Природоресурсное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:32, доклад

Описание

Природоресурсное право – комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм (правил поведения), включающих в себя правовые институты и правовые принципы, регулирующие сферу рационального и безопасного использования и охраны природных объектов и ресурсов, находящихся на территории РФ.
Предмет природоресурсного права – это общественные отношения, урегулированные природоресурсным законодательством, возникающие по поводу рационального использования и сбережения природных богатств.

Работа состоит из  1 файл

Природоресурсное право.docx

— 60.24 Кб (Скачать документ)

 

Под правом собственности на землю и другие природные объекты понимаются совокупность:

• правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в ГК РФ и других правовых актах (право собственности в объективном смысле);

• правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности в пределах, установленных законодательством (право собственности в субъективном смысле);

• правоотношений, возникающих между собственником и иными лицами (собственниками или не являющимися таковыми). Из этого следует, что право собственности на объекты природы имеет структуру, сходную со структурой любого правоотношения.

В правоотношениях обычно присутствуют два объекта. Применительно к экологическому правоотношению ими являются:

1) природный объект (непосредственный  объект правового регулирования);

2) объект, имеющий две  стороны:

а) заинтересованность экологопользователя в достижении своих целей;

б) стремление государства  к улучшению природных объектов, а также к недопущению причинения им вреда.

Правовую специфику природных  объектов как объектов экологических  отношений определяет ихэкологическая сущность, т. е. принадлежность к единой устойчивой, взаимосвязанной, саморазвивающейся совокупности естественных компонентов природной среды, осуществляющей процессы обмена веществ и энергии. Однако объектом каждого конкретного экологического правоотношения является определенная часть природной среды с ее экосвязями (земли с их полезными свойствами, режимом почвенной влаги и степенью лесной защиты против эрозийных процессов; воды с их способностью к естественному очищению, воздействием на почвенные природные процессы; дикая фауна с ее плотностью в данной местности, миграционными путями животных и т. д.).

Любой природный объект обладает внутренним и внешним признаками.

Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которая включает:

• свойства природного объекта — типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки (например, землям присуще наличие почвенного плодородного слоя);

• состояние природного объекта — изменения, произошедшие в нем в результате природной и хозяйственной деятельности (засоренность сельскохозяйственных угодий камнями; водоемов — древесиной и т. п.);

• природные процессы, происходящие в природном объекте (ветровая и водяная эрозия почв, их засоление и заболачивание; сокодвижение в деревьях и т. п.).

Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и экологической системой в целом.

Природные объекты являются объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности, если они удовлетворяют следующим требованиям:

• выступают в качестве отдельных объектов природы (земля, недра, леса и т. п.);

• предусмотрены законодательством (например, экологические взаимосвязи или ветровая и солнечная энергия не являются объектами права);

• имеют экологические связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой.Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права);

• являются доступными для эксплуатации человеком (например, нельзя использовать оползни и обвалы в горах);

• находятся в пределах государственных границ и континентального шельфа России и в исключительной экономической зоне РФ.

В зависимости от степени  объективной материализованности, а также значимости для общества природные объекты подразделяются на состоящие в государственной собственности и на те, на которые государственная собственность не распространяется. Например, невозможно установить государственную собственность на атмосферный воздух. Он мигрирует и является естественным компонентом жизнедеятельности всех живых существ. Введение собственности на воздух означало бы посягательство на жизнедеятельность.

Отдельные виды природных  ресурсов объединяются в фонды, которые  подразделяются на подфонды: земельный фонд делится по категориям земель, водный — по видам водных объектов, лесной — по видам и группам лесов и т. п. Каждый подфонд имеет свое целевое назначение, а значит, и собственный правовой статус. Государство должно использовать фонды не только в своих текущих целях, но и с учетом будущих интересов: и в этом аспекте фонды должны служить для выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экологическую ценность объектов природы.

Субъектами права  частной, государственной, муниципальной  и иных форм собственности на природные  ресурсы являются народы России, проживающие на территориях, земли и другие природные ресурсы которых используются и охраняются как объявленная Конституцией РФ (ст. 9) основа их жизни и деятельности. Включение народов России в отношения собственности на природные объекты создало юридические предпосылки исключения преобладания интересов одного народа над интересами другого и над интересами народов России в целом.

 

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсыопределяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в следующих формах собственности:

  • частной;
  • государственной;
  • муниципальной;
  • иных формах собственности.

Что понимать под иными  формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

При этом закрепляется принцип  равных, одинаковых обязанностей по обеспечению  рационального использования природных  ресурсов и охране окружающей среды  для всех собственников. 
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации все формы собственности признаются защищенными равным образом.

Различие в субъектном составе этих форм определяет виды права собственности:

  • частная собственность юридически оформляется в виде права собственности граждан и юридических лиц;
  • государственная – в виде права собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и права собственности республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (собственность субъектов Российской Федерации);
  • муниципальная - в виде права собственности города, района, сельского поселения и иного муниципального образования.

 

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы определяются законодательством и в значительной степени зависят от формы права собственности.

В статье 218 ГК РФ, устанавливающей  общие основания приобретения права  собственности, предусматривается, что  право собственности на имущество, которое имеет собственника (что  вполне относится к природным  ресурсам), может быть приобретено  другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или  иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право частной собственности  на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством  о природных ресурсах, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся  в частной собственности, могут  быть обращены в государственную  собственность в случаях:

• обращения взыскания  на имущество по обязательствам;

• изъятия для государственных  нужд путем выкупа;

• изъятия объекта, используемого  с нарушением требований законодательства;

• перехода наследства государству;

• реквизиции. Реквизиция –  это изъятие у собственника в  случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах  общества по решению государственных  органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества;

• конфискации. Конфискация  – это безвозмездное изъятие  по решению суда имущества у собственника в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. В случаях, предусмотренных законом, конфискация  может быть произведена в административном порядке; 

• национализации, т.е. обращения  в государственную собственность  имущества, находящегося в собственности  граждан и юридических лиц.

Природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, могут быть обращены в частную  или государственную собственность  в случае их передачи частному лицу (физическому или юридическому) или  государству в соответствии с  законом.

Общие основания прекращения  права собственности определены в гл. 15 ГК РФ. Право собственности  прекращается при отчуждении собственником  своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества  и при утрате права собственности  на имущество в иных случаях, предусмотренных  законом. Принудительное изъятие у  собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

• обращение взыскания  на имущество по обязательствам;

• отчуждение имущества, которое  в силу закона не может принадлежать данному лицу;

• реквизиция;

• конфискация; 

• отчуждение имущества  в случаях, предусмотренных ГК РФ (ст.235).

По решению собственника в порядке, предусмотренном законодательством  о приватизации, имущество, находящееся  в государственной или муниципальной  собственности, отчуждается в собственность  граждан и юридических лиц.

Согласно ст. 278 ГК РФ, обращение  взыскания на земельный участок  по обязательствам его собственника допускается только на основании  решения суда.

Гражданский кодекс РФ предусматривает  также, что земельный участок  может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных  нужд путем выкупа (ст. 279). Решение  об изъятии принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом собственник земельного участка должен быть не позднее чем  за год до предстоящего изъятия письменно  уведомлен об этом органом, принявшим  решение об изъятии. Выкуп земельного участка до получения собственником  такого уведомления допускается  только с согласия собственника. Статья 280 устанавливает права собственника земельного участка, подлежащего изъятию.

Земельный участок может  быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ).

Согласно ст. 285 ГК РФ, земельный  участок может быть изъят у  собственника, если использование участка  осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования  земли, установленных земельным  законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением  или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному  ухудшению экологической обстановки. В статье 286 определен порядок изъятия земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием.

 

 

 

Природопользование – это совокупность всех форм воздействия человека на природную среду, включая её освоение, преобразование и охрану. Иными словами, природопользование представляет собой использование полезных для человека свойств природной среды (экологических, экономических, культурных, оздоровительных). 
Право природопользования рассматривается как совокупность установленных законодательством норм и правил, которые обуславливают деятельность физических и юридических лиц по использованию природных ресурсов. 
Субъектами права природопользования могут быть физические и юридические лица. 
Объектом права природопользования являются конкретные природных объекты и их части. 
Природопользование может быть двух видов: общим и специальным. 
Общее природопользование – это использование природных ресурсов для личных потребностей на бесплатной основе. Общее природопользование распространяется на общедоступные богатства (например, пользование атмосферным воздухом). 
Специальным признаётся природопользование, которое осуществляется на основе специального разрешения (лицензии), выдаваемого компетентными органами государства. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию и органов, осуществляющих выдачу специальных разрешений, установлен Правительством Республики Беларусь. В частности:

  • Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь выдаёт хозяйствующим субъектам лицензии на заготовку древесины, живицы, древесных соков;
  • Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:
  • на переработку, захоронение и транспортировку токсичных отходов производства и потребления;
  • на промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений, лекарственного сырья растительного происхождения в целях промышленной переработки или реализации;
  • на производство, хранение и использование в хозяйственной деятельности озоноразрушающих веществ в соответствии с перечнем регулируемых веществ, согласованным сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой;
  • геологическое изучение недр;
  • добычу торфа и т.д.

Информация о работе Природоресурсное право