Правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:56, реферат

Описание

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности всегда было приоритетной и важной задачей не только для отрасли, но и для государства, в целом. Утверждёнными Президентом Российской Федерации программой развития атомной отрасли Российской Федерации и Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности установлено, что обеспечение ядерной и радиационной безопасности России соответствует наиболее приоритетным задачам социально-экономического развития и является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Целью исследования: изучить правовые мер обеспечения ядерной и радиационной безопасности в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности ……………………………………5
Полномочия Российской Федерации в области радиационной и ядерной безопасности …………..……………………….………9
Полномочия субъектов Российской Федерации в области радиационной и ядерной безопасности ………………………11
Принцип обеспечения радиационной и ядерной безопасности……………………………………………………13
Пути обеспечения радиационной и ядерной безопасности……………………………………………………15
Заключение……………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Исследовательская работа по ЭП.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)


Калмыцкий филиал Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения  Высшего Профессионального Образования  « Московский государственный гуманитарно-экономический институт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

                Исследовательская работа

 

   по дисциплине: «Экологическое право»

   на тему: «Правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

 

 

 

                                                                                               Выполнила: студентка

                                                                                                                 гр. ПС-2 специальности

                                                                                                                030504 «Право и организация    

                                                                                                                социального обеспечения»

                                                                                                                     Эрдни - Горяева Санкира

Николаевна

 

                                                                                                                 Проверила: Сангаджиева Э.Н.

 

 

Элиста, 2012

                                                         Содержание

          Введение…………………………………………………………3

  1. Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности ……………………………………5
  2. Полномочия Российской Федерации в области радиационной и ядерной безопасности …………..……………………….………9
  3. Полномочия субъектов Российской Федерации в области радиационной и ядерной безопасности ………………………11
  4. Принцип обеспечения радиационной и ядерной безопасности……………………………………………………13
  5. Пути обеспечения радиационной и ядерной безопасности……………………………………………………15

     Заключение……………………………………………………..17

 Список использованной литературы………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

     Обеспечение ядерной и радиационной безопасности всегда было приоритетной и важной задачей не только для отрасли, но и для государства, в целом. Утверждёнными Президентом Российской Федерации программой развития атомной отрасли Российской Федерации и Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности  установлено, что обеспечение ядерной и радиационной безопасности России соответствует наиболее приоритетным задачам социально-экономического развития и является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.     
     Целью исследования: изучить правовые мер обеспечения ядерной и радиационной безопасности в РФ.

     Задачи: изучение истории развития законодательства в области ядерной энергетики в России; описание правового регулирования ядерной и радиационной безопасности в РФ; охарактеризовать функции, права и обязанности государственных органов РФ, осуществляющих контроль над обеспечением ядерной и радиационной безопасности; описать принятые меры и существующие проблемы обеспечения безопасного использования радиации, ядерной энергетики.

     Со времени своего создания отрасль формировалась как целостный научно-промышленный комплекс, ориентированный на разработку и производство ядерного оружия в условиях мобилизационной экономики, решение задач исключительно оборонного характера. Позднее к ним добавилась задача развития атомной энергетики. Поскольку создание ядерного оружия было государственной задачей высшего приоритета и условием самого существования государства, то цель оправдывала используемые средства даже в условиях больших неопределенностей, связанных с первопроходчеством в науке и технике при реализации первого атомного проекта. Нормы правового регулирования деятельности отечественных органов безопасности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности составляют отдельный блок правовых актов, являющийся частью нормативно-правовой базы Российской Федерации в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Без анализа указанной системы правовых актов вряд ли можно объективно и полно уяснить природу правового регулирования отношений, связанных с обеспечением безопасности, тенденций их развития, определить степень регламентирования деятельности государственных административных органов безопасности, спецслужб государства при решении задач в этой области. Правовую основу деятельности отечественных органов безопасности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности составляет Конституция РФ и другие нормативные правовые акты страны. Их деятельность осуществляется так же в соответствии с международными договорами России. Актуальность темы исследования обуславливается тем, что данная отрасль создает многие проблемы, в том числе в вопросах безопасности и здоровья населения, в вопросах экологии, бессознательно или сознательно откладывающиеся на будущие поколения, требующие новых громадных ресурсов. Россия является одной из немногих стран мира, обладающих всем спектром ядерных технологий, в то же время обеспечивает высокий уровень ядерной, радиационной, общепромышленной и экологической безопасности использования атомной энергии, т.к. все эти годы осуществлялось жесткое нормативно-правовое регулирование атомной отраслью, являвшейся приоритетной в хозяйственном комплексе государства. В процессе создания и развития атомной отрасли были построены не только отдельные предприятия, но и целые промышленные комплексы и города, рассредоточенные по территории страны и аккумулировавшие в себя важнейшие достижения мировой и отечественной науки и техники, явившиеся центрами научно-технической мысли, инженерного творчества, рабочего мастерства и социального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности

        Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, находящаяся в ведении Правительства РФ.  Должностные лица этой Федеральной службы при осуществлении мероприятий по государственному надзору за ядерной и радиационной безопасностью имеют право:

  1. проводить на поднадзорных объектах инспекции состояния ядерной и радиационной безопасности систем оборудования, технической, учетной и отчетной документации по обеспечению безопасности и качества ведения работ, квалификации персонала, порядка хранения и учета радиоактивных веществ, ядерных материалов и изделий, созданного на их основе ядерного оружия;
  2. получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, относящимся к предмету государственного надзора, при этом допуск лиц, осуществляющие рассматриваемый вид государственного надзора, на закрытые объекты и к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством порядке;
  3. привлекать специалистов соответствующих министерств, ведомств, организаций, воинских частей по согласованию с ними для проведения инспекций по государственному надзору за ядерной и радиационной безопасностью;
  4. выдавать руководителям и другим должностным лицам организаций, воинских частей обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований правил и норм по ядерной и радиационной безопасности, а также причин и условий, приводящих к таким нарушениям, о приостановке работ, проводимых с нарушениями требований по ядерной и радиационной безопасности и представляющих опасность для здоровья людей и окружающей среды;
  5. контролировать соблюдение условий действия выданных разрешений (лицензий) и исполнение предписаний;
  6. приостанавливать или прекращать действие выданных разрешений (лицензий) на право ведения разрешенной деятельности в случае выявления нарушения законодательства, относящегося к использованию атомной энергии, ядерных материалов и радиоактивных веществ, или нарушений условий действия разрешений (лицензий);
  7. запрещать применение изделий и технологий, не обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность персонала, населения и окружающей среды;
  8. получать от руководителей и других должностных лиц государственных органов исполнительной власти, организаций, воинских частей необходимые документы по состоянию безопасности, учета и контроля ядерных материалов на поднадзорных объектах и обосновывающие их материалы;
  9. заслушивать должностных лиц государственных органов исполнительной власти, организаций, воинских частей по вопросам соблюдения соответствующих требований законодательства, правил и норм по ядерной и радиационной безопасности и иным вопросам, относящимся к компетенции государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.

       Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих деятельность по государственному контролю за ядерной и радиационной безопасностью, корреспондируют обязанности должностных лиц государственных органов исполнительной власти, организаций, воинских частей по выполнению их законных распоряжений в части устранения нарушений в области ядерной и радиационной безопасности. Предписания должностных лиц Федеральной службы по атомному надзору подлежат немедленному исполнению в установленные в них сроки. Однако лица, которым выданы такие предписания, могут их обжаловать в установленном законодательством порядке, в частности, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в суд. При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы по атомному надзору на них лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности вынесенных решений. При этом следует иметь в виду, что проверка законности и обоснованности принятых решений административными органами проверяется по правилам гражданского процессуального законодательства. В связи, с чем лица, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному контролю, могут принимать участие в этой деятельности путем представления имеющихся у них доказательств, которым должна быть дана оценка в решении органа, осуществляющего деятельность по государственному надзору. Отказ от выполнения этого требования позволяет признать решение, принятое должностным лицом административного органа, незаконным и (или) необоснованным.                                                                                                                                                                      При осуществлении деятельности по государственному надзору за ядерной и радиационной безопасностью должностные лица Федеральной службы по атомному надзору независимы и подчиняются только закону. В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" на деятельность по контролю над безопасностью при использовании атомной энергии действие данного Федерального закона не распространяется. Однако, исходя из принципа процессуальной аналогии, закрепленного в п. 4 ст. 1 ГПК РФ, отдельные положения названия Федерального закона могут быть применены и к отношениям, возникающим при осуществлении государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью. Например, лица, в отношении которых проводится мероприятие по государственному надзору за ядерной и радиационной безопасностью, имеют право:

  1. лично или через своих представителей участвовать в проведении мероприятия по государственному надзору за ядерной и радиационной безопасностью, давать объяснения и представлять другие доказательства по вопросам, относящимся к предмету данного контроля;
  2. получать информацию в соответствии с действующим законодательством за исключением сведений, для которых установлена особая форма доступа;
  3. знакомиться с материалами, составленными по результатам контроля за ядерной и радиационной безопасностью, указывать об этом в соответствующих актах, выражать согласие или несогласие с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Федеральной службы по атомному надзору;
  4. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы по атомному надзору в установленном законодательством порядке, в частности, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в судебном порядке.

Перечисленным правам лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному надзору  за ядерной и радиационной безопасностью, корреспондируют обязанности должностных лиц Федеральной службы по атомному надзору создавать необходимые условия для их реализации.

Таким образом, особый характер деятельности по государственному надзору  за ядерной и радиационной безопасностью не позволяет прямо применить к возникающим при этом отношениям положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Однако отдельные положения названного Федерального закона применимы к этим отношениям по аналогии, в том числе в части защиты прав инспектируемых лиц с соблюдением правил об устранении нарушений на объектах, создающих повышенную опасность для окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полномочия Российской Федерации в области радиационной и ядерной безопасности

 К полномочиям Российской Федерации в области радиационной и ядерной безопасности относятся:

  • определение государственной политики в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности и ее реализация;
  • разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности, контроль за их соблюдением;
  • разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности;
  • разработка, утверждение и реализация федеральных программ снижения уровней облучения населения природными источник ионизирующего излучения;
  • определение видов деятельности в области обращения с источник ионизирующего излучения  и делящимися материалами, подлежащих лицензированию;
  • определение порядка лицензирования деятельности, связанной с обращением с источник ионизирующего излучения  и делящимися материалами;
  • установление порядка, размеров и системы компенсаций за сверхнормативное облучение в различных условиях;
  • установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;
  • создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;
  • установление системы страхования рисков населения, связанных с проживанием вблизи радиационно-опасных объектов;
  • регламентация условий жизнедеятельности и режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;
  • контроль за реабилитацией населения, подвергшегося облучению в результате радиационных аварий;
  • регулирование экспорта и импорта делящихся материалов, радиоактивных веществ и иных источник ионизирующего излучения ;
  • осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам;
  • организация государственного надзора и контроля за безопасным обращением с источник ионизирующего излучения и делящимися материалами;
  • другие полномочия в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Информация о работе Правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности