Субъекты предпринимательского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:12, контрольная работа

Описание

Субъекты - это участники предпринимательской деятельности, они являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности. Субъекты, участвующие в предпринимательской деятельности в качестве равноправных участников. Основными участниками предпринимательской деятельности являются предприниматели и предприятия.

Содержание

1. Индивидуальные субъекты предпринимательского права
2. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
3. Правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества
4. Правовые требования, предъявляемые к рекламе в предпринимательской деятельности
5. Предельный размер расчета наличными
6. Источники регулирования внешнеэкономической деятельности
7. Особые экономические зоны в Российской Федерации: понятие и типы, порядок создания и прекращения.

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

хозяйственное право.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

Законодательство  о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

государственными  и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

государственного  и муниципального имущества на основании  судебного решения.

Отчуждение  государственного и муниципального имущества в указанных случаях регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Например, отчуждение имущества государственного предприятия, признанного в установленном порядке банкротом, регулируется о а банкротстве, а не законодательством о приватизации. Таким образом, указанные отношения не подпадают под понятие приватизации. 
 
 

  1. Правовые  требования, предъявляемые  к рекламе в  предпринимательской деятельности
 

Основным  законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе). До введения в действие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных и подзаконных актах которые зачастую противоречили друг другу. Фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, - все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта.

Действующий Закон о рекламе ставит перед  собой цели защитить субъектов от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвратить появление ненадлежащей рекламы или предотвратить негативные последствия, которые могут быть ею вызваны.

Данный  акт является комплексным, поскольку  регулирует совокупность отношений, связанных  с рекламной деятельностью. Так, Закон о рекламе определяет само понятие рекламы; понятие, права и обязанности субъектов рекламных отношений; требования, предъявляемые к рекламе, и ряд других вопросов.

Комплексность Закона о рекламе проявляется  и в том, что он регулирует отношения, возникающие на товарном и финансовом рынках, а также при оказании таких  специфических услуг, как банковские, страховые и т. п.

Действие  рассматриваемого Закона о рекламе  не распространяется на политическую рекламу.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, законодательство РФ о рекламе состоит из данного  Федерального закона и принятых в  соответствии с ним иных федеральных  законов. Отношения, возникающие в  процессе производства, размещения и распространения рек ламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.

Помимо  Закона о рекламе, правила производства, размещения, распространения рекламы  отдельных видов товаров и  услуг закреп лены в соответствующих  специальных законодательных актах. В качестве примера приведем Федеральные  законы «О лекарственных средствах», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О рынке ценных бумаг» и др.

Среди подзаконных актов нужно отметить Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. З 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Данный акт содержит требования к рекламе финансовых организаций, привлекающих средства граждан и юридических лиц (банков, страховых и инвестиционных организаций).

Определенную  роль в регулировании рекламных  отношений играют акты федеральных  органов исполнительной власти. В  качестве примера назовем Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. З 26Ц которым установлены требования к наружной рекламе, размещаемой на объектах федерального железнодорожного транспорта.

Следует отметить, что содержащееся в ст. З Закона о рекламе положение  о федеральном уровне регулирования  отношений в сфере рек ламы рассматривалось в Конституционном Суде РФ. Поводом к рассмотрению дела явились запросы Законодательного Собрания Омской области и Московской городской думы. В своих запросах стороны исходили из того, что законодательство о рекламе не упомянуто ни в ст. 71 Конституции РФ (предметы ведения РФ), ни в ст. 72 (предметы совместного ведения РФ и ее субъектов) и, следовательно, рекламная деятельность может регулироваться нормативными актами субъектов РФ, а это не предусмотрено ст. 3 Закона о рекламе. В Постановлении от 4 марта 1997 г. 4-П Конституционный Суд РФ указал, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т. е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4--6). В силу положений ст. 130, 132 и 133 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

Следует отметить, что нормативными правовыми актами субъектов РФ в основном регулируются вопросы наружной рекламы и рек ламы на транспортных средствах. Приведем некоторые из этих актов:

-- Постановление  Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП «О перспективах развития и правилах размещения средств наружной рекламы, информации и оформления города», которым утверждены Правила размещения средств наружной рекламы и информации в Москве;

-- Постановление  Правительства Москвы от 21 мая  2002 г. № 378-ПП «О проведении конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене» которым утверждено Положение о порядке подготовки конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене.

Международной торговой палатой в 1937 г. был принят Международный кодекс рекламной практики. Он пересматривался в 1949, 1955, 1966 и 1973 гг. Последняя редакция принята 2 декабря 1986 г. 47-й сессией Исполнительного совета Международной торговой палаты. В соответствии с положениями, указанными во введении Кодекса, он является в первую очередь средством самодисциплины, однако он также предназначен для использования судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  5. Предельный размер расчета наличными  

С 22 июля 2007 года положение индивидуальных предпринимателей по вопросам учета и использования  наличных денежных средств заметно  ухудшилось. Это связано с вступлением  в силу Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У, который касается двух вопросов: предельного размера расчета наличными денежными средствами и порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями.

Впервые предельный размер расчетов наличными  деньгами был ограничен в октябре 1998 года (УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 7 октября 1998 г. N 375-У). В период с 14 ноября 2001 года по 21 июля 2007 года расчеты наличными деньгами должны были осуществляться в пределах 60 000 рублей по одной сделке (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У).

Причем  это ограничение было установлено  только в отношении юридических  лиц и на индивидуальных предпринимателей не распространялось.

Поначалу  с этим никто не спорил (письмо УФНС РФ по г. Москве от 06.08.2004 № 29-12/51903, от 21.11.2005 № 09-24/85819).

В 2004 году Верховный суд, анализируя нормы  Гражданского кодекса РФ, сделал вывод  о том, что лимит расчетов наличными  деньгами, установленный Центральным  банком РФ, распространяется не только на юридических лиц, но и на граждан. Речь идет о тех случаях, когда граждане осуществляют предпринимательскую деятельность.

Иными словами, индивидуальные предприниматели  должны были учитывать в своей  работе Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 № 1050-У. Дело в том, что ГК РФ предоставляет  право использовать наличные деньги при осуществлении расчетов без каких-либо ограничений только гражданам, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность (ч. 1 ст. 861 ГК РФ).  Следовательно, в отношении порядка расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием индивидуальных предпринимателей в соответствии с законом могут вводиться ограничения. 

Поначалу  никто не придал значения подобным выводам. Но спустя какое-то время специалисты  Банка России стали все настойчивее  и настойчивее продвигать идею о  том, что предельный размер расчета наличными деньгами касается не только организаций, но и индивидуальных предпринимателей.

И, наконец, появилось письмо Банка России от 17.07.2006 № 08-17/2540, в котором чиновники  однозначно заявили, что индивидуальные предприниматель должны соблюдать предельный размер расчетов наличными деньгами в том случае, если эти расчеты связаны с их предпринимательской деятельностью. Налоговики с радостью поддержали такую идею, а  Федеральной налоговой службой письмо ЦБ РФ было направлено для использования в работе нижестоящим органам (письмо ФНС РФ от 30.08.2006 № ММ-6-06/869).

В ответ  на заявление ЦБ РФ независимые специалисты  заявили, что письмо ЦБ РФ носит разъясняющий характер и не является нормативным  документом, обязательным для применения. Нормативные акты ЦБ РФ, которые обязательны для исполнения органами государственной власти, организациями и гражданами, должны издаваться в форме указаний, положений и инструкций. Такой порядок установлен статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ.

Поэтому точку зрения ЦБ РФ индивидуальным предпринимателям удавалось игнорировать. Чтобы исправить положение ЦБ РФ выпустил Указание № 1843-У, которое предусматривает ограничение расчетов наличными не только для юридических лиц, но и для индивидуальных предпринимателей. Теперь это прямо прописано в нормативном документе, который обязателен для применения всеми хозяйствующими субъектами.

Таким образом, индивидуальные предприниматели  могут рассчитываться наличными  с юридическими лицами и с другими  индивидуальными предпринимателями наличными деньгами. Но только при условии, что платежи в рамках одного договора, заключенного между этими лицами, не превышают 100 000 рублей. 

  • Договор - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 154 ГК РФ).  

Расчеты в рамках одного договора по суммам, которые превышают установленный  размер, необходимо производить в  безналичной форме.

Обратите  внимание! Указание № 1843-У не устанавливает  каких-либо временных ограничений для осуществления расчетов наличными (например, один рабочий день), а содержит ограничение по сумме (100 000 рублей) в рамках одного договора. При этом не имеет значения ни срок действия договора, ни периодичность осуществления расчетов по нему. ОБ этом говорится в письме ЦБ РФ от 04.12.2007 № 190-Т «О разъяснениях по вопросам применения Указания Банка России от 20.06.2007 № 1843-У». 
 
 

6. Источники регулирования внешнеэкономической деятельности 
 

Внешнеэкономическую деятельность могут осуществлять как физические лица, имеющие статус предпринимателя, так и юридические лица, зарегистрированные для ведения предпринимательской деятельности. Среди юридических лиц можно назвать предприятия, принадлежащие российским гражданам и юридическим лицам, предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, совместные предприятия, государственные предприятия, предприятия, созданные органами местного самоуправления.

Наряду  с общим положением, согласно которому все хозяйствующие субъекты обладают правом на ведение внешнеэкономической деятельности, установлен и особый порядок осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено тем значением, которое государство придает отдельным видам внешнеэкономической деятельности. Так, в целях защиты национальных Интересов установлен специальный порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров.

Для получения  права экспорта таких товаров  введен специальный порядок регистрации  предприятий и организаций. Этот порядок определен “Положением  о порядке регистрации (перерегистрации) предприятий и организаций, имеющих право экспорта стратегически важных сырьевых товаров”, утвержденным МВЭС от 2 декабря 1993 г. и ГКАП от 11 ноября 1993 г. № ЮХ/5091". Положение Припяти во исполнение Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. “О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров”.

Информация о работе Субъекты предпринимательского права