Субьекты хозяйственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 22:46, реферат

Описание

Субъекты хозяйственной деятельности – это носители хозяйственных прав и обязанностей, наделенные компетенцией, обладающие обособленным имуществом, зарегистрированные в уставном порядке или легитимированные иным образом, осуществляющие хозяйственную деятельность, приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность. Для того чтобы субъект хозяйственной деятельности являлся субъектом хозяйственных правоотношений необходимо: наличие правовой нормы, предусматривающей возникновение прав и (или) обязанностей; наличие у субъекта хозяйственной правоспособности и хозяйственной дееспособности; наличие юридического факта – событие или действие, влекущее за собой образование прав.

Содержание

1 Введение 3

2 Раздел 1 Общая характеристика субъектов хозяйственной деятельности 4-6

3 Раздел 2 Виды субъектов хозяйственного права 6-12

4 Раздел 3 Право государственной и муниципальной собственности 13-15

5 Заключение 16

6 Список используемых источников 17

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по субъектам права 2003.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральным законом «О некоммерческих организациях»  предусматриваются организационно-правовые формы, в которых могут создаваться  эти организации. Такими организационно-правовыми формами являются общественные организации, религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также некоторые другие организационно-правовые формы.

Всякая  некоммерческая организация является юридическим лицом, имеет имущество  на праве собственности или оперативного управления, самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация  создается на основе устава или учредительного договора и имеет специальную правоспособность. Она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

     Другую  группу субъектов хозяйственного права  составляют субъекты, осуществляющие регулирование (организацию) хозяйственной деятельности. Субъектами, осуществляющими регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, являются, прежде всего, государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления. Они регулируют хозяйственную деятельность на соответствующей территории, организуют предпринимательскую деятельность созданных ими государственных и муниципальных предприятий. ФАС регулирует деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке. В то же время в данную группу входят субъекты, осуществляющие не только государственное, но и внутрисистемное регулирование хозяйственной деятельности. Речь идет о центрах хозяйственных систем, об органах, возглавляющих производственно-хозяйственные комплексы.

Подразделяя субъекты хозяйственного права на осуществляющие хозяйственную деятельность и регулирующие ее, необходимо отметить, что это  деление не является абсолютным. В  некоторых случаях функции ведения  и регулирования хозяйственной деятельности могут сочетаться и осуществляться одним субъектом. Субъект, ведущий в основном хозяйственную деятельность, может выступать в качестве органа регулирования такой деятельности. Так, в холдингах головная организация является хозяйствующим субъектом (предприятием), но в отношениях с дочерними предприятиями она выступает в качестве субъекта, регулирующего (организующего) их деятельность.

     Особое  место занимают внутрихозяйственные  субъекты - подразделения предприятий (хозяйствующих субъектов). Они могут участвовать во внутрихозяйственных отношениях, складывающихся в пределах предприятия между данными подразделениями, а также между ними и предприятием в целом. Таким образом, внутри предприятия складываются отношения как по горизонтали (между подразделениями), так и по вертикали (между подразделениями и предприятием в целом).

Подразделения предприятия могут быть двух видов: внутренние и обособленные. Внутренние подразделения могут участвовать  только во взаимоотношениях с другими  подразделениями или с предприятием в целом.

     Субъектами  права государственной собственности  являются Российская Федерация в  целом и каждый субъект Российской Федерации, полный перечень которых  содержится в Конституции РФ. Указанные  субъекты права собственности осуществляют свои права в отношении принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Существует сложный порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, предусмотренный действующим законодательством РФ. Разделение собственности между Российской Федерацией и ее субъектами получило свое правовое закрепление в связи с принятием постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

     Права собственника от имени Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  осуществляют, в соответствии со ст.125 ГК РФ, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной  актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с действующим законодательством РФ права собственника в отношении федерального государственного имущества осуществляют правительство РФ, а также специально созданные органы, например Министерство имущественных отношений РФ. Круг объектов права государственной собственности не ограничен, поскольку в собственности государства может находиться любое имущество. Согласно п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Некоторое имущество является объектом исключительно государственной собственности и может принадлежать только Российской Федерации.

     Имущество, находящееся в государственной  собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством. Государственные предприятия и учреждения приобретают на переданную им государственную собственность право хозяйственного ведения и право оперативного управления, соответственно, и самостоятельно используют переданное им имущество в рамках предоставленных вещных прав. Правовой режим ограниченных вещных прав предприятий и учреждений будет рассмотрен далее.

     Государственная собственность, несомненно, имеет свою специфику, потому что:

     1) в собственности государства  может находиться любое имущество,  в том числе изъятое из оборота;

     2) некоторые способы возникновения  права собственности присущи  только государственной собственности,  например взимание налогов, а кроме того, только государству предоставлено право осуществлять принудительное изъятие имущества у других собственников;

     3) государство самостоятельно устанавливает  правила использования своего  имущества.

     Муниципальной собственностью является, согласно п.1 ст.215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В соответствии с п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Круг объектов муниципальной собственности намного уже круга объектов государственной собственности. Как правило, в муниципальную собственность закрепляются объекты непроизводственной сферы, социально-бытового и культурного назначения (жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры), а также производственного назначения, учреждения образования, здравоохранения, культуры. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые осуществляют владение, пользование и распоряжение имуществом в рамках переданных им вещных прав. 
 
 
 
 

Раздел 3 Право государственной  и муниципальной  собственности 

     Государственной собственностью в Российской Федерации  является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся  в собственности граждан, юридических  лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

     Имущество, находящееся в государственной  собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом (статьи 294, 296).

Средства  соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями  и учреждениями, составляют государственную  казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной  собственности и к собственности  субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

     Имущество, принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям, является муниципальной  собственностью.

     От  имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

     Государственное или муниципальное унитарное  предприятие, которому имущество принадлежит  на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Кодексом.

     Собственник имущества, находящегося в хозяйственном  ведении, в соответствии с законом  решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей  его деятельности, его реорганизации  и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

     Собственник имеет право на получение части  прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении  предприятия. 

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

     Собственнику  принадлежат права владения, пользования  и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Субъектами  права собственности юридических  лиц согласно п. 3 ст. 213 ГК РФ признаются коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных  предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником). Круг их необычайно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, а также другие предусмотренные законом организации.

     В процессе формирования рыночных отношений  доля государственной собственности  постепенно сокращается, зато развиваются  различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

Различные формы собственности, функционирующие  в общей системе экономических  отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности. 
 

Информация о работе Субьекты хозяйственного права