Высший хозяйственный суд Республики Беларусь в системе судов экономической юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы. Вопрос о судебной власти, ее характерных чертах и назначении издавна привлекал внимание мыслителей. В советский период эта тема была предана забвению. Более того, сам термин «судебная власть» постепенно исчез из лексикона, так как советская юридическая доктрина решительно отвергала теорию разделения властей. Между тем разделение властей признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как утверждают некоторые исследователи, начинается с библейских времен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ…………………….6
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ …………….8
3. ПОНЯТИЕ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………..…..13
3.1Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь…….15
3.2Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь…17
3.3Коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь…...18
3.4Председатель Высшего Хозяйственного Суда……….……………….20
3.5Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда и его заместители…………………………………………………………….....….20
4. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ (ТРЕТЕЙСКИЙ) СУД…………..23
5.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 47.05 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ…………………….6

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ …………….8

3. ПОНЯТИЕ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………..…..13

         3.1Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь…….15

         3.2Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь…17

         3.3Коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь…...18

         3.4Председатель Высшего Хозяйственного Суда……….……………….20

         3.5Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда и его заместители…………………………………………………………….....….20

4. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ (ТРЕТЕЙСКИЙ) СУД…………..23

5.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…29

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы курсовой работы. Вопрос о судебной власти, ее характерных чертах и  назначении издавна привлекал внимание мыслителей. В советский период эта  тема была предана забвению. Более  того, сам термин «судебная власть»  постепенно исчез из лексикона, так  как советская юридическая доктрина решительно отвергала теорию разделения властей. Между тем разделение властей  признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как  утверждают некоторые исследователи, начинается с библейских времен. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства. Еще античные мыслители - Платон, Аристотель высказывали в своих работах  подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д. Мильберн (1614-1657 гг.). Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье. Однако Дж. Локк, не выделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную, подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Свое дальнейшее развитие теория разделения властей получила в работах Монтескье, назвавшего три «рода власти»: законодательную, исполнительную и судебную. Советский тоталитарный режим не устраивала эта теория. В годы правления командно-административной системы суд был превращен в рядовое государственное учреждение, в обычный орган государственной власти, служил проводником партийно-государственной политики, нередко использовался для расправы с политической оппозицией, инакомыслящими. Возвращение к этому понятию в наши дни обусловлено социально-экономическими и политическими изменениями в обществе, строительством правового государства, которое немыслимо без независимой судебной власти, обеспечивающей верховенство закона, противостоящей административному произволу и правовому нигилизму. 29.06.2006 принят Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Принятие Кодекса завершило кодификацию законодательства о судоустройстве и статусе судей. Полностью или частично в Кодекс вошли положения таких норм, как Закон Республики Беларусь от 13.01.1995 "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь", законодательство Республики Беларусь о хозяйственных судах" и иные законодательные акты - указы и декреты Президента Республики Беларусь. Кодекс вступил в силу 12.01.2007. В отличие от Закона Республики Беларусь "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь", который выступал основополагающим актом организации судебной системы республики, в Кодексе закреплено единство судебной системы. Кодексом установлено, что судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Таким образом, перед нами предстал единый, комплексный акт о судебной системе Республики Беларусь. Особое внимание следует обратить на то, что в Кодекс введены нормы, регламентирующие деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь. Последний определен как орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Согласно Кодексу обращения граждан, направленные непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 06.06.1996 "Об обращениях граждан". Таким образом, Кодекс юридически закрепил еще одну форму работы Конституционного Суда Республики Беларусь с гражданами, которую тот фактически осуществлял. Кодексом введено дополнительное, по отношению к ранее существовавшим, требование к судье Конституционного Суда Республики Беларусь о том, что судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками. Кроме того, в Кодексе содержатся нормы, которые гарантируют организациям право на судебную защиту их законных интересов.

     Тема  курсовой работы: «Высший хозяйственный суд Республики Беларусь в системе судов экономической юрисдикции».

     Объектом  исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это  те нормативные акты, которые отражают и регулируют статус Высшего хозяйственного суда Республике Беларусь.

     Предметом исследования курсовой работы являются Высший хозяйственный суд Республики Беларусь.

     Цель  исследования состоит в том, чтобы  на основе полученных в ходе обучения знаний правильно, объективно, всесторонне  раскрыть тему курсовой работы.

     Задачи  исследования предопределяются целью  исследования и состоят в том, чтобы:

     - дать общую характеристику судебной власти;

     - дать общую характеристику хозяйственных судов;

     - дать понятие Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь ;

     - рассмотреть состав Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь;

     - изложить понятие Международного  арбитражного суда, Экономического  Суда СНГ.

     Характеристика  источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь; во-вторых, специальная  юридическая литература. При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие  методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

     Структура курсовой работы включает: титульный  лист, содержание, введение, четыре раздела с подразделами в третьем, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполнена на 31 листах компьютерного текста.

     1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 

     Судебная  власть есть предоставленные специальным  органам государства - судам, полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции  вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и  арбитражного судопроизводства с соблюдением  процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых  судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной  и общественной жизни от любых  нарушений. Правосудие в правовом государстве  осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется  только законом, правом и не зависит  от субъективного влияния законодательной  или исполнительной власти. Независимость  и законность правосудия являются важнейшей  гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом [7. с. 67].

     Судебная  власть как определенная функция  суда обладает рядом основных признаков:

     Судебная  власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную  волю. В отличие от других видов  власти, реально влияющих на жизнь  людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная  Конституцией и другими законами.

     Судебная  власть принадлежит только судам - государственным  органам, образуемым в установленном  законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей  подготовки и своих личных качеств  осуществлять правосудие и реализовывать  судебную власть в иных формах.

     Исключительность  судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Республики Беларусь, принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

     Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться  воздействию с чьей-либо стороны  при рассмотрении конкретных дел  и принятию по ним решений, обязанность  противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд  не делит с какими-либо другими  органами, а решения суда не требуют  чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь  государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных  органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих  функций кому-либо.

     Процессуальный  порядок деятельности - важнейший  признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон  подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при  рассмотрении конкретных дел.

     Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая  начинается при наличии предусмотренных  законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в  последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.

     Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Республики Беларусь и другими законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ 

     Хозяйственные суды — первые органы судебной власти экономической юрисдикции в истории  отечественного судоустройства. Эти  суды появились в 1991 г. До этого, с 1922 г. по 1990 г., т.е. почти 70 лет, в нашей  стране (как и в РСФСР и в  других союзных республиках бывшего  СССР) действовали органы государственного и ведомственного арбитража [4. с. 76].

     Arbitr - латин. слово, переводится как третье независимое лицо, посредник. По своей юридической природе органы арбитража были административно-судебными учреждениями, разрешавшими преддоговорные и имущественные споры между предприятиями, учреждениями и организациями, выполнявшие одновременно некоторые функции исполнительно-распорядительного характера. Причем ведомственный арбитраж занимал подчиненное положение по отношению к государственному арбитражу. В годы нэпа, с развитием гражданского товарооборота, Положением о судоустройстве БССР 1923 г. создается Арбитражная Комиссия — первый специальный орган экономической юрисдикции в БССР. В 1931 г. Комиссия упраздняется. В соответствии с Положением о Госарбитраже при Совнаркоме СССР от 31 мая того же года образуются Госарбитраж при Совнаркоме БССР, а позднее - и Госарбитражи при облисполкомах. В 1974 г. они преобразуются в союзно-республиканские органы Госарбитража и составляют единую систему, входившую в систему органов государственного управления. Конституция СССР 1977 г. и Конституция БССР 1978 г. впервые определили на высшем юридическом уровне назначение государственного арбитража как специфического юрисдикционного органа. На основе Конституции СССР 30 ноября 1979 г. впервые был принят Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР».

     Однако  по мере свертывания товарно-рыночных отношений, усиления централизации  во всех областях, в том числе  и в хозяйственной жизни, арбитражи  постепенно превратились в придаток административно-командной системы, стали полусудебными, полуадминистративными органами с исполнительными, судебными и нормативно-организационными функциями.

     Лишь  в 1987 г. они выделяются из системы  органов государственного управления в самостоятельную систему, как  специфические юрисдикционные органы, независимые от исполнительно-распорядительной власти.

     Ведомственные арбитражи функционировали в  БССР в советское время в строительных и промышленных министерствах, Министерстве торговли и его областных управлениях, при Белкоопсоюзе.

     С началом перестройки, демократизации всех сфер жизни, в том числе и  области экономики, переходом к  рыночным отношениям возникла необходимость  в создании судов для рынка, для  разрешения гражданско-правовых споров, возникающих в процессе предпринимательской  и иной хозяйственной (экономической) деятельности, вытекающих из правоотношений сфер управления и затрагивающих  интересы субъектов хозяйствования.

     В этих целях 17 мая 1991 г. Верховный Совет  СССР принял Закон «О Высшем арбитражном  Суде СССР». В союзных республиках  последовало образование арбитражных  судов, в Беларуси 5 июня 1991 г. был  принят Закон «О хозяйственном суде в Республике Беларусь» [8. с. 34].

     К компетенции хозяйственных судов  были отнесены не только хозяйственные  споры, подведомственные государственным  арбитражам, но и новые, ранее не рассматриваемые ни арбитражами, ни общими судами. Это, в частности, споры  о признании недействительными  актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы субъектов  хозяйствования, о признании этих субъектов экономически несостоятельными (банкротами). Функционирование хозяйственных  судов было предусмотрено Концепцией судебно-правовой реформы, но основополагающие положения о Высшем Хозяйственном  Суде Республики Беларусь нашли закрепление в Конституции Республики Беларусь 1994 г. и в новой ее редакции.

     Суды  являются органами судебной власти, осуществляющими  в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции  правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях  защиты прав и охраняемых законом  интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

     Хозяйственные суды признаются юридическими лицами и составной частью судебной системы  Республики Беларусь.

     Их  основные задачи:

     - защита прав и охраняемых законом  интересов организаций и граждан  в сфере предпринимательской  и иной хозяйственной (экономической)  деятельности;

     -обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

     - укрепление законности и предупреждение  правонарушений в сфере предпринимательской  и иной хозяйственной (экономической)  деятельности.

Информация о работе Высший хозяйственный суд Республики Беларусь в системе судов экономической юрисдикции