Высший хозяйственный суд Республики Беларусь в системе судов экономической юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы. Вопрос о судебной власти, ее характерных чертах и назначении издавна привлекал внимание мыслителей. В советский период эта тема была предана забвению. Более того, сам термин «судебная власть» постепенно исчез из лексикона, так как советская юридическая доктрина решительно отвергала теорию разделения властей. Между тем разделение властей признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как утверждают некоторые исследователи, начинается с библейских времен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ…………………….6
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ …………….8
3. ПОНЯТИЕ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………..…..13
3.1Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь…….15
3.2Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь…17
3.3Коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь…...18
3.4Председатель Высшего Хозяйственного Суда……….……………….20
3.5Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда и его заместители…………………………………………………………….....….20
4. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ (ТРЕТЕЙСКИЙ) СУД…………..23
5.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 47.05 Кб (Скачать документ)

     Постановление принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа  присутствующих членов Президиума и  подписывается председательствующим на заседании. Правила подготовки, порядок  проведения заседаний Президиума, оформление его решений и контроль за их исполнением устанавливаются регламентом Президиума Высшего Хозяйственного Суда. Таким образом, порядок работы Президиума Высшего Хозяйственного Суда принципиально ничем не отличается от порядка работы Пленума этого суда.

     3.3 Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда

     Судебные  коллегии Высшего Хозяйственного Суда создаются из числа судей этого  суда. Их составы утверждает Пленум по представлению Председателя Высшего  Хозяйственного Суда. Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители  Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Председатель Высшего Хозяйственного Суда или его заместитель в  случае необходимости вправе своим  решением привлекать судей одной  судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии. Судебные коллегии Высшего  Хозяйственного Суда рассматривают  в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, надзорной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебные коллегии по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику хозяйственных судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, а также осуществляют иные предусмотренные законодательными актами полномочия.

     Порядок проведения заседаний судебных коллегий, принятия решений, контроль за их исполнением, другие вопросы организации работы определяются Хозяйственным процессуальным кодексом, регламентами судебных коллегий, утверждаемыми Пленумом Высшего Хозяйственного Суда. В судебных коллегиях могут быть образованы судебные составы для рассмотрения отдельных дел. Они формируются Председателем Высшего Хозяйственного Суда, первым заместителем или заместителем Председателя.

     Первичное звено системы судов хозяйственной  юрисдикции — хозяйственные суды областей и г. Минска рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Производство по рассмотрению судебных актов в кассационной инстанции — новый институт для хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь, позволяющий не только быстро устранить ошибки, допущенные судом первой инстанции, но также обеспечить правильное разрешение спора. Дела в этой инстанции рассматриваются в составе не менее трех судей хозяйственного суда. Хозяйственные суды областей и г. Минска изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику; готовят предложения по совершенствованию хозяйственного законодательства; осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством. 
 

     3.4 Председатель Высшего  Хозяйственного Суда                              Председатель Высшего Хозяйственного Суда назначается из числа судей этого суда Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

     Председатель  Высшего Хозяйственного Суда: организует деятельность этого суда и системы  хозяйственных судов, созывает Пленум и Президиум Суда и председательствует на их заседаниях, вносит на их рассмотрение вопросы, отнесенные Законом к их ведению; приносит протесты в порядке  надзора на судебные акты хозяйственных  судов, приостанавливает исполнение судебных актов в случаях и порядке, установленных Хозяйственным процессуальным кодексом; распределяет обязанности между своими первым заместителем и заместителями, формирует судебные составы для рассмотрения дел, осуществляет общее руководство аппаратом суда; назначает на должность и освобождает от должности работников этого аппарата; вносит Президенту Республики Беларусь, в Национальное собрание и Совет Министров, другие государственные органы предложения по совершенствованию законодательства; участвует в заседаниях палат Парламента, их комиссий, заседаниях Правительства, его Президиума, других органов государственной власти; представляет Высший Хозяйственный Суд в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, иностранными судами и международными организациями; истребует из хозяйственных судов судебные дела для проверки в порядке надзора, для изучения и обобщения судебной практики, осуществляет другие предоставленные ему законом полномочия.

     3.5Первый заместитель Председателя высшего хозяйственного суда и его заместители.

     Права и обязанности первого заместителя  Председателя высшего хозяйственного суда и его заместителей во многом совпадают. Как первый заместитель, так и заместители Председателя названного суда назначаются Президентом Республики Беларусь из числа судей высшего хозяйственного суда по представлению Председателя этого суда.

      Первый заместитель  Председателя Высшего Хозяйственного Суда осуществляет полномочия Председателя суда в его отсутствие, вправе председательствовать в заседаниях Пленума, Президиума и  судебных коллегий, приносить протесты в порядке надзора на судебные акты хозяйственных судов, приостанавливать их исполнение; руководит работой  структурных подразделений аппарата Высшего Хозяйственного Суда, организует работу по повышению квалификации судей  и специалистов аппарата хозяйственных  судов, принимает участие в заседаниях Парламента, его комиссий, Правительства, его Президиума, других органов государственной  власти.

     Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда: возглавляют судебные коллегии этого суда; по поручению Председателя Высшего Хозяйственного Суда вправе председательствовать в заседаниях Пленума и Президиума этого суда; приносят протесты на судебные акты хозяйственных  судов, приостанавливают исполнение судебных актов; приостанавливают исполнение судебных актов в случаях и порядке, установленных ХПК; организуют изучение и обобщение судебной практики и ведение судебной статистики; руководят работой структурных подразделений аппарата суда; вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания, их комиссий, Правительства, его Президиума и других органов государственной власти. В случае отсутствия Председателя Высшего Хозяйственного Суда и его первого заместителя полномочия председателя этого суда осуществляет один из заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

     Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам формирования практики применения законодательства и разработки предложений  по его совершенствованию при  Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь создан научно-консультативный  Совет.

     Председатели  хозяйственных судов областей: организуют деятельность хозяйственных судов  областей; формируют судебные коллегии и судебные составы; председательствуют в судебных заседаниях коллегий; рассматривают  протесты на вступившие в законную силу и не обжалованные в кассационном порядке судебные акты этих судов; вносят представления в Президиум Высшего  Хозяйственного Суда на постановления, вынесенные коллегией этого суда по проверке законности решений хозяйственных  судов; распределяют обязанности между своими заместителями; осуществляют общее руководство аппаратами названных судов, назначают на должности и освобождают от должностей работников аппаратов, этих судов; организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов судов; руководят работой по анализу и обобщению судебной практики и ведением судебной статистики; представляют хозяйственные суды в отношениях с государственными и иными органами; осуществляют другие функции организационного руководства соответствующими судами.

     Заместители председателей хозяйственных судов, являясь судьями этих судов, в  соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии и  составы, изучают и обобщают судебную практику и ведут судебную статистику, деятельность структурных подразделений  аппаратов этих судов, в случае отсутствия председателя хозяйственного суда осуществляют его полномочия.

     3.МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ (ТРЕТЕЙСКИЙ) СУД 

     Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате образован в Республике Беларусь весной 1994года 12 апреля того же ода введен в действие Регламент этого суда, урегулировавший организацию, компетенцию и правила рассмотрения хозяйственных споров Международным арбитражным судом при Белорусской торгово-промышленной палате.

     Создание  такого суда вызвано развитием международных  экономических связей, международной  торговли Республики Беларусь с зарубежными  государствами, необходимостью разрешения между участниками внешнеэкономических  отношений споров, коллизий. Образование  международного арбитражного суда способствовало повышению международного авторитета нашей страны, демократизации системы  правосудия, обеспечивало оптимальные  условия для доверия к суду, конфиденциальность, оперативность, отсутствие формализма, экономичность, выгодность таких судов для государства  и сторон.

     9 июля 1999 года был издан Закон  Республики Беларусь «О международном  арбитражном (третейском) суде»,  на уровне мировых стандартов  регламентирующий правовой статус  суда, создающий правовую базу  для его функционирования.

     В Законе предусмотрены виды третейских судов:

     1. Международный арбитражный (третейский) суд как постоянно действующая  арбитражная (третейская) организация;

     2. Третейский орган, специально  образуемый по соглашению сторон  спора вне постоянно действующей  арбитражной (третейской) организации  для рассмотрения отдельного  спора, то есть международный  арбитражный суд для рассмотрения  конкретного спора.

     Основная  задача международного арбитражного суда – правильное и своевременное  разрешение споров, отнесенных к его  компетенции.

     Являясь негосударственной, некоммерческой организацией, действующей на возмездной и постоянной основе, международный арбитражный (третейский) суд признается юридическим  лицо. Вмешательство в его деятельность государственных органов не допускается, за исключение случаев, предусмотренных  законодательством.

     Органами  постоянно действующего международного арбитражного суда являются его председатель и президиум.

     4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ

     Экономический Суд Содружества Независимых  Государств является одним из уставных постоянно действующих органов  СНГ, обеспечивающий единообразное  применение соглашений государств –  участников Содружества и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих их экономических  отношений.

     Организация, порядок деятельности, компетенция  Экономического Суда СНГ определяется межгосударственными соглашениями и Положением о нем. Процедура  разрешения споров устанавливается  Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда Содружества. Экономический Суд  СНГ был образован 6 июля 1992 года. Совет глав государств – участников СНГ утвердил Соглашение о статусе  Экономического Суда и Положение  о нем. 5 июля 1994 года был утвержден  регламент этого суда. В 1995 году принят Закон о статусе судей Экономического Суда Содружества.

     К ведению Экономического Суда СНГ  относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих  при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями  Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества; о соответствии нормативных  и других актов государств – участников Содружества, принятых по экономическим  вопросам, соглашениям и иным актам  Содружества.

     Экономический Суд СНГ образуется из равного  числа судей (по два) от каждого государства  – участника.

     Председатель  и его заместители избираются судьями этого суда большинством голосов и утверждаются Советом  глав государств Содружества сроком на пять лет.

     Экономический Суд как судебный орган включает в себя: состав Суда (коллегии), полный состав Суда, Пленум Суда.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Перед тем как сделать выводы в этой курсовой работе давайте узнаем мнение Председателя Высшего Хозяйственного Суда 
Республики Беларусь В.С. Каменкова о деятельности хозяйственных судов:

     « Экономическое правосудие в Республике Беларусь имеет свою историю, уходящую в далекое прошлое. Мы очень ценим  и стараемся сохранить сложившиеся  традиции на пути к дальнейшей демократизации экономического законодательства. 
       Количество обращений в хозяйственные суды неизменно растет, а это значит, что граждане доверяют системе хозяйственного правосудия. Мы стремимся оправдывать это доверие. Именно поэтому содействие становлению и совершенствованию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота; защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаций, не являющихся юридическими лицами, и граждан — основные задачи судопроизводства в хозяйственных судах. Тем самым мы вносим свой вклад в дело укрепления законности и предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности в Республике Беларусь, просвещения граждан в духе уважения к закону и формирования правового государства. 
       Система экономического правосудия в рамках своей компетенции будет принимать посильное участие в деле сбережения и преумножения национального духовного и культурного достояния, исторического наследия, воспитания у молодежи любви к Отечеству...» [12. с. 1 ].

Информация о работе Высший хозяйственный суд Республики Беларусь в системе судов экономической юрисдикции