Понятие и особенности правовой охраны недр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:23, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы - изучение и всесторонний анализ понятия, значения и особенностей правового режима пользования недрами.
Для достижения поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- проанализировать содержание понятий «недра» и «права пользования недрами»;
- рассмотреть право собственности на недра;
- раскрыть виды права пользования недрами;
- исследовать основания возникновения и прекращения права недропользования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие, объекты и субъекты права пользования недрами…………………...5
2. Виды права пользования недрами………………………………………………9
3. Основания и порядок возникновения права пользования недрами………….14
4. Права и обязанности пользователей недр и надзор за их осуществлением...18
5. Основания и порядок прекращения права пользования недрами…………..21
6. Правовые мероприятия, которые обеспечивают охрану недр………………24
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по ЭП - недра Мирончук.docx

— 53.40 Кб (Скачать документ)

На пользователей недр возлагаются и соответствующие обязанности, а именно:

- использовать недра по целевому назначению, для которого они были предоставлены;

- обеспечивать полноту геологического изучения, рациональное, комплексное использование и охрану недр;

- обеспечивать безопасность людей, имущества и окружающей природной среды, не допускать вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, сохранение запасов полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин, которые эксплуатируются или законсервированные, а также подземных сооружений.

Пользователи  недр обязаны охранять редчайшие геологические отслоения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, которые представляют особую научную или культурную ценность и объявленные в установленном порядке объектами естественно-заповедного фонда.

После окончания  работ, связанных с пользованием недрами, пользователи недр обязаны приводить земельные участки, затронутые при пользовании, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования в общественном производстве.

Пользователи  недр обязаны выполнять и другие требования относительно использования недрами, установленные горным законодательством Украины. Законодательством установлена специальная система государственного надзора за осуществлением пользователей недр своих прав и обязанностей. Государственный надзор за использованием и охраной недр осуществляется специальными государственными органами в форме государственного геологического контроля и государственного геологического надзора. Цель государственного контроля и надзора - обеспечение соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного порядка пользования недрами, выполнение других обязанностей относительно охраны недр.

Государственный контроль за геологическим изучением  недр (государственный геологический  контроль) осуществляется Государственным  комитетом природных ресурсов Украины  и его органами на местах.

Государственный надзор за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и  охраной, а также использованием и переработкой минерального сырья (государственный горный надзор) осуществляется Государственным комитетом Украины  по надзору за охраной работы и  его органами на местах. Государственный  контроль за использованием и охраной  недр в пределах своей компетенции  осуществляют местные советы, органы государственной власти на местах, а также Министерство охраны окружающей природной среды Украины и  его органы на местах.

Органы государственного контроля и надзора в пределах своей компетенции имеют право  давать указания для выполнения указания (предписания) об устранении нарушений норм и правил ведения работ во время геологического изучения недр, их использование и охраны; в порядке, установленном законодательством, прекращать работы, связанные с пользованием недрами, в случае нарушений соответствующих норм и правил или без специальных разрешений. Порядок осуществления государственного контроля и надзора определяется Положением о порядке осуществления государственного (горного) надзора, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 21 февраля 1995 года № 13420 и Положением о государственном геологическом контроле за ведением работ по геологическому изучению недр Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 30 ноября 1994 года № 8012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.   Основания  и порядок прекращения права  пользования недрами

Право пользования  недрами может быть прекращено (полностью  или частично), остановлено на некоторое  время по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Полное прекращение  права пользования недрами наступает, когда пользователь лишается этого права на весь предоставленный ему горный отвод или специального разрешения (лицензии). Частичным прекращением называется изъятие у пользователя недр лишь части горного отвода с сохранением за ним права пользования частью, которая осталась.

Основания прекращения  права пользования недрами предусмотрены  в Кодексе о недрах Украины21. Однако приведенный перечень не является исчерпывающим. Существуют также основания, при наличии которых прекращение права пользования недрами всегда обязательное, и основания (они отдаются на усмотрение компетентных органов), которые могут вызвать, а могут и не вызвать прекращение этого права.

К другим основаниям прекращения права пользования  недрами относятся: пользование недрами с применением методов и способов, которые отрицательно влияют на состояние недр, приводят к загрязнению окружающей природной среды или вредных следствий для здоровья населения; использование недр не по целевому назначению; нарушение других требований, предусмотренных лицензией на пользование участком недр, а также тогда, когда пользователь без уважительных причин на протяжении двух лет не приступил к пользованию; смерть гражданина; неуплата или несвоевременная уплата обязательных платежей за пользование недрами; в случаях изъятия земельного участка у землевладельцев и землепользователей на основаниях и в порядке, предусмотренных действующим земельным законодательством.

Основанием  прекращения права пользования недрами иностранных юридических лиц и граждан является досрочное расторжение соглашения (контракта) на право пользования недрами или переработку минерального сырья. Это является условным основанием прекращения права пользования недрами, так как для досрочного расторжения необходимо наличие нарушений условий соглашения (контракта) со стороны иностранного юридического лица или гражданина. Когда же нарушений договора не было, то он не может быть досрочно расторгнутым по требованию одной из сторон, за исключением необходимости изъятия недр для государственных или общественных нужд. Окончание же сроков действия таких соглашений (контрактов) является безусловным основанием для прекращения права пользования недрами.

Экологическое законодательство предусматривает  также случаи остановки (временного запрета) и ограничение права  пользования недрами.

Ограничением  права пользования недрами являются случаи, когда на определенный период (к выполнению необходимых природоохранных мероприятий) устанавливаются уменьшенные объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ как в целом по предприятию, так и на отдельных его производственных подразделах.

Пользование недрами ограничивается или временно запрещается (останавливается) в случае превышения лимитов использования недр, нарушение экологических нормативов и стандартов, а также требований экологической безопасности в специально предусмотренных случаях22.

Право пользования  недрами прекращается, ограничивается или останавливается Государственным  комитетом Украины по надзору  за охраной работы или местными советами, которые предоставили недра в пользование путем аннулирования предоставленного горноотводного акта и изъятие горного отвода в натуре, а также Государственным комитетом природных ресурсов Украины путем аннулирования предоставленной лицензии.

В случае несогласия пользователей с прекращением права  пользования недрами в случаях использования недр не за целевым назначению, с применением методов и способов, которые отрицательно влияют на состояние недр, приводят к загрязнению окружающей среды; неиспользование недр без уважительных причин на протяжении двух лет или лишение специального разрешения этот вопрос решается в судебном порядке, а в других случаях - административному.

Споры по вопросам пользования недрами рассматриваются  органами государственного геологического контроля, государственного горного  надзора, охраны окружающей природной  среды, местными советами, судом, хозяйственным  судом или третейским судом в  пределах их компетенции в порядке, установленном действующим законодательством  Украины.

Истцы - Государственный  комитет природных ресурсов Украины, Государственный комитет по надзору  за охраной работы, Министерство охраны окружающей природной среды Украины  и их органы на местах - освобождаются  от уплаты государственной пошлины  в делах о взыскании средств  и возмещения ущерба, причиненных  государству вследствие нарушений  законодательства о недрах.

Споры по вопросам пользования недрами, которые возникают  с другими государствами, а также  между иностранными юридическими лицами и гражданами и владельцем недр, рассматриваются согласно  требованиям  международного законодательства, международных  договоров, заключенных контрактов. По согласию сторон такой спор может  быть направлено на рассмотрение третейского  суда или международного арбитражного суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.  Правовые  мероприятия, которые обеспечивают  охрану недр

В широком  понимании правовые предписания, направлены на охрану недр, содержатся во многих разделах Кодекса о недрах, но специальный раздел (статьи 56-59) выделяет те мероприятия, которые обеспечивают охрану недр. Выделение указанных правовых норм в специальный раздел оправданно тем, что в нем отображены основные требования в области охраны недр. Недра, в отличие от других естественных объектов, практически нельзя  возобновить. В связи с этим возникает необходимость во внедрении особых требований, которые оказывают содействие рациональному использованию полезных ископаемых и надлежащей их охране.

Реализация  норм и распоряжений в области  охраны недр осуществляется в процессе учета и планирования использования недр, на стадиях геологического изучения, проектирование и строительства предприятий и сооружений, разработки месторождений полезных ископаемых и др. Основными требованиями в области охраны недр является:

- обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр;

- соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

- рациональное изъятие и использования запасов полезных ископаемых и имеющихся в них компонентов;

- недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранение запасов полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин, которые эксплуатируются или законсервированы, а также подземных сооружений;

- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, которые влияют на качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или усложняют их разработку;

- предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного законодательством порядка использования этих площадей для других целей;

- предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и других веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбрасывании сточных вод.

Эти требования охраны недр представляют основную часть прав и обязанностей пользователей недрами и конкретизируются в законодательстве относительно разных видов и стадий пользования недрами.

В случае нарушения  перечисленных требований пользования  недрами может быть ограниченно, временно запрещено или прекращено органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, государственного горного надзора, государственного геологического контроля или другими специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, установленном законодательством Украины.

Также, предусмотрена остановка работы на участке и сообщение об этом заинтересованным государственным органам в случае выявления при пользовании недрами редчайших геологических отслоений и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических и других объектов, которые представляют интерес для науки и культуры.

Законодательство  о недрах устанавливает правовой приоритет охраны и пользование  полезными ископаемыми как основного  богатства недр, которое не воспроизводится. Поэтому не случайно, что основные требования охраны недр связаны, прежде всего,  с порядком пользования полезными ископаемыми, их охраной от нерационального использования, исчерпания и загрязнения, с целью охраны определенные основные условия застройки площадей залегания полезных ископаемых.

Порядок застройки  площадей залегания полезных ископаемых государственного значения устанавливаются Кабинетом Министров Украины23.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых местного значения, а также размещение на участках их залегания подземных  сооружений, не связанных с добычей  полезных ископаемых, допускаются по согласованию с соответствующими местными советами народных депутатов.

Важным мероприятием охраны недр с целью предотвращения отрицательных демографических, социальных и экологических следствий интенсивной добычи полезных ископаемых является установление квоты на добычу отдельных видов полезных ископаемых24.

Запрещается также выборочная разработка месторождений  полезных ископаемых. При проектировании, строительстве и введении в эксплуатацию подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых, должны обеспечиваться рациональное использование  добытых горных пород.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Недра, это часть земной коры, расположенные ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой режим недр регламентируется горным законодательством. К недрам относятся только природные объекты - сплошные породы, породы, находящиеся в жидком и парообразном состоянии, и имеющиеся между пород естественные пустоты.

По законодательству Украины недра предоставляются  в пользования для: геологического изучения; добычи полезных ископаемых, в т.ч. для использования отходов  горнодобывающего и связанных с  ним перерабатывающих производств; строительства и эксплуатации подземных  сооружений, не связанных с добычей  полезных ископаемых; образования особо  охраняемых геологических объектов (научные и учебные полигоны, геологические  заповедники, заказники, памятники  природы, пещеры и др.); сбора минералогических, палеонтологических и других геологических  коллекционных материалов.

Пользователями  недр могут быть субъекты предпринимательской  деятельности независимо от форм собственности, в т.ч. юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено  законодательством. Недра предоставляются  в пользование на основе лицензий, т.е. документов, удостоверяющих право  их владельцев на пользование участками  недр в определенных границах и в  соответствии с указанными целями в  течение установленного срока при  соблюдении заранее оговоренных  требований и условий. Предоставление лицензий на пользование недрами  осуществляется одновременно с предоставлением  земельного участка в соответствии с земельным законодательством.

Информация о работе Понятие и особенности правовой охраны недр