Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:28, курс лекций

Описание

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регу¬лирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом исто¬рическом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фон¬дов денежных средств.

Работа состоит из  1 файл

bd_rf_nov.doc

— 724.50 Кб (Скачать документ)

Наиболее  важным и емким из законодательных  актов, изданных в 90-е годы в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской Федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

 

 

 

Тема 6. Бюджетные права органов государственной власти РФ.

Бюджетные компетенции  и полномочия федеральных органов государственной власти закреплены в Конституции РФ и вышеперечисленных законодательных актах.

К ведению Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

•  установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;

•    разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

•  определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

• определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

• установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектами  Российской Федерации и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и органов местного самоуправления;

• осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным  государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;

 • установление  порядка формирования доходов  федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

•    установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

•    установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

• установление минимальных  государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на  единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

• утверждение бюджетной  классификации Российской Федерации;

• установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;

• определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;

•  установление оснований  и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются также полномочия федеральных органов власти в сфере формирования бюджетных доходов и средств целевых бюджетных фондов.

Установлено, что новые  виды доходов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Федеральные органы законодательной власти могут также устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс.

К ведению федеральных  органов относится разграничение бюджетных доходов и расходов между федеральным и региональными бюджетами.

Разграничение налогов  и сборов между бюджетами регламентируется:

·   Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 июля 1991 г. №146-ФЗ (гл.2, ст.13—15),

•    Бюджетным  кодексом РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, (раздел II, гл.7—9).

Расходы разделяются  на ассигнования, финансируемые исключительно из федерального, региональных и местных бюджетов, и на расходы, совместно финансируемые из бюджетов федерального, региональных и местных.

Бюджетным кодексом РФ определяется порядок формирования и распределения целевых бюджетных фондов (ст. 54).  Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации наделены бюджетными правами в соответствии с:

• Законом  РФ «Об основах бюджетных прав...»  от 15 апреля 1993 г. №4807-1;

• Законом  РФ «О субвенциях республикам в составе  РФ, краям, областям, автономной области, автономным округом, городам Москве и Санкт-Петербургу» от 15 июля 1992 г. №3303-1;

•  Бюджетным  кодексом РФ.

Субъекты  Российской Федерации вправе издавать свои законодательные акты, регламентирующие бюджетные правоотношения на подведомственной территории.

В области  регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:

•    установление порядка составления  и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждения и исполнения региональных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;

•    составление и рассмотрение проектов бюджетов Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

• распределение  доходов от региональных налогов  и сборов, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

• определение  порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от использования собственности субъекта Российской Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской Федерации порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;

• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

•   установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

• определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Российской Федерации;

•  осуществление  государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.

Представительные  органы субъектов Российской Федерации вправе вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете.

 

 

 

 

 

 

Тема 7. Межбюджетные отношения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные  отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные  отношения основываются на следующих принципах:

•    распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

•    разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

•    равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

•    выравнивания уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

•    равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные  виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.

В основе процесса распределения  расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип  равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

Во второй половине 90-х  годов примерное распределение  средств между отдельными звеньями бюджетной системы в Российской Федерации характеризовалось следующими данными (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ (%)

Консолидированный бюджет РФ

100

Федеральный бюджет РФ

45-55

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

из них

55-45

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)

20-25

Местные бюджеты

в том числе

25-20

Городские бюджеты

16-20

Районные бюджеты

7,5-8

Поселковые бюджеты

0,5-0,7

Сельские бюджеты

1-1,3


 

Для    обеспечения    расходов    территориальных    бюджетов 
(республиканских, республик в составе Российской Федерации, 
краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы. 

Доходы территориальных  бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Информация о работе Бюджетная система РФ