Источники экологического права. Особенности правового режима животного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:36, реферат

Описание

Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указa, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме.

Содержание

Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..3
Источники экологического права………………………………………………..4
Особенности правового режима животного мира………………………………9
Заключение………………………………………………………………………16
Библиографический список…………

Работа состоит из  1 файл

экологич право контрольная работа.docx

— 40.21 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Исходя из международно-правовой концепции сохранения биоразнообразия, формируемое российское законодательство о животном мире основывается на принципе устойчивого существования и устойчивого использования животного мира. Под устойчивым существованием животного мира в Законе «О животном мире» понимается существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени. Устойчивым использованием объектов животного мира признается использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию.

     Основными организационно-правовыми инструментами регулирования охраны и использования животного мира в соответствии с Законом «О животном мире» являются государственный учет, государственный кадастр (ст. 14), государственный мониторинг объектов животного мира (ст. 15), нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания (ст. 17), государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания (ст. 18), экологическая экспертиза (ст. 20), государственный контроль в данной области (ст. 16).

     Основные требования по охране и использованию животного мира направлены на: сохранение видового многообразия животного мира; охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и народному хозяйству.

     Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

     По представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания исполнительные органы РФ и субъектов РФ в пределах их компетенции вправе принять решение об ограничении, приостановлении или полном запрете на определенных территориях и в акваториях или на определенные сроки осуществления отдельных видов пользования животным миром, а также пользования определенными объектами животного мира (ст. 21 Закона «О животном мире»).

     Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

     Общие положения рассматриваемого Закона развиты в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 г. (ред. от 13.03.2008), утвердившем «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Требования регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; столкновения с проводами и электрошока, воздействия элекромагнитных полей, шума, вибрации.

      По экологическим и экономическим соображениям общество заинтересовано также в регулировании численности объектов животного мира. Закон «О животном мире» предусматривает, что объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, а также порядок регулирования определяются специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания. Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания, с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.

     Наиболее распространенными видами пользования животным миром является охота и рыболовство. Возможности по предупреждению истощения животного мира в значительной степени связаны с регулированием осуществления этих видов деятельности.

    Охота определяется как разрешенный законом вид деятельности, заключающийся в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту. Охота включает промысловое добывание диких зверей и птиц, а также любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.

     Правовое регулирование охоты осуществляется на основе как Закона «О животном мире», так и некоторых специальных нормативных правовых актов. Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.

     Члены обществ охотников с соответствующим удостоверением на право охоты имеют право осуществлять любительскую и спортивную охоту с соблюдением установленных правил.

     Отстрел и отлов диких зверей и птиц при любительской и спортивной охоте производится по установленным нормам.

     В целях сохранения и воспроизводства диких зверей и птиц специально уполномоченные государственные органы по регулированию использования животного мира на территории охотничьих угодий могут ограничить или полностью запретить на определенные сроки добычу отдельных видов животных, применение некоторых видов орудий охоты и т.д.

     Объекты охоты  – дикая фауна в состоянии естественной свободы и входящая в государственный охотничий фонд. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с исполнительными органами субъектов РФ. Такой перечень утверждается Правительством РФ.   

     Сроки охоты устанавливаются Правительством РФ. Правила охоты содержат перечень животных, охота на которых полностью запрещена или ограничивается какими-либо сроками. Этот перечень дополняется местными правилами.

     Охотничье хозяйство - отрасль народного хозяйства. Его составными частями являются государственный охотничий фонд и охотничьи угодья.     Государственный охотничий фонд - совокупность зверей и птиц, находящихся на территории охотничьих угодий и служащих объектами охоты или воспроизводства с целью охоты. К охотничьим угодьям отнесены все земельные, лесные, водные площади, служащие местом обитания диких зверей и птиц, входящих в состав охотничьего фонда. 

     Различается рыболовство промысловое, спортивное и любительское. Причем в законодательстве не установлены формальные критерии, разграничивающие спортивное и любительское рыболовство. Отсутствуют в нем и различия в их правовом регулировании.

     Все водоемы, которые используются или могут использоваться для промысловой добычи рыбы либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными. Перечень водных объектов, предназначенных для сохранения воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, определяется Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ.

Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются место, сроки лова рыбы и других водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие требования.

     Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам и лицензиям юридическим и физическим лицам.

     Любительский и спортивный лов рыбы осуществляется для личного потребления бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства и водопользования.

     Важнейшим организационно-правовым средством обеспечения рационального использования и охраны животного мира является государственный контроль. Он организован с нарушением принципа, установленного Законом «О животном мире» (ст. 12), согласно которому недопустимо совмещение деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира.

     Важную роль в развитии охотничьего и рыболовного спорта играет Российская ассоциация обществ охотников и рыболовов, их союзов, предприятий и организаций (Росохотрыболовсоюз). Росохотрыболовсоюз является генеральным пользователем охотничье-рыболовных угодий РФ - ведущей в Российской Федерации организацией в области развития спортивной и любительской охоты и рыболовного спорта с сохранением за ним права выдачи охотникам и рыболовам членских охотничье-рыболовных билетов, путевок на охоту, рыбалку и иной отдых.

 

 

 

Заключение

     Источники  экологического права – нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.

Систему источников экологического права образуют:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеративные договоры;

- Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;

- Законы (конституционные и федеральные);

- Указы и распоряжения Президента РФ;

- Постановления и распоряжения Правительства РФ;

- Конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

- Нормативные правовые акты министерств и ведомств;

- Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

- Локальные нормативные правовые акты;

- Правовой обычай.

    Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они: а) являются компонентами окружающей среды; б) находятся в состоянии естественной свободы.

 

 

 

                                Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды".

3. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О животном мире".

Использованная литература

4. Ерофеев Б.В. Экологическое право. – М, “Высшая школа”, 2002

 

 


Информация о работе Источники экологического права. Особенности правового режима животного мира