Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей формирования и реализации бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений региональной бюджетной политики на перспективу, на примере Республики Дагестан.

Содержание

Введение…………………………………………..…………………………........….3
Глава 1. Теоретические основы формирования бюджетной политики в Российской Федерации……….………...…………………………………………...5
1.1. Роль государства в формировании бюджета………………………………….5
1.2. Основные понятия и задачи бюджетной политики в
Российской Федерации……………………...……………………………………..11
Глава 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской
Федерации и Республике Дагестан…...……………………………..…………….18
2.1. Анализ современной бюджетной политики в Российской Федерации……………………..……………………………………………….…...18
2.3 Анализ доходов и расходов Республики Дагестан…………………………...25
Заключение………………………………………………………………….........…28
Список использованных источников и литературы………………………...……30

Работа состоит из  1 файл

Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики.docx

— 65.73 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ и оценка бюджетной политики в Российской Федерации и Республики Дагестан

2.1. Анализ формирования  государственного бюджета на  современном этапе в Российской  Федерации

За последние  годы наибольшим темпом возрастали бюджетные  доходы, связанные с добычей и  экспортом полезных ископаемых (налог  на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2011 году федеральный бюджет России на 50% сформирован нефтегазовыми  доходами (в 2010 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2009 году - лишь четверть в общей  массе поступлений).

В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи  с урезанием собственных доходов  региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств  через федеральный центр и  в связи с перечислением средств  в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты  на государственное управление и  безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2010, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11% или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Федеральный бюджет на 2010 был принят по доходам в  сумме 3 трлн. 326 млрд. руб., по расходам - 3 трлн. 48 млрд. руб. Реальное исполнение составило 5 трлн. 125 млрд. руб. по доходам  и 3 трлн. 539 млрд. руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2010 составили 23,7% ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1% ВВП, а с учётом доходов Пенсионного и др. внебюджетных фондов -- 42% ВВП).

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4431076807,1 тыс. рублей, по доходам - в сумме 6170484600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2011 составляет 1739407792,9 тыс. рублей.

19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд. руб., доходы - 6965,3 млрд. руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 -8,0%.

23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год", который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд. руб. (на 19,6%), доходы - до 7443,9 млрд. руб. (на 6,9%) [10].

В 2007 году был впервые  сформирован так называемый "трехлетний" бюджет на 2008 - 2010 гг. 24 июля 2007 года был  подписан Федеральный закон № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

  • 2008 год

- Доходы - 6644,4 млрд. руб. 

- Расходы - 6570,3 млрд. руб.

  • 2009 год

- Доходы - 7465,4 млрд. руб.

- Расходы - 7451,2 млрд. руб.

  • 2010 год

- Доходы - 8090,0 млрд. руб.

- Расходы - 8090,0 млрд. руб.

24 ноября 2008 года  был принят Федеральный закон  № 204-ФЗ "О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", устанавливающий  параметры бюджетов на следующие  три года:

  • 2009

- Доходы - 10 927,1 млрд. руб. (рост на 25,5% по сравнению  с последними плановыми цифрами,  установленными в марте 2008 года)

- Расходы --9 024,7 млрд. руб. (рост на 7%)

  • 2010

- Доходы - 11 733,6 млрд. руб. (рост на 24,7%)

- Расходы - 10 320,3 млрд. руб. (рост на 14,2%)

  • 2011

- Доходы - 12 839,0 млрд. руб.

- Расходы - 11 317,7 млрд. руб.

В связи с финансовым кризисом предполагалось значительно  уменьшить доходную часть бюджета 2009 года, сохранив расходы на том  же уровне.

Всего в январе-сентябре 2009 года, по предварительным данным, в федеральный бюджет поступило 2 трлн. 195 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в  январе-сентябре 2011 года, сообщает ФНС  России. Основная масса администрируемых доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (7%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный  бюджет в январе-сентябре 2009 года составили 143 млрд. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2008 года поступления снизились в 4,2 раза. Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%. Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет составили 376 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 6 млрд. рублей, или на 1,6%. Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, выросли на 11,1% - до 889 млрд. рублей. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ из Белоруссии, поступило 22 млрд. рублей (минус 30%).

Поступления по сводной  группе акцизов в федеральный  бюджет снизились в 1,5 раза - до 60 млрд. рублей. Снижение поступлений по сводной  группе акцизов в федеральный  бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный  бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых в январе-сентябре 2011 года поступило в федеральный  бюджет около 680,5 млрд. рублей, в том  числе на добычу нефти - 613,2 млрд. рублей. По сравнению поступления НДПИ снизились  в 1,9 раза, что обусловлено снижением  цены на нефть (с $106,3 в декабре 2011 года - августе 2012 года до $50,7).

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект "О федеральном  бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 г. и 2012 г.". Однако, согласно антикризисным поправкам в Бюджетный кодекс РФ, в текущем году правительство вносит документ не до 26 августа, а до 1 октября 2009 г.

Согласно представленному  депутатам проекту, дефицит бюджета  в 2010 г. составит 2 трлн. 936,9 млрд. руб. (6,8% от ВВП), в 2011 г. - 1 трлн. 934,1 млрд. руб. (4% от ВВП), в 2012 г. - 1 трлн. 611,4 млрд. руб. (3% от ВВП). В планируемый период предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% ВВП в 2009 г. до 16,1% в 2010 г., 15,5% - в 2011 г. с дальнейшим снижением в 2012 г. до 15,0% от ВВП (в абсолютных величинах доходы в бюджет в 2010 г. предусмотрены в объеме 6 трлн. 950 млрд. руб., в 2011 г. - 7 трлн. 455,7 млрд. руб., в 2012 г. - 8 трлн. 069,6 млрд. руб.). Основными факторами, влияющими на снижение доли доходов бюджета в ВВП, являются замена единого социального налога страховыми взносами и уменьшение доли нефтегазовых доходов в ВВП в 2011-2012 гг. по сравнению с 2010 г. под влиянием прогнозных цен на нефть, курса доллара США к рублю, снижения налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти.

Учитывая значительное снижение доходов бюджета РФ по сравнению  с объемами доходов в 2008 г., планируется постепенное снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5% ВВП в 2009 г. до 22,9% в 2010 г., 19,5% - в 2011 г. и до 18,0% - в 2012 г. (в абсолютном выражении расходы бюджета в 2010 г. предусмотрены на уровне 9 трлн. 886,9 млрд. руб., в 2011 г. - 9 трлн. 389,8 млрд. руб. и в 2012 г. - 9 трлн. 681 млрд. руб.). В номинальном выражении изменение бюджетных расходов к предыдущему году характеризуется снижением в 2010 г. на 0,4%, в 2011 г. - на 5,0% и повышением в 2012 г. на 3,1%, в реальном выражении - снижением соответственно на 9,5%, 12,1% и 3,6%.

Основными источниками  финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. являются средства Резервного фонда, в 2011-2012 гг. - средства Фонда национального благосостояния и иные источники.

Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. составит 691 млрд. руб., в 2011 г. - 1 трлн. 171,7 млрд. руб. и в 2012 г. - 798,5 млрд. руб. При этом сальдо по внутренним источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. составит 261,5 млрд. руб., в 2011 г. - 657,3 млрд. руб. и в 2012 г. - 223,6 млрд. руб. Сальдо по внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. составит 429,6 млрд. руб., в 2011 г. - 514,4 млрд. руб. и в 2012 г. - 574,8 млрд. руб. Проект бюджета составлен, исходя из прогнозной цены за баррель нефти марки Urals в размере 58 долл. в 2010 г., 59 долл. - в 2011 г. и 60 долл. - в 2012 г. Темп роста ВВП прогнозируется в размере 1,6% в 2010 г. (объем ВВП запланирован в 2010 г. на уровне 43 трлн. 187,0 млрд. руб.), 3% (48 трлн. 072 млрд. руб.) - в 2011 г. и 4,3% (53 трлн. 712 млрд. руб.) - в 2012 г. Прогнозируемый объем Резервного фонда на начало 2010 г. составляет 1 трлн. 811,7 млрд. руб. Прогнозируемый объем Фонда национального благосостояния на начало 2010 г. - 2 трлн. 812,9 млрд. руб., 2011 г. - 2 трлн. 536,3 млрд. руб., 2012 г. - 1 трлн. 787,7 млрд. руб. [13].

Таблица 1.1 Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млрд. рублей в 2011-2012 гг.

 

Доходы

Расходы

Профицит, дефицит(-)

2011 г.

     

Январь

1015,5

454,5

561,0

Январь-февраль

2066,9

1372,8

694,1

I квартал

3334,2

2335,9

998,4

Январь-апрель

5154,8

3361,9

1793,0

Январь-май

6410,7

4357,3

2053,4

I полугодие

7543,7

5515,5

2028,1

Январь-июль

9700,1

6626,2

3073,8

Январь-август

10939,7

7634,0

3305,6

Январь-сентябрь

12178,9

8741,5

3437,4

Январь-октябрь

13785,2

9950,6

3834,6

Январь-ноябрь

14743,2

11363,2

3380,0

Год

16003,9

13991,8

2012,1

2012 г.

     

Январь

1059,9

477,0

582,9

Январь-февраль

1889,6

1572,2

317,4

I квартал

3033,5

2807,1

226,4

Январь-апрель

4156,3

4140,7

15,6

Январь-май

5048,2

5210,9

-162,6

I полугодие

6042,7

6619,7

-577,0

Январь-июль

7353,7

7929,1

-575,4

       

.

Совокупный объем  средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 августа 2012 г. составил 2811,3 млрд. рублей и снизился по сравнению с 1 июля 2012 г. на 4,9%, Фонда  национального благосостояния - соответственно 2858,7 млрд. рублей и увеличился на 1,6%.

2.2. Анализ доходов  и расходов Республики Дагестан

 

Согласно отчетным данным по состоянию на 01.03.2011 в консолидированный  бюджет Республики Дагестан поступило  доходов в сумме 7 839 млн. рублей с падением к уровню аналогичного периода прошлого года на 22%. Сумма налоговых и неналоговых поступлений составила 1 784 млн. рублей или 145% к уровню аналогичного периода прошлого года. Расходы за отчетный период произведены в сумме 4 936 млн. рублей или 84 % к уровню аналогичного периода прошлого года. Профицит составил 2 903 млн. рублей.

За отчетный период бюджету Республики Дагестан перечислены  средства федерального бюджета в  сумме 7 610 млн. рублей с падением на 14% к уровню аналогичного периода прошлого года, в том числе дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в сумме 5 190 млн. рублей и дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 млн. рублей.

Консолидированный бюджет Республики Дагестан за 2010 год  исполнен по доходам в сумме 62 407 млн. рублей, или 98% к уточненному плану (с падением к 2009 году на 3%), и по расходам - в сумме 64 059 млн. рублей, или 95% к уточненному плану (с падением к 2009 году на 5%). Дефицит составил 1 651 млн. рублей.

По уровню доходов  на 1 жителя с учетом удорожающих  факторов Республика Дагестан заняла 79 место в Российской Федерации  по состоянию на 1 января 2011 года (80 место  на 1 марта 2011). Поступления налоговых  и неналоговых доходов за 2010 год составили 16 440 млн. рублей с ростом на 20% к уровню 2009 года (в среднем по Российской Федерации рост на 17%).

За 2010 год бюджету  Республики Дагестан перечислены средства федерального бюджета в сумме 44 746 млн. рублей с падением к уровню 2009 года на 9%.

Удельный вес  безвозмездных поступлений (без  учета субвенций) в общем объеме доходов консолидированного бюджета  Республики Дагестан (без учета субвенций) в 2010 году составил 70%.

За 2010 год бюджету  Республики Дагестан дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации в сумме 30 367 млн. рублей и дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 173 млн. рублей.

Расходы на заработную плату и начисления на нее произведены  в сумме 22 488 млн. рублей и в общей сумме расходов составили 35%.

Информация о работе Анализ и направления совершенствования региональной бюджетной политики