Природоресурсное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:32, доклад

Описание

Природоресурсное право – комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм (правил поведения), включающих в себя правовые институты и правовые принципы, регулирующие сферу рационального и безопасного использования и охраны природных объектов и ресурсов, находящихся на территории РФ.
Предмет природоресурсного права – это общественные отношения, урегулированные природоресурсным законодательством, возникающие по поводу рационального использования и сбережения природных богатств.

Работа состоит из  1 файл

Природоресурсное право.docx

— 60.24 Кб (Скачать документ)

Принципы природопользования:

  1. общественные принципы (народовластие, федерализм, равноправие, законность, взаимосвязь прав и обязанностей);
  2. принципы, непосредственно относящиеся к природопользованию (подконтрольность права пользования государству, целевой характер пользования, сочетание использования и охраны).

Виды природопользования выделяются по различным критериям, но ни одна классификация не является исчерпывающей и универсальной.

Наиболее широко применяется  следующая классификация видов права природопользования:

  1. по видам эксплуатируемых природных объектов;
  2. по сферам человеческой деятельности;
  3. по субъективному и объективному составу.

 

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользованияземлей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов  – общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает  каждый человек в России, поскольку  он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом нужно иметь  в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные  ресурсы лишь для собственных  нужд, но не для осуществления предпринимательской  деятельности. Это прямо предусмотрено  водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской  деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты  только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь  субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в  лесах, ст. 86 Лесного кодекса РФ подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для  собственных нужд.

Субъектами права специального природопользования являются юридические  лица и граждане-предприниматели. Юридические  лица при этом выступают в двух качествах: как государственные  или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной  и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).

Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе.

Основы правового статуса  природопользователей закреплены в ряде статей Конституции РФ: так, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36); права и законные интересы всех лиц, в том числе природопользователей, должны рассматриваться в контексте права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42); и наконец, природопользователям (и не только им) адресована ст. 58: каждый обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.

Конкретные права и  обязанности субъектов права  природопользования рассмотрены в  данном разделе применительно к  содержанию права природопользования.

 

Права и обязанностиприродопользователей. 
Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов – общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает  каждый человек в России, поскольку  он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей.  
Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование. 
В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ). 
Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе. 
Права и обязанности природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования и определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию. 
Выделяют следующие права и обязанности природопользователей. 
Природопользователи имеют право: 
- пользоваться предоставленными природными ресурсами; 
- иметь в собственности и добытые ресурсы (объекты); 
- возводить на полученных земельных участках, в зависимости от их целевого назначения жилье, а также постройки и сооружения, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности; 
- передавать право пользования иным лицам (в отношении земли и некоторых иных природных объектов); 
- оказывать воздействие, улучшающее состояние природной среды; 
- предъявлять в установленном порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, в том числе со стороны организации, предоставившей природные ресурсы в пользование; 
- иные права в соответствии с законодательством РФ и субъектов 
Природопользователи обязаны: 
- осуществлять только разрешенные лицензией виды пользования, в том числе соблюдать установленные сроки и правила пользования природными ресурсами; 
- вести деятельность способами, не допускающими разрушения или ухудшения состояния природных объектов; 
- своевременно вносить плату за пользование ресурсами; 
- осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов; 
- предоставлять специально уполномоченным государственным данные о характере и объеме эксплуатации природных объектов; 
- возмещать причиненный природным ресурсам и природной среде ущерб; 
- иные обязанности в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. 
         В случаях, предусмотренных законодательством, права природопользователей могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользователей природными ресурсами. Общее правило на этот счет содержится в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 
Содержанием права природопользования являются установленная за¬коном, договором на природопользование и лицензией на соответствующий вид природопользования система условий, дозволений и запретов, форми¬рующая рамки поведения конкретного природопользователя. 
Соблюдение природопользователем установленных законодательством требований служит залогом ненаступления для него негативных последствий в виде принятия специально уполномоченными на то государственными ор¬ганами конкретных мер, ведущих к ограничению, приостановлению или пре¬кращению права пользования соответствующими природными объектами.

 

в соответствии с  природоресурсным законодательством объектом права землепользования является земля, водопользования – воды, пользования недрами – недра. Но в праве окружающей среды земля, воды, недра, лес и т.д. выступают как природные объекты и как природные ресурсы. Оба понятия используются и в законодательстве. Они имеют собственное юридическое содержание. Что же является объектом права природопользования – природный объект или природный ресурс? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различия между ними.

Обратимся к законодательству. Водный кодекс РФ определяет водный объект как сосредоточение вод на поверхности  суши в формах ее рельефа либо в  недрах, имеющее границы, объем и  черты водного режима. Водные ресурсы  – запасы поверхностных и подземных  вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут  быть использованы. Земля как природный  объект – весь земельный фонд России. Земля как природный ресурс –  земли, используемые или пригодные  к использованию для конкретных хозяйственных целей. Интересно, что  в соответствии с Федеральным  законом «О недрах» государственный  фонд недр составляют используемые участки  и неиспользуемые участки недр (ст. 2).

Из сказанного ясно, что  объектом права природопользования являются, как правило, природные  ресурсы. Одновременно в качестве объекта  природопользования могут выступать  и природные объекты (например, водный объект для сброса сточных вод, для  купания).

Характеристика объектов права природопользования имеет  специфику применительно к видам  природопользования. Так, если объектами  права специального природопользования становятся индивидуально определенные части (участки) земельного, водного, лесного  фонда, фонда недр либо природные  объекты, например объекты животного  мира, то применительно к праву  общего природопользования обособление  соответствующих участков природы (земель общего пользования населенных пунктов, леса, водных объектов) законом  не предусматривается. Однако, как уже  отмечалось, Водный кодекс РФ (ст. 20) выделил  как самостоятельную разновидность  водных объектов объекты общего пользования.

Участки территории, на которых  располагаются объекты специального природопользования, должны обособляться, т.е. выделяться из другой территории. Имеется два способа такого обособления  – физическое и юридическое. Физическое обособление заключается в выделении, определении соответствующей территории в натуре. Юридическое обособление  означает определение правового  статуса объекта специального природопользования в актах, имеющих юридическую  силу. Способы обособления специфичны в каждой из отраслей природоресурсного законодательства.

Предоставляемые в пользование  природные объекты продолжают оставаться частной, государственной, муниципальной  и иной формой собственности. В соответствии с принципом производности права  пользования от права собственности  в отношении объектов права природопользования продолжает действовать общий для  каждого вида природных ресурсов правовой режим объектов права собственности. Одновременно как объекты права  пользования соответствующие части  природных ресурсов приобретают  еще и специфический правовой режим, определяемый в конечном счете  их целевым назначением. Для каждого  природного объекта он начинает формироваться  при предоставлении природного объекта  в пользование, когда устанавливается  его основное целевое назначение, а затем и при внутрихозяйственной  организации его использования.

 

Право общего природопользования - это гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой. Оно предполагает использование природы в качестве места, условия и средства жизни каждого человека, поэтому является общедоступным и не требует какого-либо разрешения компетентных государственных органов.

Право общего природопользования непосредственно вытекает из Конституции РФ, предусматривающей право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42), и конкретизируется в нормах текущего законодательства - земельного, водного, лесного и др.

Так, Лесной кодекс РФ предусматривает  возможность для граждан бесплатно находиться на территории лесов (ст. 36), Водный кодекс РФ - право общего водопользования граждан для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд (ст. 88), Земельный кодекс РСФСР - право общего землепользования на землях населенных пунктов (ст. 76). Примерами установления права общего природопользования могут служить также нормы законодательства о разработке гражданами общераспространенных полезных ископаемых и использовании недр для строительства подземных сооружений в пределах своих земельных участков, использовании природной среды пригородных, зеленых зон, национальных, природных парков, курортных и лечебно-оздоровительных местностей и т. д.

Право специального природопользования означает возможность использовать в установленном законом порядке и на основе специального юридического документа (государственного акта, разрешения и др.) определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества. Оно, как правило, является платным.

В качестве примеров права  специального природопользования можно  привести предоставление земельного участка  для строительства жилого дома, использование  леса для заготовки древесины, водного  объекта - для сброса или забора воды, животного мира - для отстрела диких  зверей и птиц.

 

Право природопользования возникает  только на основании правомерных  юридических фактов – действий. 
Основанием возникновения специального права природопользования является разрешение компетентного государственного органа на предоставление природного объекта в пользование или гражданско-правового договор. Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, дополнительным основанием возникновения специального природопользования в отношении конкретного объекта является специальное разрешение (лицензия). 
Основаниями прекращения права природопользования являются:

  • изъятие предоставленного в пользование природного объекта для государственных нужд;
  • истечение срока пользования природным объектом;
  • добровольный отказ от использования природного объекта;
  • возникновение угрозы жизни или здоровью людей при пользовании природным объектом;
  • использование объекта не по целевому назначению;
  • систематическое невнесение платежей за пользование природным объектом;
  • несоблюдение мероприятий по охране и защите используемых объектов или иное систематическое нарушение природопользователем правил использования природного объекта;
  • возникновение чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация субъекта хозяйствования.

Содержание  права природопользования рассматривается как совокупность основанных на законе и взаимосвязанных между собой правомочий владения и пользования природными объектами, которыми наделяются в установленном порядке физические и юридические лица. 
Объём и состав прав и обязанностей, которыми наделяются конкретные природопользователи, обусловлены видом природных объектов, их целевым назначением, различным статусом субъектов права природопользования. 
Права и обязанности природопользователей классифицируются на:

  • общие – предназначены для всех или большинства природопользователей;
  • специальные – предназначены для отдельных видов природных объектов.

Основными правами  природопользователей являются:

  • право пользоваться природными объектами в соответствии с их целевым назначением;
  • право извлекать полезные свойства из природных объектов;
  • право распоряжаться добытыми природными ресурсами;
  • право возводить на земельном участке строения и сооружения, связанные с осуществлением своей деятельности;
  • право передавать природные объекты во вторичное пользование, если оно предусмотрено действующим законодательством;
  • право требовать защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Информация о работе Природоресурсное право