-экономические цели, расходы по стимулированию внешнеэкономической деятельности и т.д. доходная часть бюджета формируется за счет прямых и косвенных налогов. Налоги – основной источник формированиягосударственного бюджета.  В Республике Беларусь в государственный бюджет включаются также:

  Консолидированный бюджет – совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Он не имеет юридической силы и используется для расчетов и анализа.

  Рассмотрим как изменялся консолидированный бюджет Республики Беларусь на протяжении с 2010 года до 2011 года. Изобразим это схематически (см. таб.1.)

Таблица 1. Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь

(без ФСЗН) I квартале 2010-2011 гг.

 

I квартал 2010 года

I квартал 2011 года

млрд.рублей

в % ВВП

млрд.рублей

в % ВВП

  1. ДОХОДЫ – всего:

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

Подоходный налог 

Налог на прибыль 

Налоги на собственность 

НДС

Акцизы 

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

10 360,0

9 560,9

1 038,2

1 037,7

389,5

3 109,5

903,0

1 736,4

 

 

781,0

18,2

33,6

31,0

3,4

3,4

1,3

10,1

2,9

5,6

 

 

2,5

0,1

13 129,3

12 101,1

1 680,9

2 222,6

582,9

3 493,1

900,3

1 987,6

 

 

1 010,7

17,6

32,6

30,0

4,2

5,5

1,4

8,7

2,2

4,9

 

 

2,5

0,0

  1. РАСХОДЫ – всего:

(функциональная классификация) Общегосударственные расходы

Национальная оборона 

Судебная власть, правоохранительная

деятельность и обеспечение  безопасности

Национальная экономика Охрана окружающей среды Жилищно-коммунальные услуги и жилищное

строительство

Здравоохранение

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

Образование

Социальная политика

10 986,4

 

1 304,6

 

284,1

595,4

 

 

 

3 556,5

37,8

708,2

 

 

1 289,1

321,7

 

 

1 850,5

1 038,6

 

35,7

 

4,2

 

0,9

1,9

 

 

 

11,5

0,1

2,3

 

 

4,2

1,0

 

 

6,0

3,4

12 817,6

 

1 657,6

 

407,1

834,5

 

 

 

2 389,3

61,5

907,0

 

 

1 899,0

484,6

 

 

2 836,4

1 340,7

31,8

 

4,1

 

1,0

2,1

 

 

 

5,9

0,2

2,2

 

 

4,7

1,2

 

 

7,0

3,3

Информация о работе Государственный бюджет. Доходы и расходы государства