Правовое регулирование обращения с опасными отходами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:29, реферат

Описание

Развитие промышленности и сельского хозяйства приводит к образованию все большего количества отходов. Только города мира ежегодно выбрасывают в окружающую среду до 3 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов и более 500 кубических километров стоков. Первое место по количеству загрязняющих органических веществ занимают промышленные отходы, затем, городские и сельскохозяйственные. В России ежегодно образуется 5-7 млрд. тонн отходов производства и потребления. Романюк Г.Г., Маркод С.Г. О формировании системы экологической сертификации. - Оренбург: ОГУ, 1997.- С. 122.

Содержание

Введение

Понятие и виды, классы отходов

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.31 Кб (Скачать документ)

 

· научно обоснованного сочетания  экологических и экономических  интересов общества в целях обеспечения  устойчивого развития общества;

 

· использования новейших научно-технических достижений в  целях реализации малоотходных и  безотходных технологий;

 

· комплексной переработки  материально-сырьевых ресурсов в целях  уменьшения количества отходов;

 

· использования методов  экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов  и вовлечения их в хозяйственный  оборот;

 

· доступа в соответствии с законодательством РФ к информации в области обращения с отходами;

 

· участия в международном  сотрудничестве РФ в области обращения  с отходами.

 

Регулируется обращение  с твердыми отходами производства и  потребления многими законодательными и иными актами. Наиболее общие  требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены  Законом об охране окружающей среды. Согласно ст. 51 Закона отходы производства и потребления, в том числе  радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия  и способы, которых должны быть безопасными  для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

 

Одновременно в целях  исключения экологического вреда Закон  запрещает захоронение отходов  на наиболее экологически и социально  ценных территориях. В частности, запрещается:

 

· захоронение отходов  на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, в поверхностные  и подземные водные объекты, в  недра и на почву, на территориях  водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые  используются в целях питьевого  и хозяйственно-бытового водоснабжения, в бальнеологических целях (т.е. использования  минеральных источников, вод, грязей в лечебных целях), для извлечения ценных минеральных ресурсов;

 

· размещение опасных отходов  и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и  сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных  зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

 

· захоронение отходов  в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения  мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

 

Закон запрещает также  ввоз опасных отходов и радиоактивных  отходов в Российскую Федерацию  в целях их захоронения и обезвреживания.

 

Цели предупреждения или  минимизации экологического и экогенного вреда, создаваемого отходами производства и потребления, достигаются посредством  установления в законодательстве различных  мер и требований, образующих правовой механизм обращения с такими отходами.

 

Механизм обращения с  ними предусмотрен Законом об отходах  производства и потребления. Положения  этого Закона получили развитие в  ряде подзаконных актов: Правилах разработки и утверждения нормативов образования  отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства  РФ от 16 июня 2000 г.; Порядке ведения  государственного кадастра отходов  и проведения паспортизации опасных  отходов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.; постановлении Правительства РФ от 1 июля 1996 г. «О государственном регулировании  и контроле трансграничных перевозок  опасных отходов» и др., а также  в законах субъектов РФ, где  соответствующие законы приняты.

 

Важную роль в охране природы  играют требования: к предприятиям и иным объектам, на которых образуются отходы; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к объектам размещения отходов; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных  отходов.

 

Сбор отходов

 

При определении порядка  сбора отходов должно обеспечиваться соответствие экологическим, санитарным и иным требованиям в области  охраны окружающей природной среды  и здоровья человека.

 

Одним из наиболее распространенных способов удаления отходов в мире и в России является их размещение на специально оборудованных объектах (полигонах, свалках). Определение места  строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и  иных) исследований в порядке, установленном  законодательством РФ, и при наличии  положительного заключения государственной  экологической экспертизы. Для обладания  информацией о местах размещения отходов объекты размещения отходов  вносятся в государственный реестр указанных объектов.

 

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную  среду должен проводиться мониторинг состояния окружающей природной  среды. Обязанность его проведения возложена на собственников объектов размещения отходов, а также на лиц, во владении или в пользовании  которых находятся указанные  объекты. После окончания эксплуатации данных объектов эти же субъекты обязаны  проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную  среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель.

 

К обращению с опасными отходами могут быть допущены лишь лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними. Ответственность  за допуск работников к работе с  опасными отходами несет соответствующее  должностное лицо организации.

 

Транспортирование опасных  отходов

 

Данные действия совершаются  в соответствии со следующими требованиями:

 

· наличие паспорта опасных  отходов

 

· наличие специально оборудованных  и снабженных специальными знаками  транспортных средств;

 

· соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных  отходов на транспортных средствах;

 

· наличие документации для  транспортирования и передачи опасных  отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

 

Особые требования российское законодательство предъявляет к  трансграничному перемещению отходов. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования  осуществляется на основании разрешения, выданного в порядке, установленном  постановлением Правительства РФ «О государственном регулировании  и контроле трансграничных перевозок  опасных отходов».

 

Закон содержит некоторые  особые требования относительно обращения  с опасными отходами (ст. 14). В зависимости  от степени вредного воздействия  на окружающую природную среду и  здоровье человека они подразделяются на классы опасности. Критерии опасности  установлены Министерством природных  ресурсов РФ. На опасные отходы должен быть составлен паспорт на основании  данных о составе и свойствах  опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ.

 

Организационно правовые меры для обеспечения правильного  обращения с отходами:

 

· лицензирование;

 

· нормирование;

 

· учет и отчетность;

 

· ведение государственного кадастра;

 

· контроль (государственный, производственный и общественный);

 

· юридическая ответственность,

 

так же применяются меры экономического регулирования обращения с отходами.

 

Лицензирование

 

В соответствии с законодательством  только на основании лицензии (разрешения) допускаются многие виды деятельности, связанные с обращением с отходами производства и потребления. К таким видам деятельности относятся, в частности, любая деятельность по обращению с опасными отходами; создание объектов размещения отходов; обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов.

 

На основании Положения  о лицензировании деятельности по обращению  с опасными отходами, утвержденное Правительством РФ от 20 мая 1999 г. выдается лицензия на осуществление по обращению  с отходами.

 

Данная лицензия выдается Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами в порядке, установленном вышеуказанным  Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами.

 

Нормирование

 

В природоохранное деятельности данное направление новое. Оно стало  развиваться с принятием Закона об отходах производства и потребления. Закон предусматривает два вида нормативов:

 

· образования отходов

 

· лимиты на их размещение.

 

Норматив образования  отходов

 

Определяет установленное  количество отходов конкретного  вида при производстве единицы продукции.

 

Лимиты на размещение отходов.

 

Разрабатываются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом  и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта  их размещения, устанавливают предельно  допустимое количество отходов конкретного  вида, которые разрешается размещать  определенным способом на установленный  срок в объектах размещения отходов  с учетом экологической обстановки данной территории.

 

Требования, касающиеся этих нормативов, определяются Правилами  разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов  на их размещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.

 

Срок действия утвержденных лимитов на размещение разный и зависит  как от видов деятельности, при  которой образуются отходы, места  ее осуществления, так и от видов  отходов. По общему правилу лимиты на размещение отходов устанавливаются  сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными  предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного  процесса и используемого сырья. Для пользователей недр лимиты на размещение отходов устанавливаются  на срок действия лицензии на пользование  недрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезного  ископаемого. Лимиты на размещение опасных  отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются  на срок действия лицензии на осуществление  деятельности по обращению с такими отходами.

 

Учет и отчетность, ведение  кадастра, паспортизации опасных  отходов

 

Законом возложена обязанность  вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам  или полученных от других лиц, а также  размещенных отходов. Порядок такого учета устанавливают специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области  обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а порядок  статистического учета в области  обращения с отходами-специально уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти в области  статистического учета. Материалы  учета сохраняются субъектами, осуществляющими  деятельность в области обращения  с отходами, в течение срока, определенного  специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области  обращения с отходами.

 

Эти субъекты обязаны представлять отчеты о своей деятельности по обращению  с отходами. Порядок и сроки  их представления определяются специально уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти в области  статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области  обращения с отходами. Отчеты включают сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности  отходов, условиях и конкретных объектах их размещения, технологиях их использования  и обезвреживания.

 

На основании предоставляемой  информации Министерство природных  ресурсов РФ и его территориальные  органы проводят работу по паспортизации  опасных отходов и ведут государственный  кадастр отходов. Государственный  кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе  с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и включает федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

 

На основании постановления  Правительства РФ от 26 октября 2000 г., ведется государственный кадастр  и порядок проведения паспортизации  опасных отходов. Меры экономического регулирования обращения с отходами включают программы в области  обращения с отходами, плату за размещение отходов, меры экономического стимулирования деятельности в области  обращения с отходами.

 

Закон предусматривает разработку программ в области обращения  с отходами на федеральном и региональном уровнях. Такие программы разрабатываются  в целях планирования мер по уменьшению количества отходов, их использованию, обезвреживанию и размещению. При  этом учитывается состояние окружающей природной среды, а также уровень  социально-экономического развития территорий. Ответственными за разработку программ являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Реализация программ финансируется в соответствии с  законодательством РФ и законодательством  субъектов Федерации.

 

Государственный, производственный и общественный контроль

 

Государственный контроль - это проверка исполнения требований по обращению с отходами. Проводится специально уполномоченные на то федеральными органами исполнительной власти в области  обращения с отходами и органы исполнительной власти субъектов РФ.

 

Производственный контроль проводят юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения  с отходами. Они же его организуют. Порядок осуществления производственного  контроля определяют юридические лица по согласованию со специально уполномоченными  федеральными органами исполнительной власти в области обращения с  отходами.

Информация о работе Правовое регулирование обращения с опасными отходами