Понятие и виды экологического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:54, реферат

Описание

Управление в сфере взаимодействия общества и природы (экологическое) представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об охране окружающей среды.

Работа состоит из  1 файл

Понятие и виды экологического управления.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

В масштабах  государства наибольшая ответственность  за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах государственного управления. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 Конституции РФ, закрепившая принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная  часть государственного управления в целом.

Роль  государственного управления в этой сфере определяется статусом государственных  органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, предприятие и государство государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. На них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование в рамках экологической функции государства. Прежде всего с них граждане вправе спрашивать за несоблюдение их экологических прав и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом.

Государственное управление природопользованием и  охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

- законности  управления;

- комплексного (всестороннего) подхода к решению  вопросов природопользования и  охраны окружающей среды;

- сочетания  бассейнового и административно-территориального  принципов организации управления  природопользованием и охраной  окружающей среды;

- разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;

- наиболее  эффективного исполнения требований  законодательства об окружающей  среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей. 

2. Виды органов государственного  управления

природопользованием и охраной окружающей среды.

Органы  общей компетенции 

Государственное управление использованием природных  ресурсов и охраной окружающей среды  осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Особенность управления природопользованием и  охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается  в том, что они осуществляют эту  деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитием экономики, управлением развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам  общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

- Президент  России;

- Правительство  России;

- правительства  (администрация) субъектов РФ.

Деятельность  Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и  охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление  охраной окружающей среды и природопользованием  осуществляется как непосредственно  Президентом, так и структурами  в его администрации. За время  действия института президентства  в России специальной структурой в Администрации Президента был советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта должность была упразднена. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ.

При анализе  деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной  окружающей среды нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию  принятия им решений, уменьшающих возможности  для решения в стране острейших  экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими Указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (1996 г.) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми  актами. Основными актами общего характера  являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера - федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в  соответствии со ст. 114 Конституции  РФ Правительство России:

- обеспечивает  проведение в Российской Федерации  единой государственной политики  в области экологии;

- осуществляет  управление федеральной собственностью  на природные ресурсы;

- проводит  меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве  Российской Федерации" в отдельной  статье определил полномочия Правительства  РФ в сфере природопользования и  охраны окружающей среды. Правительство  обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области  природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так  и через созданные им структуры. В Аппарате Правительства РФ вопросами  в данной области ведают Департамент  социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования). 

3. Специально уполномоченные  государственные  органы

в области природопользования и охраны окружающей среды 

В решении  задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д.

В ряду эколого-правовых проблем в России организация системы специально уполномоченных государственных органов  управления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы система центральных органов федеральной исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования. Решения, принимаемые по вопросам развития системы таких органов, основывались не на идеях целесообразности, обеспечения последовательного решения задач рационального природопользования и охраны природы, а исходя преимущественно из интересов ведомств, руководствуясь политическими соображениями.

Проследим вкратце развитие системы таких  органов с 1988 г., который обещал стать поворотным в отношении государства к созданию оптимальной системы. 7 января 1988 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О коренной перестройке дела охраны природы в стране", предусмотревшее необходимость реорганизации государственного управления в природоохранительной сфере. В 1988 г. было принято решение об образовании союзно-республиканского Государственного комитета СССР по охране природы на базе соответствующих подразделений Госагропрома СССР, ГКНТ СССР, Государственного комитета СССР по лесному хозяйству, Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Министерства рыбного хозяйства СССР и Министерства геологии СССР. На аналогичной основе в 1988 г. был создан Государственный комитет РСФСР по экологии и природопользованию.

В 1991 г. он был преобразован в Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации. В 1992 г. Минэкологии было переименовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. А в 1993 г. природоресурсные органы, на базе которых создавался Государственный комитет по экологии и природопользованию, вышли из его состава и стали вновь самостоятельными государственными структурами.

В 1996 г. при очередном формировании структуры  органов федеральной исполнительной власти решением Президента РФ Министерство охраны окружающей среды и природных  ресурсов было упразднено. Вместо него был создан Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, упраздненный, как говорилось выше, Указом Президента РФ в 2000 г.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указа Президента РФ от 30 мая 2008 г. N 863) в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:

- Министерство  природных ресурсов и экологии  РФ;

- Федеральная  служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- Федеральная  служба по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды;

- Федеральная  служба по надзору в сфере  природопользования;

- Федеральное  агентство водных ресурсов;

- Федеральное  агентство по недропользованию;

- Федеральное  агентство по рыболовству;

- Министерство  сельского хозяйства РФ;

- Федеральное  агентство лесного хозяйства;

- Федеральная  служба по ветеринарному и  фитосанитарному надзору;

- Федеральное  агентство геодезии и картографии;

- Министерство экономического развития РФ;

- Федеральное  агентство кадастра объектов  недвижимости;

- Федеральное  агентство по управлению федеральным  имуществом;

- Федеральная  служба безопасности Российской  Федерации.

Министерство  природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Информация о работе Понятие и виды экологического управления