Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:26, реферат
Прошедшие 6 лет показали, что федерация - единственно возможная на данном этапе истории форма существования такого огромного и многонационального государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего государства.
Региональная политика
ВВЕДЕНИЕ
Молодому российскому 
государству всего 7 лет. Обретение 
Россией суверенитета и своей 
государственности произошло на 
фоне тяжелого экономического кризиса, 
в котором оказалась наша страна 
в 1990-х годов. Россия выбрала новый 
путь своего развития: началось построение 
современного правового демократического 
государства. Но так как наша страна 
не имеет такого исторического опыта, 
то все началось практически с 
нуля, с постепенной ломкой изжившей 
себя советской системы, с введением 
практически новых для страны 
различных демократических 
Одним из таких 
очень важных нововведений стали 
принципы федерализма (которые, правда, 
были провозглашены еще на советском 
этапе истории страны, в 1918 г., - что 
отразилось в названии РСФСР, - но они 
так и остались только на бумаге 
и практического развития не получили). 
Только после распада СССР федеративные 
отношения стали основой 
Прошедшие 6 лет 
показали, что федерация - единственно 
возможная на данном этапе истории 
форма существования такого огромного 
и многонационального государства 
как Россия. Но единство и будущее 
процветание страны могут быть обеспечены 
только такой формой отношений между 
федеральным центром и 
Часть 1: Анализ основной проблематики по теме ''региональная политика'' (на основе данных рефератативного журнала ''География'')
По рефератативному журналу ''География'' мною было выделено 111 статей по региональной политике. В части я попытаюсь кратко охарактеризовать их содержание, разбив при этом для удобства на группы. Основной (но не обязательный) критерий выделения статей в какие-либо группы -единство поднимаемых в них вопросов и проблем современной регио-нальной политики. Т.о., у меня получилось примерно 20 групп. Конечно, выделение некоторых групп вообще или хотя бы отнесение той или иной статьи к какой-либо группе может быть спорным.
Особое место среди всех статей занимает цикл публикаций Лексина В., Швецова А. и др. под общим названием ''Региональная политика России: концепции, проблемы и решения''. Это практически единственный в своем роде цикл статей, который затрагивает в той или иной степени почти все основные проблемы региональной политики России. Первая статья цикла является вводной и поэтому авторы в ней рассматривают общие вопросы региональной политики (понятие региональной политики, ее необходимость, содержание, объект, субъект, государственные региональные интересы и местные интересы, правовые методы региональной политики и т.д.). Во второй статье (''Региональные бюджетно-налоговые системы'') сформированы основные принципы региональной политики и реформирования бюджетно-налогового процесса в стране. Третья статья (''Региональ-ная политика и формирование земельного рынка'') рассматривает сущность земельного рынка и интересы участников земельных рыночных отношений; региональные особенности земельного рынка; мировой опыт по данному вопросу. Авторы отмечают, что среди всех реформ Правительства РФ в сфере земельных отношений оказались наиболее трудными в реализации. Кроме того рассмотрены новые возможности соединения региональной политики и земельного рынка. В сферу региональной политики должны попасть все без исключения элементы и условия земельного рынка - от формирования нормативных цен до воздействия на структуру форм земельной собственности. В статье 5 (''Экономика и федерализм'') приводятся 12 условий неразрушительного соединения экономики и федерализма (разделение действий, ответственности и ресурсов и т.д.). При этом отмечается, что до сих пор многие весьма важные вопросы не нашли еще окончательного решения: правовой регламентации действий по разграничению объектов собственности, установления и юридического закрепления их нового правового статуса; организация управления государственной и муниципальной собственностью, условий и ограничений в распоряжении ею и т.д. В статье 7 (''Приоритеты региональной политики'') освещаются вопросы методологии, основы которой состоят в признании необходимости и возможности дополнения многочисленных и весьма полезных параметров, базирующихся на данных традиционной статистики и отчетности, такими показателями и характеристиками, которые позволяли бы оценить последствия развития конкретных ситуаций с позиций региональных интересов и целей региональной политики. Рассмотрены 3 группы вопросов: анализ и оценка хода конкретных направлений реформ в регионах РФ (на примере приватизации), анализ и оценка конкретной региональной ситуации (на примере депрессивных территорий). В восьмой статье (Муниципализация социальных объектов приватизированных предприятий) отмечается, что принимаемые решения по передаче в муниципальную собственность социальных объектов приватизируемых предприятий нацелены на то, чтобы и профиль соответствующих объектов сохранить, и обеспечить в то же время их нормальное функционирование, что практически нереально. В девятой статье рассмотрена реализация программных методов территориального развития.
Много статей посвящено 
анализу территориального устройства 
РФ. Причем в большинстве из них обосновывается 
необходимость территориальной реформы, 
нацеленной на создание в перспективе 
демократической системы административного 
устройства путем поэтапных эволюционных 
преобразований(13,14)). В связи с чем предлагается 
проект трехуровневой системы социально-экономического 
и административного районирования РФ: 
макроуровень (4-5 основных зон и 15-20 крупных 
социально-экономических районов), мезоуровень 
(150-200 административных округов), микроуровень 
(2,5-3 тыс. городов с административными 
районами) (3) или вариант укрупнения собственно 
русских областей до 17 субъектов Федерации(100). 
Кроме того В статье Подколзина В.В. ''Перспективы 
административно-
Вплотную к 
административно-
Основы федерализма 
занимают очень важное место в 
региональной политике, фактически федерализм 
- это основа всей региональной политики 
в нашей стране, поэтому проблемы 
федеративных отношений в РФ рассмотрены 
в очень многих статьях. Своеобразие 
российского федерализма 
Особый пласт 
статей рассматривает разграничение 
предметов ведения и полномочий 
между федеральным центром и 
субъектами РФ. Безусловно, необходимым 
условием реализации региональной политики 
должно быть разделение прав и полномочий 
федеральной власти и субъектов 
Федерации. Правовая основа разграничения 
полномочий - Конституция РФ (7). В 
стране есть три точки мнения по 
данному вопросу: ''сепаратистская'', 
''имперская'' и ''федералистская'' (67). Особое 
место уделяется анализу 
Без четко определенной 
концепции региональная политика как 
таковая существовать и эффективно 
выполнять свои функции не может. 
Десятилетие социально-
Региональная политика как единое целое в нашей стране полностью еще не сложилась и ее основные положения окончательно не оформились. Поэтому назрела необходимость развернуть работу органов государственной власти по созданию и отладке механизмов функционирования и развития цивилизованных федеративных отношений (6). Т.о., региональная политика в России - это государственные меры по перераспределению ресурсов между регионами страны ради заданных целей. Главное в региональной политике - социальная сторона, воздействие же на хозяйство носит подчиненный характер (90). Большую опасность для будущего страны представляет сепаратизм, для которого выделяют три категории: первичный риск (вероятность) обособления и отделения регионов, вторичный риск (тяжесть последствий) для РФ, третичный риск (опасность отделения) для регионов. Ослабление власти центра привело к формированию межрегиональных ассоциаций типа ''Сибирского соглашения'', но их образование не несет угрозы распада Федерации и должно быть закреплено законодательно (101). Целями региональной политики федеральных органов в области информационного взаимодействия должно быть: формирование единого правового пространства в этой области, активизация деятельности субъектов Федерации по формированию их собственной политики в обеспечении информационной безопасности на своей территории, содействие развитию региональной среды распространения сообщений(42).
Поддержка развития 
регионов - одна из главных функций 
региональной политики, но сначала 
нужно рассмотреть причины 
Большое внимание региональной политики должно быть уделено экономическим механизмам ее реализации. Регионы в любых условиях и изначально являются одним из субъектов экономических отношений, без которых само их существование в воспроизводственном процессе немыслимо (24). Т.о., стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения должны определяться как минимум на двух уровнях: федеральном и региональном (9), а стратегия всей региональной экономической политики центра должно быть направлена на реализацию трех главных принципов региональной стратегии России: благополучия граждан, целостности государства, территориальной справедливости (56). В общем потенциал структурной перестройки экономики России еще не исчерпан. Поэтому положение отдельных регионов пока не является устойчивым, вследствие чего вокруг вопросов транспортных и энергетических тарифов, курса национальной валюты и тарифной политики будет вестись основная борьба между регионами и между регионами и центром. Следует ожидать и обострения противоречий, связанных с диспропорциями развития финансово-бюджетной системы (26).
Особое место в современной региональной политике занимает политика в отношении так называемых проблемных регионов. В целом субъекты-''доноры'' являются не столько богатыми, сколько потенциально мощными; ''нулевые'' - среднеразвитыми; ''реципиенты'' - слаборазвитыми. Нынешняя система формирования федерального бюджета фактически потворствует неравноправию субъектов Федерации (57). Для России неприемлемы унифицированные подходы и рекомендации, одинаково подходящие для всех регионов. При анализе региональной политики целесообразно выделение проблемных регионов следующих типов: экологически неблагоприятные; с высокой концентрацией производства и населения; индустриально слабо развитые; сельскохозяйственные, промышленные депрессивные; резервные; рекреационные; районы нового хозяйственного освоения (28). Проблемные регионы должны стать объектами государственного регулирования, при этом должен быть определен и официально закреплен их статус и отработан механизм разрешения региональных проблем различного типа и ранга в условиях становления рыночных отношений (8). Все регионы в стране делятся на три типа: кризисные, депрессивные и самообеспечивающие свое развитие. Программа помощи депрессивным регионам осуществляются на федеральные деньги, главная задача программы - остановить разбег по уровню развития регионов (9).
Кредитно-денежная 
и бюджетная политика в отношении 
регионов является одним из самых 
главных инструментов региональной 
политики в России. Отмечается необходимость 
осуществить преобразование в сфере 
кредитно-денежной политики государства 
в пользу регионов, важность государственной 
поддержки регионов в части инвестиций 
(25). При этом региональная инвестиционная 
политика становится во все большей 
степени политикой самих 
В последнее время очень остро стоит вопрос управления. Укрупненно линейная структура управления в РФ состоит из звеньев: Федерация - субъекты Федерации - муниципалитеты -предприятия, организации и т.д. Но чтобы управление было эффективным все задачи в этой цепочке должны быть взаимосвязаны. Одной из важнейших форм государственного регулирования развития регионов в условиях федеративного устройства РФ может быть прогнозирование и индикативное планирование на различные периоды(40).