Субъекты предпринимательского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:12, контрольная работа

Описание

Субъекты - это участники предпринимательской деятельности, они являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности. Субъекты, участвующие в предпринимательской деятельности в качестве равноправных участников. Основными участниками предпринимательской деятельности являются предприниматели и предприятия.

Содержание

1. Индивидуальные субъекты предпринимательского права
2. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
3. Правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества
4. Правовые требования, предъявляемые к рекламе в предпринимательской деятельности
5. Предельный размер расчета наличными
6. Источники регулирования внешнеэкономической деятельности
7. Особые экономические зоны в Российской Федерации: понятие и типы, порядок создания и прекращения.

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

хозяйственное право.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Содержание. 

  1. Индивидуальные  субъекты предпринимательского права
  2. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
  3. Правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества
  4. Правовые требования, предъявляемые к рекламе в предпринимательской деятельности
  5. Предельный размер расчета наличными
  6. Источники регулирования внешнеэкономической деятельности
  7. Особые экономические зоны в Российской Федерации: понятие и типы, порядок создания и прекращения.
 

    Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Субъекты предпринимательского  права

Субъекты - это участники предпринимательской  деятельности, они являются носителями прав и обязанностей в области  осуществления и регулирования  предпринимательской деятельности. Субъекты, участвующие в предпринимательской деятельности в качестве равноправных участников. Основными участниками предпринимательской деятельности являются предприниматели и предприятия. Субъекты предпринимательского права - это зарегистрированные в установленном порядке лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Основными признаками субъектов предпринимательского права являются:

1) регистрация  в установленном порядке;

2) наличие  обособленного имущества;

3) правоспособность;

4) уплата  соответствующих налогов.

Регистрация - регламентированная законодательством  процедура приобретения лицом статуса  субъекта предпринимательского права. С момента государственной регистрации  возникает новое юридическое  лицо либо физическое лицо приобретает  статус предпринимателя без образования юридического лица. За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации ст. 171 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность. Наличие обособленного имущества является одновременно основой деятельности субъекта и гарантией удовлетворения требований кредиторов, поскольку в отношении субъектов предпринимательского права действует принцип полной имущественной ответственности (субъект отвечает всем своим имуществом). Субъект предпринимательского права может иметь имущество как на праве собственности, так и владеть им на другом вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления). Имущество учитывается на балансе субъекта в установленном порядке. На этапе государственной регистрации юридического лица производится его постановка на налоговый учет с присвоением ИНН - индивидуального номера налогоплательщика, который относится к числу реквизитов юридического лица. 
 

1.2 Классификация субъектов  предпринимательского  права

Классификация субъектов предпринимательского права может быть проведена по различным основаниям:

а) характеру  их компетенции. Субъекты предпринимательского права не только ведут предпринимательскую  деятельность (индивидуальные предприниматели, организации), но и руководят ею (организации в отношении своих подразделений), осуществляют государственное регулирование предпринимательской деятельностью (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования);

б) форме  собственности (частная, государственная  или муниципальная), на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность;

в) по тому, каким образом определён их правовой статус: на базе только Гражданского кодекса  РФ или одновременно и на базе других законодательных актов («Об акционерных  обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О банках и банковской деятельности» и др.);

г) зависимости  от наличия или отсутствия статуса  юридического лица;

д) виду хозяйственной компетенции субъекта: общая, ограниченная, специальная, исключительная;

е) характеру  объединения предпринимателей: на организационной  или договорной (в форме простого товарищества, финансово-промышленной группы) основе.

Организации, в свою очередь, можно  классифицировать:

1) по  цели деятельности - на коммерческие и некоммерческие организации;

2) по  соотношению прав на имущество,  принадлежащих участникам (учредителям)  и принадлежащих самой организации.  Так, участники (учредители) могут  иметь обязательственные права  по отношению к данной организации (хозяйственные общества, товарищества, кооперативы), вещные права на имущество организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия) или вообще не иметь имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения);

3) в  зависимости от того, может ли  имущество организации быть распределено  по вкладам (корпоративные организации)  или оно является неделимым  (унитарные предприятия);

4) по  их организационно-правовой форме.  
 

  1. Лицензирование  отдельных видов предпринимательской деятельности
 

Правовой  институт лицензирования предпринимательской  деятельности является относительно новым  в российском законодательстве. Его  формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано  с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

В современных  условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель.

Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью надзора, избегается создание «фирм-однодневок», не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан.

Во-вторых, государство стремится извлечь  доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.

Именно  лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой  особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства[1]. Из данного определения становится ясно, что лицензирование как вид государственного надзора защищает как публичные, так и частные интересы.

Наибольшие  темпы развития института лицензирования наблюдались в период 1995—1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно меньшем объеме, указами Президента России. Важную роль в развитии института лицензирования сыграло принятие в 1994 и 1996 году двух частей Гражданского Кодекса РФ. С принятием Государственной Думой 21 октября 1994 г. части первой ГК РФ проблема адекватного соотношения лицензионного регулирования в федеральных законах и подзаконных актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию. Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового поля. Правовая регламентация института лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами РФ, РСФСР, СССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов.

Принятый  в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»  стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности[2]. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»[3].

Понятие «лицензирование», обозначающее разновидность  разрешительной политики государства, относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки предпринимательского права. В деятельности исполнительно-распорядительных органов императорской (царской) России методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811—1812 гг.). В этот период была ограничена внешнеторговая деятельность Англии из-за ее острого конфликта с Францией. Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, именуемые «льготными письмами» (Freibriefe).

Однако  участие Российской империи в  континентальной блокаде, выразившееся во введении кратковременного лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности России, существенно ущемляло интересы отечественных товаропроизводителей. И, как представляется, эта мера в большей степени носила политический характер, чем экономико-правовой.

Применение  методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной  деятельности выдача лицензий Министерством  внешней торговли Союза ССР и  последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора. В области права интеллектуальной собственности существовал и существует лицензионный договор, который, на мой взгляд, не имеет ничего общего с лицензированием как формой государственного надзора[4].

Развитие  института лицензирования на рубеже 1991—1992 гг. обусловлено сменой экономических  и правовых формаций; государство  в этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне государственной регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало лицензирование.

Практика  лицензирования получила особое развитие в 1994 г. в связи с принятием  Правительством РФ базисного постановления, регламентирующего осуществление  органами исполнительной власти выдачу, приостановление и аннулирование  лицензий: только за период 1994—1998 гг. (вплоть до принятия ФЗ от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности») органы исполнительной власти осуществляли лицензирование свыше 900 видов коммерческой и даже (в редких случаях) некоммерческой деятельности.

Современный этап развития лицензирования характеризуется  сокращением числа лицензируемых  видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток  лицензируемых видов деятельности порождает т.н. «административные  барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой.

К сожалению, правовые аспекты института лицензирования освещены в литературе в недостаточной  мере и достаточно поверхностно. Тем  не менее, лицензирование как относительно новое и достаточно сложное социально-правовое явление представляется достаточно интересным для изучения, особенно в настоящее время — в эпоху развития рыночной экономики и становления относительно новой российской государственности.

Несмотря  на обширную нормативную базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно полно. Дискуссионным является вопрос о сущности и юридической природе этого института.

По мнению Ж.А. Ионовой, лицензирование является формой легитимации предпринимательства[5]. Эта точка зрения наиболее часто встречается в литературе. Пожалуй, с ней можно согласиться, но лишь отчасти. Точнее было бы сказать, что лицензирование является формой легализации отдельных видов предпринимательской деятельности.

О. Олейник  считает, что «лицензирование —  это правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий:

Информация о работе Субъекты предпринимательского права